7(495)968-26-38
Проектируемый проезд №4062,
дом 6

Весь спектр услуг
по техническому осмотру
Наполнение
вторая строка
Ред. блок
Тестовое наполнение
 
 
  •  
  •  
  •  
  •  

Тесла илона маска что это


Кто такой Илон Маск: бизнес, биография, личная жизнь, секреты успеха

Тренды

Телеканал

Газета

Pro

Инвестиции

РБК+

Новая экономика

Тренды

Недвижимость

Спорт

Стиль

Национальные проекты

Город

Крипто

Дискуссионный клуб

Исследования

Кредитные рейтинги

Франшизы

Конференции

Спецпроекты СПб

Конференции СПб

Спецпроекты

Проверка контрагентов

РБК Библиотека

Подкасты

ESG-индекс

Политика

Экономика

Бизнес

Технологии и медиа

Финансы

РБК КомпанииРБК Life

РБК Тренды

Фото: Zuma / ТАСС

5 апреля 2022 года журнал Forbes признал Илона Маска богатейшим человеком планеты. «Железный человек», инноватор, предприниматель будущего — что нужно знать об основателе Tesla и SpaceX?

1

Фото: Joe Raedle / Getty Images

Кто такой Илон Маск и почему о нем все говорят

Илон Маск — 50-летний американский изобретатель, визионер и миллиардер. При ежегодном обновлении рейтинга миллиардеров в 2022 году журнал Forbes впервые официально назвал его богатейшим человеком Земли с состоянием $219 млрд. За предыдущие пару лет Маск несколько раз становился таковым — но лишь по рейтингу «реального времени», периодически уступая основателю Amazon Джеффу Безосу.

Маск известен в первую очередь двумя проектами — производитель электромобилей Tesla и космическая компания SpaceX. 30 мая 2020 года SpaceX совершила первый в истории частный пилотируемый запуск в космос корабля Crew Dragon. До этого на протяжении девяти лет астронавтов на МКС доставляли только российские корабли серии «Союз». SpaceX также активно развивает проект по отправке на низкую околоземную орбиту интернет-спутников. С помощью группировки таких аппаратов Маск намерен создать глобальную сеть, обеспечивающую жителей широкополосным интернетом в любой точке планеты. Другой известный проект SpaceX — планы по колонизации Марса землянами.

2

Фото: Spencer Platt / Getty Images

Биография Илона Маска

Предприниматель родился в семье инженера Эррола Маска и диетолога и известной модели Мэй Маск 28 июня 1971 года в Претории, ЮАР. У него есть младший брат Кимбал, который владеет сетью ресторанов The Kitchen, и сестра Тоска, на настоящий момент — кинорежиссер и продюсер.

Свои первые $500 Маск заработал в возрасте 12 лет, продав видеоигру собственной разработки под названием Blastar, а полученные деньги вложил в акции фармацевтической компании. Продав их, Маск смог после развода родителей уехать из ЮАР в Канаду, где учился какое-то время до перевода в Пенсильванский университет. Там он получил степени бакалавра по физике и экономике, а позже поступил в Стэнфорд, который бросил, не проучившись и недели, чтобы начать свое дело: Маск вместе с братом Кимбалом открыли компанию Zip2 Corporation. Она предлагала программное обеспечение для новостных фирм и была позже продана американской компании по производству персональных компьютеров Compaq. За свою долю предприниматель получил тогда $22 млн.

3

Фото: Patrick T. Fallon / Bloomberg

Остальные проекты и компании изобретателя

  • Система электронных платежей X.com. Слилась с компанией Confinity, после чего была переименована в PayPal и куплена eBay в 2002 году за $1,5 млрд (при этом доля Маска составила $180 млн).

  • Производитель электромобилей и их комплектующих Tesla. Единственная публичная компания Маска. Вопреки распространенному заблуждению, основал Tesla Motors не он, а инженеры Мартин Эберхард и Марк Тарпеннинг в 2003 году. Предприниматель присоединился к команде лишь спустя год, вложив часть вырученных средств от продажи PayPal. Однако компания ассоциируется с его именем все же не зря: именно он вывел этот бизнес на принципиально новый уровень. Так, Tesla Model S 70D была названа «автомобилем века» в 2015 году, а Tesla Model S 2013 года — лучшей из машин, которые получали награду «Автомобиль года» за последние 70 лет. В состав фирмы входит также предприятие SolarCity, которое занимается продажей солнечных панелей и аккумуляторных батарей.

  • Компания-производитель космической техники Space Exploration Technologies Corporation, или SpaceX. На данный момент ею разработаны ракеты-носители Falcon 1, Falcon 9, Falcon Heavy, и космический корабль Dragon. Илон был давно захвачен идеями полетов в космос и будущей колонизации Марса. Так, в январе 2020 года он заявлял, что намерен отправить на Марс 1 млн человек к 2050 году. Уже за десять лет он планирует сконструировать тысячу кораблей многоразового использования, разработкой которых уже занимается SpaceX. Но основной бизнес компании сейчас — доставка грузов на околоземную орбиту.

  • Система околоземных спутников Starlink для обеспечения доступа к высокоскоростному интернету в любом уголке мира. В планах — вывод на орбиту 12 тыс. спутников к середине 2020-х годов. В апреле 2020-го на орбите было уже 418 спутников, а год спустя — уже свыше 1,3 тыс. космических аппаратов.

  • Проект сверхскоростного вакуумного поезда Hyperloop. На настоящий момент он полностью не реализован. Предполагалось, что Hyperloop будет в два раза быстрее самолета и в три-четыре раза быстрее скоростного пассажирского экспресса. Реализацией проекта занимается как сам Маск, так и несколько конкурирующих команд.

  • НКО OpenAI , занимающаяся искусственным интеллектом. Миссия проекта — создать сильный ИИ, который приносил бы пользу всему человечеству. Илон не раз высказывал опасения по поводу наших будущих взаимоотношений с машинами. По его мнению, ИИ может представлять самую большую экзистенциальную угрозу для человека и стать даже более опасным, чем ядерное оружие.

  • Компания по строительству тоннелей The Boring Company. Изначально была дочерним предприятием SpaceX, отсоединилась в 2018 году. В основе лежит концепция, согласно которой городская транспортная система может состоять из обширной сети тоннелей для автомобилей с выходами на поверхность. Первым коммерческим проектом компании должна стать прокладка скоростной подземной системы в Лас-Вегасе.

  • Нейротехнологическая компания Neuralink. В июле 2019 года миллиардер анонсировал ее последнюю разработку — мозговой чип N1. Небольшое беспроводное устройство устанавливается в мозг и призвано помочь людям со слабоумием или параличом. В августе 2020 года Neuralink провела первую презентацию чипа, а весной 2021 года продемонстрировала макаку, играющую в видеоигру с помощью вживленного чипа. В перспективе устройство сможет сгладить неравенство способностей человека и робота, если последние вдруг выйдут из-под контроля (см. пункт 6).

4

Фото: Jonathan Ernst / Reuters

Чем еще известен Илон Маск

Предприниматель признавался, что любит русский язык. Так, он неоднократно отвечал по-русски на сообщения простых пользователей, компаний и других известных личностей в Twitter, а также заявлял, что ему нравится его звучание. Весной 2021 года Маск выступил по видеосвязи на российском научно-просветительском форуме «Новое Знание», правда, беседу он вел на английском языке.

Также Маск известен некоторыми своими неоднозначными поступками и словами. Например, в 2018 году он выкурил смесь из марихуаны и табака прямо на шоу американского комика Джо Рогана, а позже высказывался против лишения свободы за продажу марихуаны в США.

Маск выражал скептицизм по поводу паники вокруг коронавируса и режима самоизоляции: первую он назвал глупостью, а второй — «фашизмом».

В мае 2020 года Маск заявил, что распродает почти все материальное имущество. «У меня не будет дома», — написал Маск в своем Twitter.

С Маском связаны и несколько известных интернет-мемов и ставших крылатыми фраз, таких как «ха-ха, офигенно» и «Как тебе такое, Илон Маск?».

5

Фото: Pascal Le Segretain / Getty Images

Личная жизнь

Илон Маск был женат трижды (при этом два из них на одной женщине). Со своей первой женой — писательницей Жюстин Уилсон он познакомился во время обучения в Канаде. У пары пятеро общих сыновей. Со второй женой — актрисой Талулой Райли предприниматель познакомился в Лондоне немногим позже начала бракоразводного процесса с бывшей женой. Детей у них за время отношений не появилось. Разведясь в январе 2012 года, пара снова сошлась и поженилась через год, чтобы окончательно разорвать брак в 2014 году. Сейчас Илон состоит в отношениях с 33-летней канадской певицей Граймс, которая недавно родила ему сына.

Имя, выбранное парой, удивило поклонников: мальчика назвали X Æ A-12, которое может произноситься как Икс Эш Эй Твелв Маск или Икс Эш Архангел Маск. Сама Граймс дала новорожденному сыну прозвище Маленький Икс (Little X), а бабушка Мэй Маск называет внука Экс.

6

Фото: Bill Ingalls / Getty Images

Бонус: десять секретов успеха Илона Маска

Forbes составил список уроков, которые мы можем извлечь из жизни одного из самых известных и успешных инноваторов современности.

  1. Больше читайте. Илон в детстве прочитал всю Британскую энциклопедию и любил проводить время за книгами и позже, когда стал старше. Чтобы добиться успеха в жизни, нужно постоянно продолжать самообразование, расширять кругозор и подпитываться новыми идеями.
  2. Не тратьте деньги на рекламу. Высокое качество продукта само приведет к усилению «сарафанного радио» и со временем приведет к успеху.
  3. Рискуйте, пока не стало слишком поздно. Лучшее время для предпринимательства — это время, когда ты молод и еще не связан огромным количеством обязательств, которые появляются у каждого человека с течением времени. Кроме того, когда вы становитесь старше, риски также начинают влиять на семью и детей.
  4. Много и упорно работайте. Илон Маск известен своей строгой трудовой этикой. Он зачастую работает до 100 часов в неделю. Никто не говорит, что нужно делать то же самое, но можно задать себе темп, подтолкнуть себя, вспомнив, что, замедлившись, рискуешь растерять свой потенциал.
  5. Создавайте, а не жалуйтесь и не критикуйте. Вместо того, чтобы сетовать на обстоятельства, Маск старается искать решение проблемы. Так, вместо того, чтобы жаловаться на пробки, предприниматель основал The Boring Company, цель которой — уменьшение заторов на дорогах путем создания системы туннелей.
  6. Любите стейкхолдеров, как свою семью. Лидеры бизнеса относятся к клиентам и коллегам как к семье. Маск, например, регулярно выражает благодарность клиентам через Twitter. Это может показаться незначительным жестом, но люди обращают внимание на такие вещи.
  7. Планируйте успех, но готовьтесь к провалу. Нужно прикладывать все усилия, чтобы следовать своей мечте, но в то же время быть готовым к тому, что это не сработает. Проще восстановиться после неудачи, если у вас уже есть план отступления.
  8. Не следуйте тенденциям, создавайте их. Наиболее успешные компании ориентированы на создание новых инновационных решений. Лучше сосредоточиться на своей уникальности, вместо того, чтобы следовать за другими.
  9. Создайте петлю обратной связи. Постоянно думайте над тем, что бы вы могли улучшить и не бойтесь критики: она часто отражает ключевые моменты, которые вам были ранее не видны.
  10. Ищите позитивную цель в работе, которую вы делаете. Независимо от того, насколько она мала, она поможет сохранить мотивацию.

Обновлено 24.06.2022

Текст

Анастасия Андреева

История Tesla: как миллиардер Илон Маск перевернул мировой авторынок

Путь ведущего мирового производителя электромобилей от амбициозного стартапа до компании-лидера отрасли

Американский Forbes в последнем рейтинге богатейших людей мира оценил состояние Илона Маска в $12 млрд. С февраля, когда был опубликован рейтинг, до момента подготовки этого материала оценка выросла до $12,5 млрд. Помог успех компании Tesla Motors. Продажи электромобиля Tesla S растут быстрее прогнозов, это уже не игрушка для гиков, в Амстердаме и Осло машины используют как такси. Pазвивается и другой футуристический проект Маска — компания SpaceX, производитель космических ракет и аппаратов, заключила выгодный контракт с НАСА и пытается освоить фантастическую технологию возвращения отработанных ступеней ракеты-носителя на Землю.

Известный технологический журналист Эшли Вэнс стал автором самой полной на сегодня биографии культового бизнесмена «Elon Musk: Tesla, SpaceX and the Quest for Fantastic Future», которая вышла в мае в издательстве HarperCollins. Одновременно издательство «Олимп-Бизнес» выпустило русское издание книги. Forbes публикует отрывки из главы «Электричество», рассказывающей о создании и первых шагах компании Tesla. Хорошо видно, что нынешний успех был бы невозможен без умения Маска преодолевать многочисленные трудности.

В США каждому, кто пытается создать автомобильную компанию, тут же напоминают, что последним успешным начинанием в этой отрасли был Chrysler, основанный в 1925 году. Разработка и производство машин с нуля сопровождаются многочисленными трудностями, однако все неудачи предыдущих попыток были связаны с отсутствием денег и технологий массового производства. Основатели Tesla были прекрасно осведомлены о правилах игры. Тесла построил электромотор сто лет назад, а создание трансмиссии для передачи мощности мотора на колеса выглядело вполне реальной задачей. Слабым местом плана была постройка завода по производству автомобилей и их узлов. Но чем больше партнеры изучали отрасль, тем больше они понимали, что крупные автопроизводители фактически уже не делают автомобили сами. Времена, когда в одни ворота завода Генри Форда в Мичигане завозили материалы, а из других ворот выезжали готовые машины, давно прошли. «BMW не делает ни ветровые стекла, ни обивку, ни зеркала заднего вида, — объясняет Марк Тарпеннинг. — Крупные автомобильные компании сохранили у себя лишь исследования двигателей внутреннего сгорания, продажи, маркетинг и конечную сборку. Мы наивно полагали, что можем приобрести необходимые детали у тех же поставщиков».

«Я в деле»

С самого начала Мартин Эберхард и Марк Тарпеннинг (бизнес-партнеры из Северной Калифорнии основали компанию Tesla в июле 2003 года. — Forbes) подсознательно рассматривали Маска как основного инвестора. Они оба наблюдали за его выступлением на конференции Марсианского общества в Стэнфорде в 2001-м. Основателям Tesla показалось, что Маск мыслит не так, как все, и сможет воспринять идею электромобиля. Замысел обратиться к Маску за поддержкой Tesla Motors укрепился, когда Том Гейдж из AC Propulsion позвонил Эберхарду и сообщил, что Маск подыскивает объект для инвестиций в сегменте электромобилей. Эберхард и Райт (инженер Иен Райт пришел в компанию третьим, сразу после основателей. — Forbes) полетели в Лос-Анджелес и в пятницу встретились с Маском. Все выходные Маск дотошно выспрашивал у Тарпеннинга, который уже уехал, детали финансовой модели проекта. «Помню только, что я давал один ответ за другим, снова и снова, — рассказывает Тарпеннинг. — В следующий понедельник мы с Мартином снова полетели на встречу с Маском, и он сказал: «Хорошо, я в деле».

Основатели Tesla обрадовались, что им повезло заполучить отличного инвестора. У Маска были инженерные познания, он готов был воспринять идеи компании и разделял более общую цель — избавление США от нефтяной зависимости. «Бизнес-ангел должен хоть немного верить в проект, и для Маска это не было просто очередной финансовой транзакцией, — говорит Тарпеннинг. — Он хотел изменить энергетический баланс страны». Вложив $6,5 млн, Маск стал основным акционером Tesla и президентом компании. Впоследствии Маск ярко проявил свои бойцовские качества в соперничестве с Эберхардом за контроль над Tesla. «Я совершил ошибку, — рассказывает Эберхард. — Нам нужно было больше инвесторов. Но если бы мне вновь предстояло сделать выбор, я бы взял его деньги. Синица в руках... ну, вы понимаете. Нам нужны были деньги».

Вскоре после встречи Маск позвонил Джей Би Штробелю (создатель компании по разработке литий-ионных батарей, заинтересовавший Маска темой электромобилей. — Forbes) и попросил познакомиться с командой Tesla. Узнав, что офис Tesla находится в полумиле от его дома, в Менло-Парк, Штробель был одновременно заинтригован и полон скептицизма. Штробель жил электромобилями, и поначалу у него не укладывалось в голове, что паре парней удалось добиться столь многого, а он о них даже не слышал. Тем не менее в мае 2004 года Штробель пришел на встречу и был тут же принят на работу с годовым окладом $95 000. «Я рассказал, что разрабатываю нужный им батарейный блок на деньги Илона прямо за углом, — вспоминает Штробель. — Мы согласились объединить усилия и сформировали нашу группу отщепенцев».

Если бы в тот момент Tesla Motors посетил кто-нибудь из Детройта, он бы лопнул от смеха.

Багаж автомобилестроительного опыта компании состоял из двух парней, обожавших автомобили, и еще одного, создавшего несколько научных проектов на основе технологии, которую автомобильная отрасль считала недостойной внимания. Более того, основатели и не собирались спрашивать совета по созданию автомобильной компании у детройтских гуру. Нет, Tesla решила пойти тем же путем, что и каждый стартап из Кремниевой долины, — нанять группу молодых голодных инженеров и разобраться во всем в процессе работы. И неважно, что в Области залива Сан-Франциско еще ни у кого не получилось создать автомобиль таким образом и что построение сложного объекта физического мира имеет мало общего с разработкой программного приложения. Главное, что понимали в Tesla: литиевые батареи 18650 уже очень хороши и станут еще лучше. Вместе с определенной долей усилий и интеллекта это должно было обеспечить успех…

Спустя еще год доработок инженеры Tesla могли, наконец, отложить в сторону карандаши. Был май 2006 года, штат сотрудников вырос до 100 человек. Команда построила черную версию Roadster, названную EP1, или первый инженерный прототип. «Как говорится, «вот что, оказывается, мы будем выпускать», — рассказывает Тарпеннинг. — Машину можно было почувствовать, и это было восхитительно». Появление EP1 позволило продемонстрировать инвесторам, на что пошли их деньги, и обратиться за дополнительным финансированием к более широкой аудитории. Впечатление, произведенное на венчурные компании, было достаточно сильным, хотя инженерам и приходилось иногда вручную охлаждать автомобиль между тест-драйвами. Инвесторы, наконец, начали понимать долгосрочный потенциал Tesla. Маск дал еще $12 млн, к нему присоединились и другие, включая венчурные компании Draper Fisher Jurvetson, VantagePoint Capital Partners, J. P. Morgan, Compass Technology Partners, а также таких инвесторов, как Ник Притцкер, Ларри Пейдж и Сергей Брин. В сумме было собрано $40 млн.

В июле 2006 года Tesla решила поведать миру о своих планах. Инженеры компании построили красный прототип — EP2. Оба автомобиля были выставлены на мероприятии в Санта-Кларе. Пресса была весьма заинтригована увиденным. Прекрасный двухместный кабриолет Roadster разгонялся до 60 миль в час (100 км/ч) за четыре секунды. «До этого дня, — заявил Маск на мероприятии, — не было ни одного нормального электромобиля».

Мероприятие посетили знаменитости, включая губернатора Калифорнии Арнольда Шварценеггера и бывшего руководителя Disney Майкла Айснера, многие из них прокатились на Roadster. Машины были настолько ломкими, что только Штробель и несколько доверенных инженеров знали, как ими управлять. Чтобы избежать перегрева, автомобили менялись каждые пять минут. Tesla раскрыла, что каждый автомобиль обойдется примерно в $90 000 и сможет проехать на одной зарядке порядка 400 км. Компания объявила, что Roadster согласились купить 30 человек, среди них сооснователи Google Брин и Пейдж, а также другие миллиардеры от технологий. Маск пообещал представить более дешевый автомобиль — четырехместную, четырехдверную версию стоимостью менее $50 000 — примерно через три года.

Приблизительно в то же время Tesla заявила о себе в The New York Times, где была опубликована короткая заметка о компании. В ней Эберхард оптимистично заявлял, что начало поставок Roadster состоится в середине 2007 года,  а не в начале 2006 года, как планировалось ранее, и излагал стратегию Tesla, основанную на запуске дорогостоящих штучных автомобилей с дальнейшим переходом к более доступным машинам по мере совершенствования технологии и производственных возможностей.

Маск и Эберхард верили в эту стратегию и неоднократно наблюдали за ее успешностью в сфере электронных устройств. «Мобильные телефоны, холодильники, цветные телевизоры — все эти изделия изначально не предлагались в низкоценовом сегменте для массовой аудитории, — объяснял изданию Эберхард. — Эти продукты были изначально дорогими, предназначались только для покупателей, которые могли их себе позволить». Хотя статья и была признанием успеха Tesla, Маску не понравилось, что о нем не было сказано ни слова. «Мы старались подчеркнуть роль Маска, снова и снова повторяли его имя репортеру, но того не интересовал совет директоров компании, — вспоминает Тарпеннинг. — Илон был взбешен. Он побледнел от гнева».

Можно понять, почему Маск так жаждал, чтобы лучи славы Tesla пролились и на него. Машина породила широкий резонанс в автомобильном мире. Электромобили вызывали буквально религиозный трепет как у сторонников, так и у противников, а появление хорошо выглядящего, быстрого электромобиля никого не оставило равнодушным. Кроме того, Tesla впервые превратила Кремниевую долину в реальную угрозу для Детройта, по крайней мере на уровне концепций.

Через месяц после презентации в Санта-Монике проходило знаменитое шоу экзотических автомобилей Pebble Beach Concours d’Elegance. Tesla стала столь популярной темой для разговора, что организаторы мероприятия просто умоляли привезти на выставку Roadster и отменили для компании все сборы за участие. Десятки посетителей прямо на стенде Tesla выписывали чеки на $100 000 на предзаказ автомобиля. «Это было задолго до краудфандинговой платформы Kickstarter, мы и не думали ни о чем подобном, — рассказывает Тарпеннинг. — Но затем мы стали получать миллионы долларов на таких мероприятиях».

Венчурные фонды, знаменитости и друзья сотрудников Tesla стали покупать места в списке ожидания. Дело зашло так далеко, что отдельные представители элиты Кремниевой долины лично являлись в офис Tesla, чтобы купить машину. Однажды компанию посетили предприниматели Константин Отмер и Брюс Лик, знавшие Маска еще по временам его стажировки в Rocket Science Games. Для почетных гостей Маск и Эберхард провели персональную экскурсию, которая продолжалась более двух часов. «В конце мы сказали: хорошо, берем, — рассказывает Отмер. — В то время Tesla еще не было разрешено продавать автомобили, поэтому мы вступили в их клуб. Членство стоило $100 000 и обещало бесплатную машину».

Штурм, отступление, штурм

Инженеры вспоминают, что в первые годы существования компании Эберхард всегда принимал быстрые, четкие решения. Лишь в редких случаях Tesla «зависала» над проблемой, анализируя ситуацию. Компания придумывала план атаки, и если что-то шло не так, то неудача следовала быстро, после чего Tesla сразу меняла подход и двигалась дальше.

Однако многочисленные изменения, запрошенные Маском, стали задерживать Roadster. Маск хотел больше комфорта и требовал изменить сиденья и двери. Он настоял на кузове из углеволокна, а также потребовал, чтобы двери Roadster открывались нажатием пальца на электронные сенсоры, а не с помощью ручки. Эберхард ворчал, что эти дополнительные функции замедляют разработку, многие инженеры были согласны с ним.

Tesla планировала начать поставки Roadster в ноябре 2007 года, но проблемы с коробкой передач не отступали, настал 2008 год, и компания запустила третью попытку создания трансмиссии с чистого листа.

Не все шло гладко и за рубежом. Для создания завода по производству батарей компания решила отправить команду самых молодых и энергичных инженеров в Таиланд, где Tesla заключила партнерское соглашение с исполненной энтузиазма, но не обладавшей необходимыми возможностями производственной компанией. Инженерам Tesla было обещано, что они будут управлять строительством современного завода. Вместо завода они обнаружили бетонный пол с подпиравшими крышу столбами. Здание находилось в трех часах езды к югу от Бангкока и имело практически полностью открытую конструкцию, как и другие заводы, — из-за неописуемой жары. Другие фабрики производили печки, шины и прочие неприхотливые предметы обихода. Целью производства Tesla были чувствительные батареи и электроника. Как и компоненты ракеты Falcon 1, они были бы просто разрушены соленой влажной атмосферой. Партнер Tesla заплатил еще около $75 000 за возведение гипсокартонных стен, укладку напольного покрытия и создание складских помещений с контролем температуры. Инженерам Tesla пришлось потратить немало времени и терпения на попытки обучить тайских рабочих правильному обращению с электроникой. Развитие технологии батарей, ранее шедшее быстрыми темпами, замедлилось до скорости улитки.

Завод по производству батарей был лишь одним из звеньев глобальной цепочки поставок, на всем протяжении которой множились расходы и задержки. Кузовные панели автомобиля производились во Франции, электромоторы должны были поступать из Тайваня. Tesla планировала закупать батарейные ячейки в Китае и доставлять их в Таиланд для сборки батарейных блоков, которые, во избежание порчи, нужно было сразу везти в порт для доставки в Англию, где им предстояло пройти таможню. Затем, согласно планам Tesla, компания Lotus делала кузов, устанавливала в него батарейные блоки и отправляла автомобили Roadster кораблем в Лос-Анджелес через мыс Горн.

В описанном сценарии Tesla должна была оплачивать производство автомобиля в целом, а возможность рассчитать стоимость отдельных узлов и компонентов появлялась лишь по прошествии шести-девяти месяцев. «Мы просто хотели наладить в Азии быстрое и дешевое производство, чтобы заработать на машине, — рассказывает Форрест Норт, один из командированных в Таиланд инженеров. — По нашим данным, в случае действительно сложных устройств работа здесь обходится дешевле, задержек и проблем меньше».

Новых сотрудников непродуманность плана Tesla приводила в ужас.

Райан Поппл, отслуживший четыре года в армии, а затем учившийся по программе MBA в Гарварде, прибыл в Tesla на должность финансового директора. Его основной задачей была подготовка компании к публичному размещению акций. Наскоро просмотрев бухгалтерские книги компании, Поппл спросил директора по производству и операциям, как именно он собирается производить автомобиль. «Тот ответил: ну, мы решаем, что пора запускать производство, и ждем чуда», — рассказывает Поппл.

Узнав о том, как Эберхард управляет компанией, Маск сильно забеспокоился и решил заручиться поддержкой кризис-менеджера. Одним из инвесторов Tesla была чикагская инвестиционная компания Valor Equity, специализировавшаяся на оптимизации производственных процессов. Изучив технологию батарейных блоков и силового агрегата Tesla, компания решила, что даже если Tesla не удастся продать много машин, крупные автопроизводители захотят приобрести ее интеллектуальную собственность. Для защиты своих инвестиций Valor отправила Тима Уоткинса, своего управляющего директора по операциям, который очень скоро пришел к ужасающим выводам.

Британец Уоткинс, обладатель степеней по промышленной робототехнике и электромеханике, умел эффективно решать проблемы. Например, работая в Швейцарии, Уоткинс нашел способ обойти жесткое трудовое законодательство, ограничивающее максимальное время работы сотрудников, за счет автоматизации штамповочного завода. Благодаря этому завод мог работать круглосуточно, а не по 16 часов в день, как предприятия конкурентов…

В середине 2007 года Уоткинс явился к Маску с докладом. Маск был готов к тому, что цена будет высокой, и был уверен, что себестоимость машины удастся значительно снизить по мере отладки производственных процессов компании и повышения объемов продаж. «И тогда Тим велел мне подготовиться к худшему», — рассказывает Маск. Выходило, что стоимость производства каждого Roadster могла достигать $200 000, в то время как Tesla планировала продавать электромобиль всего за $85 000. «Даже в случае полной загрузки производства каждая машина обойдется в лучшем случае в $170 000, — рассказывает Маск. — Разумеется, несколько тысяч долларов ничего не меняли, потому что треть этих чертовых машин мы все равно не выпустили бы…»

Среди инженеров Tesla крепла мысль о том, что Эберхард как президент достиг предела возможностей. Ветераны компании всегда восхищались инженерными способностями Эберхарда, в которых никто не сомневался. При Эберхарде инженерное искусство в Tesla было возведено в культ. К сожалению, другими областями в компании пренебрегали, и мало кто верил, что Эберхарду удастся провести Tesla от этапа исследований и разработок к коммерческому производству. Завышенная стоимость автомобиля, проблемы с трансмиссией, неэффективные поставщики подкосили компанию. И когда Tesla начала переносить сроки поставки, многие ранее фанатичные клиенты, заплатившие авансом крупные суммы, отвернулись от Tesla и Эберхарда. «Добром такое не могло кончиться, — рассказывает Лайонс (инженер-механик, сотрудник № 12.Forbes). — В теории все знают, что основатель необязательно приводит компанию к успеху, но на практике смириться с этим непросто».

Эберхард и Маск годами спорили об отдельных аспектах дизайна автомобиля. Обычно они неплохо ладили. Они оба не терпели дураков и одинаково верили в будущее технологии электрических аккумуляторов и их высокую значимость. Однако расчеты Уоткинса положили конец их добрым отношениям. По мнению Маска, Эберхард допустил значительный просчет в управлении компанией, позволив ценам комплектующих вырасти так сильно. Кроме того, Маск считал, что Эберхард скрыл серьезность ситуации от совета директоров, что равносильно мошенничеству. Маск позвонил Эберхарду, когда тот ехал на выступление перед национальной ассоциацией автомобильных журналистов Motor Press Guild в Лос-Анджелес. В ходе короткого и неприятного разговора Эберхард узнал, что он покидает пост руководителя компании…

Маск за работой

Вскоре сотрудники Tesla смогли познакомиться с классическим Маском, хорошо известным тем, кто работал в SpaceX. Любую проблему, вроде подгонки углеволоконных панелей кузова Roadster, Маск решал в лоб. Он полетел в Англию на своем самолете, чтобы забрать новые обрабатывающие инструменты для кузовных панелей, и лично доставил их на французский завод, чтобы в производственном графике Roadster не было простоев. Дни, когда люди пренебрегали расходами на производство Roadster, ушли безвозвратно. «Илон завелся и заявил, что нужно провести программу интенсивного сокращения издержек, — говорит Поппл. — Он выступил с речью, провозгласив, что мы будем работать по субботам и воскресеньям и спать прямо на рабочем месте, пока работа не будет сделана. Кто-то возразил, что люди и так работают на пределе возможностей и не отказались бы отдохнуть и провести время с семьями. Илон ответил: «У этих сотрудников будет более чем достаточно времени на семью, когда мы обанкротимся». Я подумал: «Ничего себе», но все уяснил. Я человек армейский, знаю, что такое выполнять приказ».

Каждый вторник в семь утра сотрудники должны были обновлять ведомость материалов. Цену каждой детали нужно было знать с точностью до цента и иметь аргументированный план ее снижения. Например, если в конце декабря моторы стоили $6500 за штуку, Маск требовал снизить стоимость к апрелю до $3800. Каждый месяц проводился анализ и обсуждение расходов.

«Если ты отставал от плана, неудача обходилась очень дорого, — рассказывает Поппл. — Все это знали. Люди теряли работу, если не могли решить поставленную задачу. У Илона в голове калькулятор. Если в презентацию проберется необоснованная цифра, он это сразу замечает. Илон не пропускает ни одной детали». С точки зрения Поппла, управленческий стиль Маска был агрессивным, но ему нравилось, что Маск всегда был готов выслушать обоснованное, тщательно взвешенное мнение и поменять свою точку зрения, если для этого найдутся веские доводы. «Некоторые считают Илона жестким, вспыльчивым и деспотичным, — говорит Поппл. — Но времена были непростые, и те, кому были известны операционные проблемы компании, понимали это. Я ценю, что Илон не стремился приукрасить реальность».

Занимаясь маркетингом, Маск ежедневно искал через Google новости о Tesla. Если он находил негативную статью, он требовал «исправить ситуацию», хотя у пиарщиков Tesla почти не было аргументов, чтобы переубедить журналистов. Один из сотрудников пропустил мероприятие, так как присутствовал при рождении своего ребенка. Маск немедленно написал ему: «Это не повод. Я весьма разочарован. Тебе необходимо расставить приоритеты. Мы здесь меняем мир, меняем историю, и ты либо с нами, либо нет».

Маркетологи, делавшие грамматические ошибки в текстах, лишались работы, как и те сотрудники, которые за последнее время не сделали ничего крутого. «Временами Маск бывает довольно грозным, хотя сам не чувствует этого, — рассказывает один из бывших менеджеров Tesla. — Перед совещаниями мы делали ставки, кому достанется на этот раз. Если сказать, что решение было принято в соответствии со стандартной практикой, Маск быстро выкинет тебя с совещания, заявив: «Больше не хочу этого слышать. Мы тут пашем как кони, и недоделанные процедуры нам не нужны».

Он тебя сотрет в порошок, и если удастся выжить, он еще должен решить, можно ли тебе доверять.

Он должен понять, что ты такой же сумасшедший, как и он сам». Этот дух пронизывал всю компанию, и вскоре все поняли, что Маск — само воплощение бизнеса.

Выгореть дотла

Другие ключевые сотрудники с удовольствием решали сложные инженерные задачи на протяжении последних пяти лет, но они выгорели дотла. Райт не верил в успех идеи электромобиля для широких масс. Он покинул Tesla и основал собственную компанию по производству малотоннажных электрических грузовичков. Тарпеннингу не очень нравилось в Tesla без Эберхарда. Не найдя общий язык с Дрори, он тоже решил не тратить еще пять лет жизни на седан.

Лайонс задержался несколько дольше, что уже можно считать чудом. Он возглавлял разработку нескольких ключевых технологий Roadster, включая батарейный блок, мотор, силовую электронику и, конечно же, трансмиссию. Пять лет Лайонс оставался одним из наиболее эффективных сотрудников Tesla, тем, кого постоянно обвиняли в отставании и сдерживании развития всей компании.Он не раз выслушивал резкие тирады Маска, обещавшие разные формы членовредительства то ему, то поставщикам, которые подвели Tesla. Лайонсу приходилось видеть и измученного Маска, отхлебывающего и выплевывающего кофе, потому что тот уже остыл, и тут же требующего от сотрудников работать упорнее, делать больше. Как и многие свидетели подобных выступлений Маска, Лайонс не питал иллюзий в отношении его характера, но с величайшим уважением относился к визионерским и управленческим качествам Маска. «Работая в Tesla, ты чувствовал себя полковником Курцем из «Апокалипсиса сегодня», — говорит Лайонс. — Не бойся применять безумные методы, просто сделай работу. Это все от Илона. Он слушает, задает правильные вопросы, быстр и способен докопаться до сути».

Tesla смогла пережить потерю ключевых сотрудников, стоявших у истоков компании. Сильный бренд позволил Tesla и дальше нанимать лучших, включая сотрудников крупных автомобильных компаний, которые знали, как преодолеть последние трудности, мешавшие Roadster наконец добраться до покупателей.

Но главную проблему Tesla не могли решить ни инженерные достижения, ни удачный маркетинг. К 2008 году у компании стали заканчиваться деньги.

Разработка Roadster обошлась в $140 млн — существенно больше $25 млн, заложенных в бизнес-план 2004 года. В обычных условиях Tesla, вероятно, смогла бы получить дополнительное финансирование. Однако рыночные реалии были далеки от обычных. Крупные американские автопроизводители приближались к банкротству в разгар тяжелейшего финансового кризиса со времен Великой депрессии. Посреди этого хаоса Маску нужно было убедить инвесторов Tesla расстаться еще с десятками миллионов долларов. Инвесторам же нужно было представить своим клиентам доказательства целесообразности этих инвестиций. Как сказал сам Маск: «Вот вы пытаетесь обосновать финансирование разработчика электромобилей, а тем временем отраслевые издания буквально кричат, что этот производитель делает туфту, компания обречена, на дворе рецессия, автомобили никто не покупает». Чтобы вытащить Tesla из этой передряги, Маску потребовалось пожертвовать всем своим состоянием и оказаться на грани нервного срыва.

Илон Маск | Tesla

Илон Маск является соучредителем и руководителем Tesla, SpaceX, Neuralink и The Boring Company.

Как соучредитель и генеральный директор Tesla, Илон руководит всеми разработками, проектированием и глобальным производством электромобилей, аккумуляторов и продуктов на солнечной энергии.

С момента основания компании в 2003 году миссия Tesla заключалась в ускорении перехода мира к устойчивой энергетике. Первый продукт Tesla, спортивный автомобиль Roadster, дебютировал в 2008 году, за ним последовали седан Model S, представленный в 2012 году, и внедорожник Model X, выпущенный в 2015 году. названа лучшим автомобилем года по версии журнала Motor Trend, а Model X стала первым внедорожником, получившим 5-звездочный рейтинг безопасности во всех категориях и подкатегориях в тестах Национальной администрации безопасности дорожного движения. В 2017 году Tesla начала поставки Model 3, массового электромобиля с запасом хода более 320 миль, и представила Tesla Semi, которая призвана сэкономить владельцам не менее 200 000 долларов за миллион миль только за счет затрат на топливо. В 2019 году, Tesla представила Cybertruck, который будет более полезным, чем традиционный грузовик, и более производительным, чем спортивный автомобиль, а также компактный внедорожник Model Y, поставки которого клиентам начались в начале 2020 года.

Tesla также производит три продукта для хранения энергии: домашнюю батарею Powerwall, промышленную батарею Powerpack и Megapack, предназначенную для коммунальных установок. В 2016 году Tesla стала первой в мире вертикально интегрированной устойчивой энергетической компанией после приобретения SolarCity, ведущего поставщика систем солнечной энергии в США, а в 2017 году выпустила Solar Roof — красивый и доступный продукт для производства энергии.

В качестве ведущего конструктора SpaceX Илон курирует разработку ракет и космических аппаратов для полетов на околоземную орбиту и, в конечном счете, на другие планеты. В 2008 году SpaceX Falcon 1 стала первой частной ракетой на жидком топливе, вышедшей на орбиту, а SpaceX вошла в историю в 2017 году, впервые повторно запустив ракету Falcon 9 и космический корабль Dragon. Вскоре после этого Falcon Heavy, самая мощная действующая ракета в мире в два раза, совершила свой первый полет в 2018 году. В 2019 году, версия космического корабля Dragon от SpaceX с экипажем завершила свою первую демонстрационную миссию, и компания впервые отправит астронавтов НАСА на Международную космическую станцию ​​в 2020 году. Опираясь на эти достижения, SpaceX разрабатывает Starship — полностью многоразовую транспортную систему. который доставит экипаж и грузы на Луну, Марс и дальше, а также Starlink, который доставит высокоскоростной широкополосный интернет в места, где доступ был ненадежным, дорогим или полностью недоступным. Разрабатывая многоразовые ракеты, SpaceX преследует долгосрочную цель сделать людей многопланетным видом, создав самодостаточный город на Марсе.

Илон также является генеральным директором компании Neuralink, которая разрабатывает интерфейсы «мозг-машина» со сверхвысокой пропускной способностью для подключения человеческого мозга к компьютерам.

Он также запустил The Boring Company, которая сочетает в себе быструю и доступную технологию строительства туннелей с полностью электрической системой общественного транспорта, чтобы облегчить душераздирающие городские пробки и обеспечить высокоскоростные путешествия на дальние расстояния. The Boring Company построила научно-исследовательский туннель длиной 1,15 мили в Хоторне и в настоящее время строит Vegas Loop, систему общественного транспорта в конференц-центре Лас-Вегаса.

Ранее Илон стал соучредителем и продал PayPal, ведущую в мире систему интернет-платежей, и Zip2, одну из первых интернет-карт и сервисов маршрутов.

Илон Маск | Биография, SpaceX, Tesla, Twitter и факты

Илон Маск

Смотреть все медиа

Дата рождения:
28 июня 1971 г. (51 год) Претория Южная Африка
Учредитель:
PayPal СпейсИкс Zip2

Просмотреть весь связанный контент →

Последние новости

28 октября 2022 г. , 7:55 утра по восточному времени — Илон Маск завершил покупку Twitter. Он уволил нескольких руководителей компании, в том числе генерального директора Парага Агравала, согласно Wall Street Journal и другим источникам. Он также сказал рекламодателям Twitter, что «Twitter, очевидно, не может стать адом для всех».

Самые популярные вопросы

Когда родился Илон Маск?

Илон Маск родился 28 июня 1971 года в Претории, Южная Африка.

Где учился Илон Маск?

Илон Маск поступил в Королевский университет в Кингстоне, Онтарио, Канада, а затем перевелся в Пенсильванский университет в Филадельфии, где в 1997 году получил степень бакалавра физики и экономики. через несколько дней, чтобы сосредоточиться на том, чтобы стать предпринимателем.

Чего добился Илон Маск?

Илон Маск стал одним из основателей компании электронных платежей PayPal, а в 2002 году он основал SpaceX, компанию, производящую ракеты и космические корабли. Он был одним из первых спонсоров Tesla, которая производит электромобили и аккумуляторы, и стал ее генеральным директором в 2008 году. В 2022 году он приобрел службу социальных сетей Twitter. , Южная Африка), американский предприниматель южноафриканского происхождения, который стал одним из основателей фирмы электронных платежей PayPal и основал SpaceX, производителя ракет-носителей и космических кораблей. Он также был одним из первых крупных инвесторов, а также генеральным директором производителя электромобилей Tesla. Кроме того, в 2022 году Маск приобрел Twitter9.0003

Молодость

Маск родился от отца из Южной Африки и матери из Канады. Он рано проявил талант к компьютерам и предпринимательству. В 12 лет он создал видеоигру и продал ее компьютерному журналу. В 1988 году, после получения канадского паспорта, Маск покинул Южную Африку, потому что не хотел поддерживать апартеид через обязательную военную службу и искал более широкие экономические возможности, доступные в Соединенных Штатах.

PayPal и SpaceX

Маск учился в Королевском университете в Кингстоне, Онтарио, а в 1992 году перевелся в Пенсильванский университет в Филадельфии, где в 1997 году получил степень бакалавра физики и экономики. Он поступил в аспирантуру по физике Стэнфордского университета в Калифорнии, но он ушел всего через два дня, потому что чувствовал, что Интернет имеет гораздо больший потенциал изменить общество, чем работа в области физики. В 1995 году он основал Zip2, компанию, которая поставляла карты и бизнес-справочники интернет-газетам. В 1999 Zip2 был куплен производителем компьютеров Compaq за 307 миллионов долларов, а затем Маск основал компанию X.com, предоставляющую финансовые онлайн-услуги, которая позже стала PayPal и специализировалась на переводах денег в Интернете. Интернет-аукцион eBay купил PayPal в 2002 году за 1,5 миллиарда долларов.

Станьте свидетелем успешного запуска капсулы SpaceX Dragon, 25 мая 2012 г.

Посмотреть все видео к этой статье

Маск давно был убежден, что для выживания жизни человечество должно стать многопланетным видом. Однако он был недоволен большим расходом ракетных установок. В 2002 году он основал Space Exploration Technologies (SpaceX), чтобы делать более доступные ракеты. Его первыми двумя ракетами были Falcon 1 (впервые запущенная в 2006 году) и более крупная Falcon 9.(впервые запущены в 2010 году), которые были спроектированы так, чтобы стоить намного меньше, чем конкурирующие ракеты. Третья ракета, Falcon Heavy (впервые запущенная в 2018 году), была спроектирована так, чтобы выводить на орбиту 117 000 фунтов (53 000 кг), что почти вдвое больше, чем у ее крупнейшего конкурента, Delta IV Heavy компании Boeing, за одну треть стоимости. SpaceX анонсировала преемника Falcon 9 и Falcon Heavy: систему Super Heavy-Starship. Первая ступень Super Heavy будет способна поднять 100 000 кг (220 000 фунтов) на низкую околоземную орбиту. Полезной нагрузкой будет Starship, космический корабль, предназначенный для обеспечения быстрой перевозки между городами на Земле и строительства баз на Луне и Марсе. SpaceX также разработала космический корабль Dragon, который доставляет грузы на Международную космическую станцию ​​(МКС). Dragon может перевозить до семи астронавтов, и в 2020 году он совершил полет с экипажем на МКС с астронавтами Дугом Херли и Робертом Бенкеном. Первые испытательные полеты системы Super Heavy-Starship стартовали в 2020 году. Помимо того, что он был генеральным директором SpaceX. Маск также был главным конструктором ракет Falcon, Dragon и Starship.

Tesla

Маск давно интересовался возможностями электромобилей, и в 2004 году он стал одним из основных спонсоров Tesla Motors (позже переименованной в Tesla), компании по производству электромобилей, основанной предпринимателями Мартином Эберхардом и Марком Тарпеннингом. В 2006 году Tesla представила свой первый автомобиль Roadster, который мог проехать 245 миль (394 км) на одной зарядке. В отличие от большинства предыдущих электромобилей, которые Маск считал громоздкими и неинтересными, это был спортивный автомобиль, который мог проехать от 0 до 60 миль (97 км) в час менее чем за четыре секунды. В 2010 году первичное публичное размещение акций компании привлекло около 226 миллионов долларов. Два года спустя Tesla представила седан Model S, получивший признание автомобильных критиков за его производительность и дизайн. Компания получила дополнительную похвалу за свой роскошный внедорожник Model X, который вышел на рынок в 2015 году. Модель 3, менее дорогой автомобиль, была запущена в производство в 2017 году и стала самым продаваемым электромобилем всех времен.

Недовольный прогнозируемой стоимостью (68 миллиардов долларов) системы высокоскоростной железной дороги в Калифорнии, Маск в 2013 году предложил альтернативную более быструю систему, Hyperloop, пневматическую трубу, в которой капсула с 28 пассажирами преодолевала бы 350 миль (560 миль). км) между Лос-Анджелесом и Сан-Франциско за 35 минут на максимальной скорости 760 миль (1220 км) в час, что почти со скоростью звука. Маск заявил, что Hyperloop будет стоить всего 6 миллиардов долларов и что, поскольку капсулы отправляются в среднем каждые две минуты, система может вместить шесть миллионов человек, которые путешествуют по этому маршруту каждый год. Однако он заявил, что между работой в SpaceX и Tesla он не может уделять время разработке Hyperloop.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас

Маск присоединился к службе социальных сетей Twitter в 2009 году и под именем @elonmusk стал одним из самых популярных аккаунтов на сайте с более чем 85 миллионами подписчиков по состоянию на 2022 год. Он выразил сомнения по поводу публичной продажи Tesla. , а в августе 2018 года он сделал серию твитов о закрытии компании по цене 420 долларов за акцию, отметив, что он «обеспечен финансированием». (Стоимость в 420 долларов была воспринята как шутливая ссылка на 20 апреля, день, отмечаемый приверженцами каннабиса.) В следующем месяце Комиссия по ценным бумагам и биржам США (SEC) подала в суд на Маска за мошенничество с ценными бумагами, утверждая, что твиты были «ложными и вводящий в заблуждение». Вскоре после этого правление Tesla отклонило предложенное SEC урегулирование, как сообщается, потому, что Маск пригрозил уйти в отставку. Однако эта новость привела к резкому падению акций Tesla, и в конечном итоге была принята более жесткая сделка. Его условия включали уход Маска с поста председателя на три года, хотя ему было разрешено оставаться генеральным директором; его твиты должны были быть предварительно одобрены юристами Tesla, и были наложены штрафы в размере 20 миллионов долларов как для Tesla, так и для Маска.

Маск критиковал приверженность Twitter принципам свободы слова в свете политики компании по модерации контента. В начале апреля 2022 года документы Twitter в SEC показали, что Маск купил более 9 процентов компании. Вскоре после этого Twitter объявил, что Маск войдет в совет директоров компании, но Маск отказался от этого и сделал ставку на всю компанию по цене 54,20 доллара за акцию за 44 миллиарда долларов. Правление Twitter приняло сделку, которая сделает его единственным владельцем компании. Маск заявил, что его планы в отношении компании включали «расширение продукта новыми функциями, создание алгоритмов с открытым исходным кодом для повышения доверия, борьбу со спам-ботами и аутентификацию всех людей».


Learn more