7(495)968-26-38
Проектируемый проезд №4062,
дом 6

Весь спектр услуг
по техническому осмотру
Наполнение
вторая строка
Ред. блок
Тестовое наполнение
 
 
  •  
  •  
  •  
  •  

Как зовут тесла


Борис Ржонсницкий - Никола Тесла. Первая отечественная биография читать онлайн

Борис Ржонсницкий

НИКОЛА ТЕСЛА

Первая отечественная биография


Часть первая

НАЧАЛО ПУТИ


Глава первая

Детство Николы Теслы. Жизнь в семье. Школьные годы. Болезнь. Кем быть?

На западе современной Югославии, в Народной Республике Хорватия, у подножия восточного склона Велебитских гор, покрытых густыми, непроходимыми лесами, расположен город Госпич — центр провинции Лика.

Величественна и прекрасна природа этих мест. На вершинах гор дикие скалы нагромождены друг на друга. С трудом можно найти между ними небольшие клочки земли, пригодной для обработки под посев. Недаром в Хорватии существует народное сказание, будто бы бог, равномерно распределяя по земле камни, летал над ней с большим мешком. Над Ликой мешок прорвался, и весь остаток камней высыпался, образовав Велебиты.

Невдалеке за горным хребтом — побережье лазурного Адриатического, или, как зовут его здесь, Ядранского моря; всего в нескольких часах пути — поразительные в своей красоте Плитвицкие озера, окруженные могучими дубовыми, буковыми и кленовыми лесами. Быстрые реки каскадами водопадов сбегают с высоких гор в долину плоскогорья Лика.

В гуще этих лесов затерялось небольшое село Смиляны. И хотя до города Госпича всего двенадцать километров, только пешими горными тропами жители этого села добираются до центра провинции.

Сто лет назад, когда Хорватия входила в состав империи Габсбургов, захватившей земли хорватов и словенов и поработившей свободолюбивые славянские народы, Смиляны состояли всего из нескольких домов, школы, где преподавание велось не на родном хорватском языке, а на немецком, костела да православной церкви, рядом с которой находился небольшой домик священника. В этом домике, сохранявшемся до 1942 года, в семье священника Милутина Теслы ровно в полночь с 9 на 10 июля 1856 года родился четвертый ребенок, получивший имя Никола.

В те годы в стране, испытавшей гнет различных поработителей: турецких, венгерских, австрийских, Православная Церковь была одним из очагов сопротивления свободолюбивых славянских народов. Милутин Тесла был священником по призванию. Он происходил из старинного сербского рода, с давних времен переселившегося из Сербии в Хорватию, он получил другое имя — Тесла[1], связанное с основной профессией большинства членов семьи.

Представители этого рода отличались не только как мастера своего ремесла, но и как храбрые защитники родины. Родители Милутина Теслы были военными. Его вместе с братом Иосипом также отдали в свое время в офицерскую школу. Но военные науки, муштра и шагистика не интересовали обоих братьев. Милутин вскоре бросил офицерскую школу и поступил в духовную семинарию, дававшую возможность наряду с изучением богословия в свободное время заниматься естественными науками и математикой. Иосип, окончив школу, преподавал математику в военных учебных заведениях и впоследствии стал профессором Военной академии в Австрии.

Окончив в 1845 году духовную семинарию, Милутин Тесла женился на Джуке Мадич. После женитьбы он получил должность капеллана Греческой Восточной Церкви в местечке Сенью, где прожил с 1846 по 1852 год. Здесь в семье Теслы родились трое старших детей: сын Дане и две дочери — Ангелина и Милка. В 1852 году Милутин Тесла был переведен в Смиляны.

Образованный и одаренный человек, смилянский священник интересовался не столько богословием, сколько литературой, философией и естественными науками. Как и брат его Иосип, Милутин очень увлекался изучением математики и проявил в этой науке недюжинные способности. Он знал в совершенстве несколько европейских языков, много читал, любил книги и собрал большую библиотеку, содержавшую не только редкие богословские фолианты, но и прекрасно подобранную литературу по естествознанию.

Таков был отец Николы Теслы. Однако не меньшее влияние на формирование характера будущего ученого оказала и его мать Джука. Это была своеобразная и очень одаренная натура.

Рано лишившись матери, Джука, старшая в большой семье, должна была взять на себя все заботы о шестерых братьях и сестрах. Всю жизнь она оставалась неграмотной (на родине ее, в Гагаце, не было сербских школ, а отец Джуки не захотел отдать ее в школу, где учили на чужом языке), но рано обнаружила глубокий природный ум, художественный вкус и любовь к народному творчеству. Джука Тесла знала на память много сербских народных песен, отрывков из «Горного венца» — творения замечательного черногорского поэта Петра Негоша.

Она была также известна во всей округе своими рукоделиями, а особенно своим трудолюбием и изобретательностью.

Дом в Смилянах, в котором родился Тесла.

Случалось не раз, что путник, нашедший приют в одном из горных селений Хорватии, с интересом рассматривал замысловатые приспособления для различных домашних работ или замечательный ткацкий станок, на котором можно было изготавливать любые ткани — и грубые для верхней одежды, и тончайшие, идущие на вышивку и рукоделия.

— Кто придумал эти приспособления? Кто изобрел такой замечательный ткацкий станок? — невольно интересовался удивленный гость.

— Наша Джука, — с гордостью отвечал владелец редкостного станка, — Джука Мандич из Грагаца. Зайдите к ней, если ваш путь лежит через Грагац. Во всей округе вы не найдете мастерицу искуснее и хозяйку гостеприимнее. Она охотно покажет вам вышивки и кружева своей работы, каких не найти и на ярмарке в Загребе, да еще и споет немало песен, расскажет не одну старинную легенду.

О рукодельном мастерстве Джуки Мандич сохранилось почти легендарное свидетельство старожилов — вы услышите его и сейчас в Грагаце: руками, загрубевшими от домашней работы, она могла завязать три узелка на ресничке.

Замужество и большая семья не изменили ее характера, жизнерадостного и жизнелюбивого. Материнская ласка, нежная забота и неизменная звонкая песня на всю жизнь запомнились ее детям. Но вместе с тем это была требовательная мать, воспитавшая в своих детях несгибаемую волю, настойчивость в достижении поставленной цели, благородство помыслов и желаний.

В такой обстановке вырос Никола Тесла. Годы его детства, проведенного в незаурядной семье, среди изумительной природы, были наполнены поэзией и сказочными преданиями старины, они оставили неизгладимый след во впечатлительной душе будущего ученого. Не раз впоследствии воспоминания детства, картины мирной жизни гордого, свободолюбивого, мужественного народа, с исключительной стойкостью переносившего все превратности истории, вдохновляли Николу Теслу и помогали ему в преодолении возникавших трудностей.

Читать дальше

как Tesla стала триллионной компанией / Хабр

Упомянутые в статье факты я начал бережно собирать в черновике ещё весной. А тут появился повод собрать их все воедино. Я вам гарантирую, что вы будете изумлены изысканностью происходящего.

Альберт Гор и Илон Маск

После новости о том, что Hertz решил купить 100 тысяч автомобилей Tesla за $4 с лишним миллиарда, капитализация Tesla выросла уже почти на $200 ярдов. Иррациональность рынка меня уже давно нисколько не удивляет, но мне было очень любопытно понять, зачем и на какие шиши недавно выбравшийся из процедуры банкротства Hertz собрался вдруг покупать такие дорогие автомобили, да ещё при том, что Маск не дал никаких скидок за опт. Ответ прост — за деньги налогоплательщиков.

Оказывается, в Белом доме недавно приняли «Budget Reconciliation Bill», который обойдётся гражданам США в $1,75 триллиона. И там есть множество льгот в угоду так называемой чистой энергетики, а в частности — 30% налоговый вычет за «qualified commercial electric vehicles». То есть Hertz, закупив Tesla, получит $1,26 млрд налогового кэшбэка. Кстати, льготы также причитаются за установку зарядных станций, и Hertz объявила о планах соорудить тысячи таких станций.

Важно упомянуть, что налоговые льготы также доступны для граждан и лимит компенсаций повысили с $7500 до $12 500. Например, если ты к концу года должен отдать $15 тысяч подоходного налога, то ты можешь купить Tesla Model S и принести в налоговую всего $2500. Считай это приятным бонусом от компании Tesla или хорошей скидкой на покупку электромобиля. Очень таки хороший стимул уйти с ДВС, не так ли?

При всём при этом Tesla тоже получает бонусы в виде ZEV-кредитов и прочих льгот за производство своей продукции. Таким образом правительство США буквально вручную перестраивает автомобильный рынок. Но знаете, что мне показалось самым интересным? Текст нового бюджетного законодательства опубликовали 28 октября, а Hertz объявила о покупке Tesla 25 октября, хотя решение о сделке, как вы все понимаете, принималось ещё гораздо раньше.

А теперь я хочу вам рассказать про одного очень интересного персонажа в американском истеблишменте по имени Альберт Гор. Это бывший вице-президент США при Клинтоне, кандидат в президенты 2000 года и лауреат Нобелевской премии мира, которую он получил за фильм 2006 года «Неудобная правда» про глобальное потепление.

Его фильм и книга фактически стали фундаментом для формирования климатической политики и общественного запроса на возобновляемые источники энергии. Примечательно, что вместе с осознанием внутренней обеспокоенности за экологию Гор одним из первых разглядел коммерческий потенциал в проектах, призванных защищать окружающую среду.

За два года до появления «Неудобной правды» Гор вместе с главным управляющим активами Goldman Sachs Дэвидом Блудом основали инвестиционную компанию Generation Investment Management, сформировав понятия «sustainable investing» и ESG как таковые.

Бывший кандидат в президенты по всей видимости очень хорошо разбирался в технологиях и финансах, ибо в 2007 году его вдруг пригласили стать партнёром в одном из старейших и самых крупных венчурных фондов Кремниевой долины — Kleiner Perkins. А один из главных партнёров Kleiner Perkins по имени Джон Дорр вошёл в консультативный совет Generation Investment Management.

Дорр так же, как и Гор, ратовал за инновации в области чистых энергетических технологий для борьбы с изменением климата. На конференции TED 2007 года, говоря о глобальном потеплении, он цитировал слова дочери «your generation created this problem, you better fix it», которые очень напоминают реплики Греты Тунберг. В общем, у Дорра и Гора было схожее видение будущего, и через месяц после партнёрской рокировки фонд Kleiner Perkins инвестировал в компанию Silver Spring Networks.

По великой случайности сделка произошла за год до того, как Министерство энергетики США объявило о грантовой программе на $3,4 миллиарда для разработчиков «умных» сетей электроснабжения. А $560 миллионов от этой суммы ушли на коммунальные услуги, которые по контракту исполняла Silver Spring Networks, занимающаяся как раз-таки «умными» сетями. Через 6 лет компания успешно вышла на IPO.

Дэвид Блуд, Альберт Гор и Джон Дорр

Удача буквально преследовала Kleiner Perkins. В 2008 году фонд инвестирует несколько десятков миллионов долларов в начинающего производителя гибридных автомобилей Fisker Automotive, а в сентябре 2009 года компания получает низкропроцентный кредит в размере $529 млн по програме прямого займа Advanced Technology Vehicle Manufacturing (ATVM) всё от того же Минэнерго США.

ATVM была принята Конгрессом в 2007 году, после падения продаж в большой тройке (General Motors, Ford и Chrysler). Объём заёмного капитала составлял $25 миллиардов. Цель программы — помочь автомобильной промышленности США сократить расходы на топливо, поскольку американцы всё чаще делали выбор в пользу более экономичных к топливу японских автомобилей. То есть проблема была не столько в экологичности, сколько в экономичности.

Повторюсь, ATVM была принята в 2007 году, но выделять средства начали только через 2 года на конкурсной основе. А в феврале 2009 года, за 8 месяцев до предоставления правительственного кредита для Fisker Automotive, Джон Дорр из Kleiner Perkins был назначен членом «President's Economic Recovery Advisory Board». Самое забавное то, что у Fisker не было производственных мощностей в США и сборка их моделей Karma происходила в Финляндии.

Администрация Обамы-Байдена назначила венчурного капиталиста из Kleiner Perkins членом экономического консультативного совета и подписала предоставление правительственного кредита, предназначенного для помощи американскому автопрому, компании, в которую инвестировал фонд Kleiner Perkins и, которая не имеет производственных мощностей в США.

Такой финт не остался без внимания общественности. Некоторые компании подали в суд на Минэнерго, а Митт Ромни даже призывал Конгресс начать расследование по факту предоставления кредита для Fisker Automotive, указывая на то, что в число её инвесторов входил Альберт Гор, который спонсировал президентскую кампанию Обамы. Но всё как-то сошло на нет.

Отдельного внимания заслуживают планы Fisker запустить производство на закрытом заводе GM в Делавэре за счёт госкредита, который сама GM не получила. Это вызвало некоторое недоумение у местных жителей, и тогдашний вице-президент Джо Байден, занимавший пост сенатора от штата Делавэр с 1973 до 2009 года, заверял толпу в том, что бюджетные деньги для Fisker окупятся, и компания в итоге вернёт «миллиарды-миллиарды» долларов населению.

Забегая вперёд, хочу сказать, что бюджетные деньги не вернулись налогоплательщикам, поскольку Fisker обанкротилась в 2013 году. А из документов о банкротстве, которые попали в руки журналистов лишь 7 лет спустя, выяснилось, что Хантер Байден (сын Джо Байдена), был инвестором Fisker. Однако и этот факт растворился в небытии, не помешав Байдену набрать 58,8% голосов в штате Дэлавэр на президентских выборах 2020 года.

Возвращаюсь к Tesla. Из 25-миллиардной программы на помощь американскому автопрому было выдано всего 8,4 миллиарда. Деньги получили только 5 компаний, хотя заявок было подано 108. Почти 6 ярдов баксов получил Ford с демократически ориентированным руководством, 1.5 миллиарда — Nissan, приблизительно по пол ярда получили Fisker с Tesla и 50 миллионов досталось некой VPG.

Удивительно, что кредитный лимит не исчерпан, большие производители вроде General Motors или Chrysler денег не получили, а два убыточных стартапа из Калифорнии, продающие по несколько сотен автомобилей, — получили. Главных лоббистов Fisker мы уже знаем — это Альберт Гор и Джон Дорр, которые через Kleiner Perkins инвестировали в Fisker. Но знакомы ли они с Илоном Маском? Поверхностный поиск сразу же дал положительный ответ.

В 2013 году Альберт Гор, рассказывая про свою новую Tesla S в интервью с Yahoo Finance, назвал Илона Маска своим другом. А его сын Альберт Гор III отвечает за Policy & Business Development в Tesla с 2015 года. Узнав это, я сразу же пошёл изучать профиль Generation Investment Management на CB Insights. Выяснилось, что фонд Гора в 2011 году инвестировал в SolarCity Маска и Гор III был её сотрудником, занимающимся политикой компании.

А в 2016 году Tesla поглотила SolarCity за очень щедрую сумму для жутко убыточной сервисной компании, которая даже не производила солнечные панели. Недавно, кстати, выяснилось, что Илону Маску грозит штраф в $9,4 млрд за эту сделку, хотя итоговое решение суда пока ещё не вынесено. Важно то, что после поглощения в 2018 году Альберта Гора вдруг номинировали на пост председателя совета директоров Tesla.

Гор отказался от председательства, но в его тесной связи с Tesla я уже нисколько не сомневался. При этом, напоминаю, что нас интересуют возможные контакты до получения пролоббированных госсубсидий 2009 года. Поэтому я решил зайти с другого угла и проверить наличие отношений Tesla с Kleiner Perkins. И впоследствии выяснилось, что Илон Маск уже очень давно дружен с Джоном Дорром.

В 2006 году, когда Tesla искала деньги в раунде С, фонд Kleiner Perkins предложил $50 млн, а VantagePoint — $70 млн. Несмотря на разницу в объёме инвестиций, Маск хотел заключить сделку с Kleiner Perkins при условии, что Джон Дорр войдёт в совет директоров. Но Дорр имел множество других обязательств и был вынужден отказаться. Только поэтому Маск выбрал VantagePoint, о чём сам рассказал в интервью.

Я продолжил поиск информации и узнал, что вице-президентом Tesla с 2006 по 2017 годы был Диармуд О'Коннелл, который занимался вопросами национальной безопасности при бывшем госсекретаре Колине Пауэлле — том самом, который в ООН в 2003 году говорил про иракское химоружие и показывал пробирку, легитимизируя военное вторжение в Ирак.

«Он-то как оказался в этой истории?!» — подумал я. Но ответа долго искать не пришлось, поэтому знакомьтесь — Колин Пауэлл, член консультативного совета Kleiner Perkins, который стал стратегическим партнёром фонда в 2005 году.

Колин Пауэлл

То есть между Kleiner Perkins и Tesla тоже были прочные узы, однако прямых инвестиций от фонда в компанию не поступало. Неужели Гор действительно не является бенифициаром от госсубсидий для Tesla? Мой confirmation bias не позволил ужиться этой мысли в голове. Перебирая ключевые слова в поиске, мне повстречались публикации в Yahoo Finance и Insider Monkey, где упоминается факт ранних инвестиций Гора в Tesla без каких-либо деталей.

Допуская возможность того, что журналисты просто ошиблись, я начал изучать, какие фонды инвестировали в Tesla на ранних стадиях и имеет ли к ним отношение Альберт Гор. В итоге я набрёл на интервью с управляющим партнёром Capricorn Investment Group в блоге японского финансового холдинга Nomura, где он рассказывает, что они финансировали съёмки фильма «Неудобная правда».

Capricorn основан бывшим президентом eBay и миллиардером Джеффри Сколлом. Фонд на ранних стадих инвестировал в Tesla вместе со SpaceX. И, представьте себе, Альберт Гор занёс туда $35 миллионов. «Это большая сумма денег для того, кто сообщил об активах в 2 миллиона долларов в 2000 году, когда его работа в качестве вице-президента подошла к концу», — пишет New York Times в статье 2008 года.

В итоге Альберт Гор был прямым бефинициаром от предоставления госкредитов по программе ATVM для Fisker Automotive и Tesla Motors, в которых он владел долями через венчурные фонды Kleiner Perkins и Capricorn Investment Group.

Убедившись в этом, мне захотелось углубиться в биографию Гора. Выяснилось, что после проигрыша на выборах он стал вице-президентом Metropolitan West Financial в 2001 году, у которой было более $65 миллиардов под управлением. Компанией руководили бывшие менеджеры обанкротившегося инвестбанка Drexel Burnham Lambert, чья история очень похожа на Lehman Brothers.

В том же 2001 году он ещё вошёл в консультативный совет Google, в который он инвестировал в 1999 году вместе с Kleiner Perkins. Видимо, тогда он и познакомился с Джоном Дорром. А в 2003 году бывший кандидат в президенты США стал членом совета директоров Apple. И, кстати, основатели Google также являются ранними инвесторами Tesla.

Очевидно, что у Альберта Гора было множество связей в политических и финансовых кругах. И в 2006 году он создаёт благотворительную организацию «Альянс по защите климата». Организация запускает рекламную кампанию с бюджетом в 300 миллионов долларов (sic!) на мобилизацию американцев для активного сокращения выбросов парниковых газов и «неудобную правду» узнают все.

В 2009 году Гор предстал перед комитетом Сената по международным отношениям, чтобы продвигать план Обамы по восстановлению экономики. И правительство принимает «Recovery and Reinvestment Act», который включал в себя пакет стимулирующих мер на $80 миллиардов для продвижения инициатив связаных с зелёной энергетикой. Пресса окрестила законопроект как «biggest energy bill in history».

Вы только представьте себе это: человек, владеющий долями в Tesla и Fisker, сначала выбивает госкредиты для них, а потом проталкивает закон, по которому производители электромобилей должны платить меньше налогов, а покупатели электромобилей должны получать налоговые вычеты.

И Гор далеко не единственный исполнитель этого процесса. В 2006 году в Tesla инвестировал брат основателя Hyatt Ник Прицкер. Его племянница Пенни Прицкер стала 38-м министром торговли США в кабинете Барака Обамы, а племяник был губернатор Иллинойса. Вообще Прицкер — это одна из богатейших семей Америки.

Также ранним инвестором Tesla явлется политик и бизнесмен Стив Уэстли. Он вошёл в совет директоров компании ещё в 2007 году, а во время президентских выборов 2008 года Уэстли был сопредседателем Калифорнийской кампании «Obama for America». Сегодня он член консультативного совета при Минэнерго США.

Альберт Гор, Джон Дорр, Ник Прицкер, Стив Уэстли, Илон Маск, Сергей Брин, Ларри Пейдж — все они были донорами кампании Обамы. И это только те имена, которые мне повстречались в публичном доступе. И я напоминаю вам, что эти люди упомянуты исключительно в контексте истории Tesla. А вся зеленая инициатива и «Recovery and Reinvestment Act» затрагивает гораздо большее число компаний и инвесторов.

Апофеоз

Стремительное развитие электромобильных компаний происходит в искажённых рыночных условиях. Их коммерческий успех во многом обусловлен государственными преференциями, которые недоступны для производителей автомобилей с двигателем внутреннего сгорания.

Правительство США буквально вручную перестраивает автомобильный рынок. И очень вероятно, что педалирование темы изменения климата и выбросов парниковых газов — ни что иное как часть программы по перераспределению капитала в американском эстеблишменте.

При этом я понимаю, что всё вышеописанное можно также интерпретировать как благую инциативу группы сказачно богатых и потому более просветлённых людей, заботящихся о населении планеты. А предпринимательство всегда несёт в себе созидательную функцию, так чего им чураться заработка на благом деле?

Однако вопрос остаётся в том, действительно ли это дело благое, ведь в научном сообществе нет полного консенсуса касательно факта антропогенного происхождения климатических изменений. А всеобщее убеждение в экологичности электромобилей тоже нельзя назвать единственно правильным.


Большое спасибо всем за внимание. Если вам интересны подобные рассуждения, не вписывающиеся в формат полноценной статьи, то подписывайтесь на мой канал Groks.

Подросток из Екатеринбурга откроет бизнес по франшизе из Тюмени

Бургерная по тюменской франшизе вскоре заработает в Екатеринбурге Фото: Наталья Чернохатова © URA.RU

Святослав Бельский — 14-летний подросток из Екатеринбурга, — выкупил франшизу бургерной из Тюмени и начал свой бизнес. Об этом юный предприниматель рассказал в Instagram.

«Привет! Меня зовут Святик, мне 14, и я решил открыть филиал Tesla Burger в родном Екатеринбурге. Я впервые попробовал их бургеры в Тюмени, и сразу же обратился к персоналу с просьбой дать номер директора, чтобы вместе с родителями купить франшизу. Спустя месяц поисков нашел помещение. Сейчас я с командой прохожу стажировку в Тюмени», — пишет Святослав Бельский на странице екатеринбургского филиала заведения в Instagram.

Как сообщает издание «РБК Тюмень», в настоящее время бизнес оформлен на отца ребенка. Однако как только Святослав станет совершеннолетним, дело официально передадут ему.

«В будущем мой сын однозначно возглавит этот бизнес, поскольку у меня нет времени этим заниматься. Для меня основным направлением деятельности является инженерная компания. Буду только приходить к сыну и есть бургеры, а он будет по мере возможности, расти вместе с франшизой, следить за качеством», — сообщает «РБК Тюмень», со ссылкой на отца мальчика, Алексея Бельского.

Tesla Burger — сеть фастфуда, которую в 18 лет открыл тюменец Владислав Джурович. Бургерные работают в Тюмени, а также Тобольске и Кургане.

Если вы хотите сообщить новость, напишите нам

Подписывайтесь на URA.RU в Google News, Яндекс.Новости и наш канал в Яндекс.Дзен. Оперативные новости вашего региона — в telegram-канале «Тюмень» и в viber-канале «Тюмень», подбор главных новостей дня — в нашей рассылке с доставкой в вашу почту.

Святослав Бельский — 14-летний подросток из Екатеринбурга, — выкупил франшизу бургерной из Тюмени и начал свой бизнес. Об этом юный предприниматель рассказал в Instagram. «Привет! Меня зовут Святик, мне 14, и я решил открыть филиал Tesla Burger в родном Екатеринбурге. Я впервые попробовал их бургеры в Тюмени, и сразу же обратился к персоналу с просьбой дать номер директора, чтобы вместе с родителями купить франшизу. Спустя месяц поисков нашел помещение. Сейчас я с командой прохожу стажировку в Тюмени», — пишет Святослав Бельский на странице екатеринбургского филиала заведения в Instagram. Как сообщает издание «РБК Тюмень», в настоящее время бизнес оформлен на отца ребенка. Однако как только Святослав станет совершеннолетним, дело официально передадут ему. «В будущем мой сын однозначно возглавит этот бизнес, поскольку у меня нет времени этим заниматься. Для меня основным направлением деятельности является инженерная компания. Буду только приходить к сыну и есть бургеры, а он будет по мере возможности, расти вместе с франшизой, следить за качеством», — сообщает «РБК Тюмень», со ссылкой на отца мальчика, Алексея Бельского. Tesla Burger — сеть фастфуда, которую в 18 лет открыл тюменец Владислав Джурович. Бургерные работают в Тюмени, а также Тобольске и Кургане.

Научная мотивация Николы Теслы (продолжение)

Никола Тесла: «Среди негативных сил есть одна, значение которой превосходит все остальные. Она называется организованным ведением войны. Если мы посмотрим на миллионы индивидуумов, часто самых одарённых умственно и физически, цвет человечества, обречённых на бездеятельную и непродуктивную жизнь, на огромные суммы денег, ежедневно идущие на содержание армий и военной техники, и являющие собой настолько много человеческой энергии, на весь труд, бесполезно затраченный на производство оружия и орудий уничтожения, на потери жизни и воспитание варварского духа, то мы ужаснёмся тем неисчислимым потерям для человечества, которые влечёт существование всей этой плачевной ситуации».

Из-за отсутствия инвестиций строительство лаборатории и башни пришлось прекратить, штат сотрудников распустить, а земельный участок продать. Тем не менее, Никола Тесла не перестал приезжать к своей башне, чтобы проводить эксперименты, результат одного из которых известен как «Тунгусский феномен 1908 года». Через несколько лет в статьях он иносказательно упоминал об этом: «Уже сегодня мои беспроводные энергетические установки могут превратить любой район земного шара в область, не пригодную для проживания… Практическая передача электрической энергии без проводов и производство разрушительного воздействия на расстоянии, безусловно, возможны. Я уже конструировал беспроволочный передатчик, который делает это… Мои навыки продвинулись так далеко, что воздействия большой разрушительной силы могут быть переданы в любую точку земного шара, определённую заранее с большой точностью… Что касается передачи энергии через пространство — это проект, который я считаю абсолютно успешным. Годы назад я мог передавать энергию без проводов на любое расстояние без ограничений, которые накладывались физическими размерами Земли. Эффективность передачи может составлять 96 или 97%, и практически нет потерь, кроме тех, которые неизбежны для работы машины… Энергия может передаваться не только с целью разрушения, но и для защиты границ».

В своих интервью, лекциях и статьях начиная с конца XIX в. учёный делился своим видением будущей энергетики XX века: «Природа хранит во Вселенной бесконечную энергию. Вечный приёмник и передатчик этой бесконечной энергии — эфир. Признание существования эфира, а также функций, которые он выполняет, — вот один из важнейших результатов современных научных исследований… Из всех видов природной, неизмеримой и вездесущей энергии, которая постоянно меняется и движется, словно душа, оживляя Вселенную, электричество и магнетизм являются, возможно, самыми поразительными… с их загадочной взаимосвязью, с их, по-видимому, дуалистическим характером, уникальным среди всех сил природы, с их феноменами притяжений, отталкиваний и вращений… Мы знаем, что электричество — это несжимаемая жидкость, и её количество в природе постоянно, что электричество нельзя создать или уничтожить и что электрические и эфирные явления тождественны…

Наш мир погружён в огромный океан энергии. Мы летим в бесконечном пространстве с непостижимой скоростью. Всё вокруг нас вращается, всё движется — повсюду энергия. Должен же существовать какой-то способ получать эту энергию напрямую. Тогда, используя свет и энергию из этого вечного неисчерпаемого источника, человечество начнёт продвигаться вперёд гигантскими шагами. Одна мысль об этих невероятных возможностях расширяет наш горизонт, укрепляет наши надежды и наполняет сердца восторгом…

Если нам удастся производить электричество необходимого качества, вся планета и условия существования на ней изменятся… Механизмы будут приводиться в движение энергией, получаемой в любой точке Вселенной… Необходимо приспособить наши двигатели к колёсам Вселенной… Я твёрдо уверен, что вполне разумно при помощи мощных машин потревожить электростатическое равновесие Земли, таким образом передавая различные сигналы и, возможно, энергию… Мы не остановимся на усовершенствовании сегодняшних методов, перед нами стоит более грандиозная задача — найти способы добычи энергии из никогда не истощающихся запасов, довести до совершенства методы, не допускающие неразумного потребления и пустой растраты любого вещества. Я долго изучал возможности работы двигателей в любой точке планеты при помощи энергии среды, и я рад, что мне удалось найти способы, внушившие мне надежду на воплощение в жизнь моей заветной мечты, а именно передачи энергии с одной станции на другую без использования соединительных проводов».

Никола Тесла постоянно обдумывал мотивацию своего научного творчества: «Всё, что я когда-либо делал, — я делал для человечества и ради мира, в котором не будет унижения и притеснения бедных со стороны богатых… Этот новый мир будет миром, в котором не будет эксплуатации слабых сильными, добрых злыми, где не будет унижения неимущих перед властью богатых, где произведения ума, науки, искусства будут служить всему обществу в целом для облегчения и улучшения жизни, а не отдельным людям для приобретения богатств. Этот новый мир не будет миром униженных и порабощённых, он будет миром свободных людей и народов, равных по достоинству и уважению…

Я мог бы расколоть земной шар, но никогда не сделаю этого. Моей главной целью было указать на новые явления и распространить идеи, которые и станут отправными точками для новых исследований… Если мне выпадет счастье осуществить хотя бы часть своих идей, это принесёт пользу всему человечеству… Прогресс человечества неотделимо связан с изобретением. Это важнейший продукт его творческой мысли. Его конечной целью является полное покорение материального мира разумом, использование сил природы на благо человечества…

Все мои открытия были почерпнуты из окружающего мира… Менее чем за два месяца я создал практически все виды моторов и все модификации системы, которые теперь ассоциируются с моим именем. Это было состояние счастья такого полного, какого я больше не знал в жизни. Мысли шли нескончаемым потоком, и единственной трудностью было успеть их зафиксировать… Я хочу задать вам вопрос: что может быть интереснее, чем изучать природу переменного тока? Мы видим, как эта энергия приобретает многообразные формы света, тепла, механической энергии и даже химического сродства… Все эти наблюдения зачаровывают нас. Каждый день мы идём на работу в надежде, что кто-то, неважно кто, сможет найти решение одной из самых насущных проблем, и каждый день мы возвращаемся к нашим задачам с новым рвением; даже если у нас ничего не получается, наши усилия не пропадут даром, потому что в наших трудах мы обрели часы несказанного удовольствия, направляя усилия на благо человечества…

Если бы мир был полон одних малодушных и скупых людей, не было бы великих открытий. Рафаэль не создал бы своих шедевров, Колумб не открыл бы Америки, не был бы проложен атлантический кабель… Моё предприятие… принесёт неисчерпаемые блага человечеству… Если вам покажется, что я нашёл философский камень, вы будете недалеки от истины. Моё открытие произведёт революцию настолько мощную, что все ценности и человеческие отношения совершенно изменятся… Это так же верно, как и то, что меня зовут Тесла… Я довел до совершенства величайшее изобретение всех времён — передачу электрической энергии без проводов на любое расстояние, которому посвятил 10 лет жизни. Это настоящий философский камень, который все давно ищут. Мне нужно только завершить строительство моей станции — и единым шагом человечество продвинется вперёд на целый век. Я единственный человек в мире, на сегодняшний день обладающий специальными знаниями и умениями для свершения этого чуда, и другой такой может появиться только через 100 лет…

Моя работа бессмертна. Я пришел с величайшим изобретением всех времён. Моим именем названо больше творений, чем именами любого другого человека, включая Архимеда и Галилея — гигантов мысли. 600 миллионов долларов вложено сегодня в Соединенных Штатах в предприятия, базирующиеся на моих открытиях. Это не хвастовство, а всего лишь моя визитная карточка… Никогда не удастся экономно передавать электрическую энергию сквозь нашу планету и в окружающей среде другими средствами, кроме открытых мной, и моя система достигла такого уровня, что требует лишь незначительной доработки. Я бы попросил назвать причину, по которой это достижение не может встать в один ряд с открытиями Коперника».

Учёный подходил ко всем философским вопросам с естественнонаучных позиций: «Хотя мы, быть может, никогда не сможем постичь человеческую жизнь, мы твёрдо знаем, что это — движение, какую бы природу оно ни имело. Существование движения неизбежно влечёт наличие тела, которое движимо, и силы, которая движет его. И отсюда, где есть жизнь, там есть масса, движимая силой. Любая масса проявляет инерцию, любая сила стремится продолжать действовать. Благодаря этому универсальному свойству и принципу тело, находится ли оно в покое или же в движении, стремится оставаться в том же состоянии, а сила, где бы она ни проявлялась и чем бы ни вызывалась, порождает эквивалентную противодействующую силу, и с абсолютной необходимостью из этого следует, что любое движение в природе должно быть ритмическим…

Это подтверждается во всём, что мы воспринимаем, — в движении планет, в приливе и отливе, в колебаниях воздуха, качании маятника, колебаниях электрической цепи и в бесконечно разнообразных явлениях органической жизни. Разве не свидетельствует о том вся человеческая жизнь? Рождение, рост, старость и смерть индивидуума, семьи, расы или нации — что это как не ритм? Все проявления жизни, таким образом, даже в самой их сложной форме, чему примером человек, непонятный и неисповедимый, есть только движение, к которому должны применяться те же общие законы движения, которые управляют физической Вселенной… Есть жёсткие пределы в том, что касается увеличения массы и уменьшения замедляющей силы, но движущая сила может увеличиваться бесконечно…

Первая проблема: как увеличить массу человека… Есть только два пути увеличить массу человечества: первый — это развивая и поддерживая те силы и условия, которые способствуют её увеличению; и второй — противостоя и уменьшая те, что стремятся снизить её. Масса будет увеличиваться за счёт внимательной заботы о здоровье, за счёт здоровой пищи, умеренности, правильных привычек, содействия браку, добросовестного внимания к детям и, говоря в целом, за счёт соблюдения всех заповедей религии и гигиены… Чрезвычайно важно добавлять массу, имеющую более высокую скорость.

Ближе к теме, если, например, дети имеют тот же уровень образования, что и родители, — то есть масса «с той же скоростью» — то энергия будет расти просто пропорционально добавленному количеству. Если они менее умные или менее развитые — масса с «меньшей скоростью» — тогда прирост энергии будет очень слабым. Но если они будут развиты лучше — масса с «большей скоростью» — тогда вклад нового поколения в суммарную человеческую энергию будет весьма значительным… Самым важным результатом, к которому надо стремиться, является образование или увеличение «скорости» новой массы, которая добавляется…

Вторая проблема: как уменьшить силу, тормозящую человеческую массу — техника телеавтоматики… Сила, которая тормозит движение человека вперёд, частично обусловлена трением, а частично отрицательна… Трение, проистекающее из невежества, и многократно усиливающееся благодаря множеству языков и национальностей, можно уменьшить только путём распространения знания и унификации гетерогенных элементов человечества. Лучше ничего сделать нельзя. Но хотя невежество, быть может, тормозило движение человека вперёд в прошлые времена, сегодня, определённо, негативные силы стали значить больше.

Среди них есть одна, значение которой превосходит все остальные. Она называется организованным ведением войны. Если мы посмотрим на миллионы индивидуумов, часто самых одарённых умственно и физически, цвет человечества, обречённых на бездеятельную и непродуктивную жизнь, на огромные суммы денег, ежедневно идущие на содержание армий и военной техники, и являющие собой настолько много человеческой энергии, на весь труд, бесполезно затраченный на производство оружия и орудий уничтожения, на потери жизни и воспитание варварского духа, то мы ужаснёмся тем неисчислимым потерям для человечества, которые влечёт существование всей этой плачевной ситуации.

Что мы должны сделать, чтобы наилучшим образом бороться с этим великим злом? Для закона и порядка содержание организованной силы абсолютно необходимо. Ни одно сообщество не может благополучно существовать без жёсткой дисциплины. Каждая страна должна в случае необходимости быть способна защитить себя. Сегодняшняя ситуация — это не результат вчерашней, и радикальные перемены нельзя провести завтра. Если бы народы вдруг сразу разоружились, то более чем вероятно, что последовало бы наступление состояния худшего, чем война. Вселенский мир — мечта красивая, но сразу неосуществимая. Мы видели недавно, что даже благородные устремления человека, облечённого величайшей властью в мире, практически не возымели результата. И ничего удивительного, если установление вселенского мира в настоящее время является физически невозможным.

Война — это негативная сила, и её нельзя повернуть в позитивном направлении, не пройдя промежуточных фаз. Это как проблема заставить колесо, вращающееся в одну сторону, повернуть в противоположную сторону без замедления его, остановки и разгона вновь в другом направлении. Утверждалось, что создание пушек огромной разрушительной мощи остановит войну. Я сам так думал долгое время, но сейчас я считаю, что это глубокая ошибка. Такого рода разработки сильно её меняют, но не останавливают. Напротив, полагаю, что каждое новое оружие, которое изобретается, каждое новое продвижение в этом направлении, лишь привлекают новые таланты и умения, новые усилия, дают новый стимул, тем самым только давая свежий толчок к дальнейшему развитию.

Подумайте об изобретении пороха. Можем ли мы вообразить себе более радикальный переворот, чем тот, что последовал из этого новшества? Давайте представим, что мы живём в тот период: разве не подумали бы мы, что войнам приходит конец, когда рыцарская броня становится объектом насмешек, когда физическая сила и мастерство, столь много значившие раньше, становятся столь малозначительными? Даже порох не остановил войны, совсем наоборот — он сработал как самый мощный стимул. Не верю я и в то, что войны когда-нибудь остановит какое-либо достижение науки или мысли, пока существует преобладающая и поныне ситуация, потому что война сама стала наукой и потому что война вызывает одни из самых священных чувств, на которые способен человек. На самом деле, сомнительно, чтобы человек, не готовый сражаться за высокий принцип, был бы хорош в чём-нибудь ещё. Человека делает не ум и не тело, а он есть и ум и тело. Наши достоинства и недостатки неразделимы, как сила и материя. Когда они разделяются, человека больше нет.

Часто приводится и другой аргумент, имеющий множество сторонников, а именно, что война скоро станет невозможной, потому что средства защиты превзойдут средства нападения. Есть же фундаментальный закон, который можно выразить утверждением, что легче разрушить, чем построить. Этот закон определяет человеческие возможности и человеческие обстоятельства. Если бы было так, что строить проще, чем разрушать, человек беспрепятственно продвигался бы вперёд, созидая и накапливая без какого-либо ограничения. Такого на этой планете нет. Создание, которое могло бы так делать, — это не человек. Может быть, это собака.

Защита всегда будет иметь преимущество перед нападением, но одно только это, как мне кажется, никогда войну остановить не сможет. С помощью новых принципов обороны мы можем сделать гавани неуязвимыми для нападения, но мы не можем теми же способами предотвратить встречу двух боевых кораблей в бою в открытом море. И далее, если мы доведём эту мысль до крайности, мы придём к заключению, что для человечества было бы лучше, если бы нападение и защита были бы связаны как раз наоборот: потому что если каждая страна, даже самая маленькая, могла бы окружить себя абсолютно непроницаемой стеной и игнорировать весь остальной мир, положение вещей стало бы чрезвычайно неблагоприятным для человеческого прогресса. Именно при уничтожении всех барьеров, разделяющих народы и страны, цивилизация развивается лучше всего. Опять же, многие утверждают, что приход летающих машин должен принести с собой вселенский мир. Это я также считаю полностью ошибочным воззрением. Летающие машины обязательно придут, и очень скоро, но ситуация останется той же, что и раньше…

Идеальное развитие принципа войны неизбежно привело бы к преобразованию всей энергии войны в чистый потенциал, взрывную энергию, как в электрическом конденсаторе. В этом виде военная энергия может поддерживаться без приложения усилий; и она станет намного меньше по количеству и в то же время несравненно более эффективной. Что касается безопасности страны в отношении вторжения извне, интересно отметить, что она зависит лишь от относительного, не абсолютного, количества индивидуумов или амплитуды сил, и что если каждая страна уменьшит военную силу в одной и той же пропорции, безопасность останется неизменной. Международное соглашение с целью уменьшения до минимума военной силы, в условиях современного всё ещё недостаточного образования масс, абсолютно необходимо, и оно было бы, как кажется, первым рациональным шагом по направлению к снижению силы, тормозящей человеческое движение. По счастью, существующая ситуация не может продолжаться бесконечно, потому что новый элемент начинает предъявлять свои права. Изменения к лучшему неизбежны, и я теперь постараюсь показать, каким, в соответствии с моими идеями, будет первый шаг вперёд в установлении мирных взаимоотношений между народами и как он в итоге будет сделан.

Давайте вернёмся к самому началу, когда единственным законом был закон сильного, свет разума ещё не был зажжён и слабый был полностью на милости сильного. Тогда слабый индивидуум начал искать способ защитить себя. Он использовал дубину, камень, копьё, пращу или лук и стрелы, и с течением времени вместо физической силы главным решающим фактором в битве стал интеллект. Дикие нравы постепенно смягчались, когда стали пробуждаться возвышенные чувства, и так, незаметно, после многих веков постоянного прогресса, мы пришли от грубой драки неразумных животных к тому, что мы называем сегодня «цивилизованным ведением войны», когда бойцы жмут друг другу руки, по-дружески беседуют и курят в перерывах сигары, готовые вновь по сигналу ввязаться в смертельную схватку. Пусть пессимисты говорят, что хотят, здесь налицо абсолютное доказательство огромного и радующего прогресса.

Но сейчас спросим, какая следующая фаза этого развития? В любом случае, никак не мир! Следующим изменением, которое естественным образом следует из современных достижений, должно стать постоянное сокращение численности индивидуумов, участвующих в сражении. Машина будет чрезвычайно большой мощности, но для управления ею потребуется всего лишь несколько индивидуумов. Эта эволюция будет делать машины и механизмы с всё меньшим числом индивидуумов всё более и более значимыми в качестве элемента военных действий, и абсолютно неизбежным следствием этого будет отказ от больших, неповоротливых, медленно движущихся и неуправляемых средств. Наибольшая возможная скорость и максимальное отношение энергия-доставка боевой машины станут главной целью. Потери жизни будут становиться всё меньше и меньше, и, в конце концов, по мере уменьшения количества индивидуумов, в битве будут сходиться только машины, не проливая крови, а народы будут просто заинтересованными, амбициозными зрителями.

Когда наступит эта прекрасная ситуация, мир будет гарантирован. Но не важно, до какой степени разовьются скорострельное оружие, сверхмощные пушки, разрывные снаряды, торпедные лодки или другие орудия войны, не важно, насколько они могут стать разрушительными, та ситуация никогда не будет достигнута ни через какое подобное развитие. Все эти орудия требуют для их управления наличия человека, люди являются необходимыми деталями этих машин. Их цель — убивать и разрушать. Их сила в их способности творить зло. Пока в битве сходятся люди, она будет кровопролитной. Кровопролитие всегда будет подогревать варварские страсти. Чтобы прекратить эти жестокие нравы, надо сделать радикальный шаг, должен быть введён совершенно новый принцип, что-нибудь, чего никогда не было в ведении войны, — принцип, который принудительно, неизбежно превратит битву в простое зрелище, спектакль, состязание без потери крови.

Чтобы добиться этого результата, нужно, чтобы обходилось без людей: машина должна драться с машиной. Но как этого достичь, ведь это кажется невозможным? Ответ достаточно прост: создать машину, которая могла бы действовать, как если бы она была частью человеческого существа — не просто механическое приспособление, состоящее из рычагов, винтов, колёс, муфт и ничего более, но машина, воплощающая в себе более высокий принцип, который позволит ей выполнять свою работу так, словно у неё есть интеллект, опыт, разум, суждение и ум! Это утверждение — результат моих размышлений и наблюдений в течение практически всей моей жизни».

Никола Тесла возлагал большие надежды на роль своего телеавтоматического принципа (перекликающегося с открытием рефлекторной природы сознательной деятельности И. М. Сеченова и предвосхитившего кибернетику Норберта Винера) во всемирной истории: «Каждым своим поступком и мыслью я доказал и продолжаю доказывать, к своему полному удовлетворению, что я — автомат, наделённый способностью двигаться благодаря воздействию внешних стимулов, влияющих на мои органы чувств, а также думать и поступать соответственно. Я помню всего один или два случая, когда не сумел точно определить, что вызвало движение, мысль или даже сон…

Каждое живое существоэто двигатель, настроенный на работу Вселенной… Во всём мире не существует объекта, наделённого жизнью, — от человека, покоряющего стихии, до самого ничтожного создания — который не колеблется в такт движению Вселенной… Даже материя, считающаяся неорганической, мёртвой, отвечает на раздражители и представляет неопровержимые свидетельства наличия принципа жизни… Таким образом, всё сущее, органическое или неорганическое, движущееся или инертное, подвержено воздействию внешних стимулов. Между ними нет разрыва, целостность не нарушена, не существует никакого частного и характерного «жизненного агента». На важнейший вопрос Спенсера «Что заставляет неорганическую материю переходить в органическую форму?» найден ответ. Это солнечное тепло и свет. Там, где они, — там жизнь… Солнце является для Земли главным источником космической энергии, однако и ночь не прервёт её потока…

Память — это повышенная чувствительность к повторяющимся стимулам… Мы все периодически спим. Это не является обязательной физиологической потребностью более, чем периоды остановки для двигателя. Это просто условия, диктуемые каждодневным вращением земного шара, и это одно из многих доказательств правильности механистической теории. Мы замечаем ритм, или прилив и отлив, в чувствах и мнениях, в финансовых и политических движениях, в каждой области нашей разумной деятельности…

Я давно вынашивал идею создания автомата, который станет моей механической копией и будет реагировать, как и я, хоть и более примитивно, на внешние раздражители. Очевидно, что такой автомат должен обладать движущей силой, органами передвижения, направляющими органами и одним или двумя органами чувств, способными реагировать на внешние раздражители… Неважно, будет ли это автомат из плоти и крови или из дерева и железа, поскольку он сможет выполнять все функции, присущие разумному существу… Мой «телеавтомат» открывает новую эру, в которой рано или поздно большие ружья станут совершенно бесполезны, строительство больших военных кораблей станет невозможным, и, как я уже говорил в своём патенте задолго до появления царского манифеста, нации вынуждены будут прийти к взаимопониманию для установления мира… Продолжительное развитие в этом направлении, в конце концов, превратит войну в битву машин: без участия людей и без потерь — условие, которое, по моему мнению, приведёт к вечному миру».

Тесла постоянно возвращался к вопросу, как избавить человечество от войн, и размышлял об этом в своих публицистических статьях на страницах крупнейших американских газет. Он во многом пересмотрел свою прежнюю точку зрения: «В то время я действительно думал, что оно [изобретение усиливающего передатчика с телеавтоматикой — автоматическим дистанционным управлением] может побудить к прекращению войн ввиду своей безграничной разрушительной силы, не допускающей участие людей в сражениях. И хотя не утратил веру в потенциальные возможности, мои взгляды с тех пор изменились — войн нельзя избежать, пока не будет устранена материальная причина их возникновения. А это, если хорошенько разобраться, — огромное пространство планеты, на которой мы живём.

Только путём преодоления распространения вплоть до его устранения во всех смыслах, будь то передача информации, транспортировка пассажиров и грузов или передача энергии, когда-нибудь будут созданы условия, которые обеспечат устойчивость доброжелательных отношений, то, что нам особенно необходимо в настоящее время… Мир может наступить только как естественное следствие всеобщего просвещения и слияния рас… Мы должны мыслить глобально… Всемирная гармония была достигнута пока только в одной сфере международных отношений: это почтовая служба…

Причиной войн является отсутствие взаимопонимания… Взаимного согласия будет намного легче достичь, используя универсальный язык. Кроме речи, необходимо обратить внимание на письменные источники всех видов. Здесь важнейшую роль играют газеты. Если не считать изобретений в области электричества, журналистика является мощнейшей движущей силой в деле воцарения мира. Для установления мирных отношений во всём мире всего важнее одержать полную победу над расстояниями. Для достижения этого чуда подходит электричество и только электричество… Мне понадобились годы размышлений, чтобы добиться определённых результатов, которые многие считали недостижимыми и на которые многие теперь заявляют свои права… Патенты дают мне право абсолютной монополии в Соединенных Штатах не только в области электричества, но и в области телеграфного сообщения на любом расстоянии… Я могу гарантировать абсолютную безопасность всех сообщений…

Дешёвое и простое карманное устройство может располагаться в земле или на море и передавать все мировые новости или экстренные сообщения. Таким образом, вся Земля будет превращена в огромный мозг, способный реагировать в любой своей точке… Что я предполагаю осуществить и что я, несомненно, могу довести до конца, есть не просто беспроводная передача сообщений на большое расстояние, а преобразование всего земного шара в разумное существо, так сказать, которое может иметь способность к чувственному восприятию во всех своих частях и которое, так же как мозг, может испытывать озарение мыслью… Если патриотизм заменить любовью к природе и научным идеалам, воцарится вечный мир».

По поводу своей одинокой личной жизни он писал в автобиографии: «Учёный должен посвящать все свои чувства только науке, ибо, поделив их, он не сможет дать науке всё, что от него требуется… Быть одному — вот то время, когда рождаются идеи… Я мечтал посвятить всю свою жизнь работе и по этой причине отказал себе и в любви и даже в дружеских отношениях с хорошей женщиной, да и с остальными тоже».

Умирающая мама, лучше всех знавшая мировоззрение сына, завещала Николе: «Наука, одна наука, одна страсть должна владеть тобой!»

Вся правда об автомобилях Tesla

06.04.2018, Просмотров: 2013

Последнее время интернет сеть пестрит новостями о продвинутом, высокотехнологичном, уникальном и сверхуспешном продукте, якобы разработанном и придуманном лично Илон Маском. Развеем некоторые мифы и подводные камни.

История

Компания Tesla Motors начала свое существование с 2003 года, а ее создателей зовут Мартин Эберхард и Марк Тарпенинг. Благодаря этим людям мир получил новую концепцию под названием «электроспорткар». Соответственно, в то время Илона Маска еще не было, и появился он намного позже в качестве инвестора. Автомобили были изобретены уже до появления Илона!

В течение 13 лет компания выпускает три автомобиля, которые отличаются друг от друга конструкцией и дизайном, в техническом оснащении никаких обновлений. Движет автомобилем литий – ионные аккумуляторы 18650, на которых двигаются китайские электроскутеры, автомобили и автобусы. Батарейки очень похожи на пальчиковые, их напряжение 3.7 Вольт. Поставщиком батареек является фирма Panasonic, которая является импортером, но не производителем данного продукта. Примечательно, что у Tesla нет патентов на «суперсекретные разработки». Технология контролера батарейного блока позаимствована у китайских электроавтобусов. Из этого следует второй факт: Tesla изначально начала приобретать технологию у Китая. К примеру: «инновационные» батарейки, которыми питается новая модель Теслы, уже как полгода питают китайский электроскутер, стоимостью 200$.

Пример второй:

Автомобиль, выпущен в Шэньчжэнь, служащий в такси, не стоит космических денег, работает днями, а стоимость амортизации копеечная. Батарейный блок автомобиля емкостью 85 кВт/ч, как у Теслы, и разработан авто для такси намного раньше.

Производство моторов

Статор и ротор для мотора производится также в Китае. Дело компании Tesla –поставить свой лейбл на агрегате. Крайне выгодно указать место производства агрегатов в США, и завозить двигатели как запчасти, чтобы не платить госпошлину за готовое изделие.

Патенты

За последнее время Тесла запатентовала множество технологий, но если углубится, то все технологии напрямую связаны с дизайном и оформлением. «Уникальные» технологии, по версии компании, это индивидуальная форма крыла или цвет пластика наружной ручки. Факт третий: ради всемирного пиара, Илон сделал громкое заявление о том, что дарить планете новейшие технологии Tesla. Отсюда и всемирное признание, что мы получили гения современности, который не «зажал» технологии. По факту – у Теслы нет ни одного собственного технического патента.

«Уникальное» преимущество автомобилей Tesla

Первым «преимуществом» компания выставляет то, что управление электромотором, ходовой частью и остальными системами – полностью интегрированное. Уже давно каждый китайский электротранспорт оснащен контролером, который поддается программированию и прошивке. В этом плане, в отличие от бензинового автомобиля, у электрокара централизована система управления автомобилем. Факт четвертый: очередная «новейшая» технология уже давно широкодоступно эксплуатируется.

Вторым «нововведением» является система автопилота. На данный момент система тестируется, и не совсем успешно. Данная опция доступна в модели «Х», за которую нужно доплатить 150 000$. Примечательно, что данная технология тестируется компаниями Apple, Audi, Google, и даже производитель бюджетных китайских автомобилей BYD. Вряд ли здесь пахнет уникальностью. Под названием «автопилот» Тесла представляет доработанный круиз-контроль с опцией автоматической парковки.

Знаете ли вы, что Tesla мировой лидер по смертельному случаю из-за системы автопилота? Виной тому раскрученный бренд, а так же доверие фаната марки, который верил в 100% автономность системы, из-за которой и погиб. Факт пятый: маркетологи раскручивают технологии так, что фанаты марки в них свято верят, при том, что технология недоработана и приводит к летальному исходу!

Google более ответственно подошла к данной технологии: лазерный датчик на прототипах устанавливаются на крыше авто, что бы максимально точно оценивать ситуацию на дороге. В Tesla датчик ультразвуковой, который идеально подойдет для задачи не удариться об объект при парковке, но не для оценки ситуации вокруг авто.

Если хотите полноценно работающую систему – доплачивайте 70 000$ за то, что Tesla купит не самую дорогую и самую лучшую систему автопилота.

Об «уникальном» батарейном блоке

Компания громко заявляет о том, что батарейный блок оснащается системой, предотвращающей воспламенение. Система контролирует температурный режим и состав химических реагентов. Все китайские электрокары и некоторые скутеры давно оснащены жидкостным охлаждением. Электрокары, служащие в такси вообще работают в температурном режиме около 35 градусов с плюсом. Тесла заявляет, что с момента основания выпустили более 100 000 автомобилей, общая сумма пробега которых 1 600 000 000 км! На один автомобиль выходит 16000 км, поэтому об уникальности батарейного блока заявлять как минимум глупо.

Примечательно, что компания BYD за 15 лет выпустила больше двухэтажных электроавтобусов, чем автомобилей Tesla, причем часть транспорта экспортируется в Лондон, а часть служит в Гонконге. Электродвигатель автобуса, учитывая жару, работу кондиционера, высокий пассажиропоток, каждодневную работу, не перегревается.

Факт шестой: очередная технология куплена в Китае, которая была инновацией больше 10 лет назад.

«Суперуникальная» Model X

Компания с выходом модели громко заявила, что под словом «уникальность» подразумевается шасси, где батарейки находятся внизу. Почему это не является новшеством? Потому что все городские электрокары давно «сидят» на данной платформе. По сути, батареи девать больше некуда, так как при размещении в задней части кузова – уменьшится багажный отсек, в подкапотное пространство — при лобовом столкновении разгерметизируется литий-ионная батарея, которая при детонации хорошо горит. Факт седьмой: маркетологи снова искусственно раскрутили «инновационную» технологию, которая используется давно.

Тесла и экология

Создавать экологически чистый автомобиль является мировым трендом, и Тесла решила лидировать в данной линейке. Знаете ли вы, что компания с каждого литра бензина, получает дотации на автомобили и электричество. Такая система работает в странах, подписавших соглашение о программе спонсирования электроавтомобилей.

Миф восьмой – зарядка автомобиля не бесплатна. Почему? То, что автомобиль заряжается от электричества, полученного от энергии солнечных батарей, является неправдой. Устройство, которое быстро заряжает автомобиль, потребляет 120 кВт. Таких устройств 4 штуки, что в сумме 0,5 мегаватт. Солнечные батареи физически не смогут обеспечить нужное количество электроэнергии, так как их нужно немеряное количество. Автомобиль заряжается от дорогой городской электросети.

Использование солнечных батарей, по схеме «заряд своих батарей — заряд автомобиля», экономически не выгодно компании.

«Бесплатная» подпитка электроэнергией стоит больше 100 000$, доступна опционально, и только при сервисном обслуживании с космической стоимостью за нормо-час работы. Стоимость обслуживания и подпитки электричеством выходит во много раз дороже, чем у автомобиля на жидком топливе.

Миф девятый – автомобиль экологически чистый. Это не так. Да, сам автомобиль не выбрасывает в атмосферу СО2, но то, что ТЭС работает с увеличенной нагрузкой, которая пропорциональна выхлопу вредных веществ в атмосферу – об этом все молчат.

Итог таков: электрокар Tesla это кропотливая и талантливая работа маркетологов, но не инженеров, так как вся технология, кроме дизайна, куплена в Китае, а под соусом инновации преподносят тринадцатилетние технологии. Так же, несмотря на всемирную известность, компания убыточна, не помогает даже государственная дотация, поэтому Тесла прибыльное и не технологически прогрессивное предприятие.

Электрический Музей Николы Тесла Сочи

Электрический Музей имени гениального Николы Тесла  является интерактивной выставкой, ярчайшим шоу, представленным жителям Сочи и туристам любых возрастных категорий.

Программа мероприятия включает анимационный фильм про великого Николу Тесла, демонстрацию его изобретений и физических опытов, а также Тесла-шоу «Мегавольт-Повелитель молний». Во время электрического шоу вас ожидает настоящее напряжение в несколько миллионов вольт и невероятно красивые молнии.

Бороться со стихией будет отважный каскадер, которого зовут Мегавольт-Повелитель молний.

Самые смелые зрители могут проверить свою смелость во время аттракциона «Клетка страха». Вам представится возможность оказаться в замкнутой металлической клетке, в которую будут бить настоящие высоковольтные молнии. Этот невероятный экстрим останется в вашей памяти одним из удивительнейших воспоминаний.

Только в музее Николы Тесла Вы можно увидеть молнии настолько близко, что, кажется, можно дотронуться до них рукой.

Никола Тесла получил статус самого загадочного ученого за всю историю человечества не зря. Именно ему приписывают множество странных событий: падение Тунгуского метеорита, изобретение машины времени и «лучей смерти», общение с нечистой силой и многое другое. Однако не существует ни одного подтверждения этим слухам.

Тесла унес с собой уйму загадок, но оставил нам изобретения, среди которых беспроводная передача энергии, неоновые лампы, мобильная связь, двигатели, генераторы и многое другое. Все они получили широкое распространение в быту и в современных технологиях, на момент создания, опередив своё время.

Когда будете прогуливаться по Олимпийскому парку, обязательно посетите «Электрический Музей Николы Тесла». Каждый член семьи  откроет для себя здесь нечто новое и необычайно интересное, а также расширит свой кругозор, прикоснувшись к гению человеческого разума.

Музей Николы Тесла находится в здании комплекса «Сочи-Музей» рядом с радужными мостами. Если с мостов смотреть в сторону факела, слева будет большое зеркальное здание. Это и есть Сочи-Музей) До встречи в музее!

#NikolaTesla #НиколаТесла #МишкиныНовости #Сочи #ТеслаШоу #ТеслаСочи #OlympicPark #TeslaSochi #ОлимпийскийПарк #СочиМузей

Главная - Автомобили Tesla в Беларуси

 Мы знаем об электромобилях Тесла - все !

Отслеживаем все новости по данной тематике , посещаем презентации новых моделей , семинары и сервисные центры Тесламоторс, находимся в контакте , общаемся , обмениваемся опытом с зарубежными клубами любителей Тесла и рядовыми владельцами по всему миру.

 У нас электромобили Тесла - в наличии !

Мы не продаем "красивые картинки" - у нас вы можете "вживую" познакомиться со всем модельным рядом Тесла, а также совершить тест-драйв.

 Нами накоплен огромный опыт эксплуатации электромобилей Тесла !

Мы сами эксплуатируем электромобили Тесла каждый день на протяжении уже более ШЕСТИ лет. За это время нами накоплен бесценный опыт эксплуатации и обслуживания электромобилей в условиях Беларуси.

 Комплексная услуга и постоянная консультация

Мы поможем вам на всех стадиях: выбор автомобиля , покупка , доставка , постановка на учет , "зарядка электромобиля " , ежедневная эксплуатация и обслуживание.

Наша компания - первый оператор рынка РБ знаменитой марки электромобилей Tesla , представившая в наличии в Беларуси весь модельный ряд.

 

Имеем достаточный опыт личной эксплуатации и обслуживания электромобилей данной марки. Задачей компании является

  • предоставление качественных услуг;
  • полной информации для потребителя при покупке электрического транспортного средства;
  • cоздание таких условий обслуживания для клиентов, благодаря которым каждый из них сможет почувствовать заботу и поддержку о себе.

Мы стремимся создать максимум комфорта при приобретении техники. Наша компания поможет Вам с покупкой, доставкой, уплатой таможенных платежей и постановкой на учет. Наши специалисты проконсультируют и помогут подобрать модель и модификацию Тесла для ваших целей и нужд. Мы осуществляем продажу электромобилей в наличии и под заказ. Работаем как с новыми машинами, так и с б/у.

90 000 тесла

Tesla — американская марка роскошных и спортивных электромобилей.Название компании происходит от имени Николы Теслы, сербского инженера, изобретателя многих электроприборов.

Компания была основана в 2003 году Илоном Мусеком. Работа над первой моделью, родстером, длилась 5 лет. Проект разработан совместно с Lotus Cars. Кузов очень похож на Lotus Evora, но конструктивно основан на модели Elise. В 2008 году запущен в производство. Его производительность не уступает многим спортивным автомобилям с бензиновым двигателем.

Через год был представлен автомобиль с кузовом лифтбэк. На одном заряде он должен был преодолевать расстояние в 300 миль и при этом иметь спортивные характеристики. Его производство началось в 2012 году, и автомобиль получил название Model S. Интересно, что с 2014 года новый владелец мог купить систему автопилота. В 2015 году стартовало производство новой модели Model X. Это кроссовер, вмещающий до семи человек.

Помимо автомобилей Tesla также производит литий-ионные аккумуляторы, м.б.в для Тойоты или Даймлера.

Тесла -

моделей

Тесла - Статьи по теме

.

О Тесле | Тесла

Tesla

была основана в 2003 году группой инженеров, которые хотели доказать, что людям не нужно идти на компромисс, чтобы использовать электромобили, и что они могут быть лучше, быстрее и приятнее в управлении, чем автомобили с двигателем внутреннего сгорания. . Сегодня Tesla не только производит полностью электрические автомобили, но и создает бесконечно масштабируемые продукты для производства и хранения чистой энергии. Бизнес Tesla основан на предпосылке, что чем раньше мир откажется от ископаемого топлива и перейдет к безуглеродному будущему, тем лучше.

С выпуском Roadster в 2008 году были представлены новейшие технологии Tesla в области аккумуляторных батарей и электрических силовых агрегатов. С тех пор Tesla с нуля разработала первый в мире полностью электрический седан Model S, который стал лучшим автомобилем в своем классе во всех категориях. Сочетая в себе безопасность, производительность и маневренность, Model S полностью изменила ожидания мира в отношении автомобиля 21-го века с самым большим ассортиментом электромобилей, беспроводными обновлениями программного обеспечения, которые постоянно улучшают его, и рекордным ускорением от 0 до 60 миль в час за 2,28 секунды. от Мотор Тренд.В 2015 году Tesla расширила свою продуктовую линейку, включив в нее Model X, самый безопасный, быстрый и универсальный внедорожник, получивший 5-звездочный рейтинг безопасности от Национальной администрации безопасности дорожного движения во всех категориях. Реализуя секретный генеральный план Илона Маска, Tesla в 2016 году представила Model 3 — доступный массовый электромобиль, производство которого началось в 2017 году. Вскоре после этого Tesla представила самый безопасный и удобный грузовик из когда-либо существовавших - Tesla Semi, который был разработан, чтобы сэкономить пользователям не менее 200 000 долларов на миллион миль только на расходах на топливо.В 2019 году Tesla представила модель Y, внедорожник среднего размера, вмещающий до семи человек, и Cybertruck — автомобиль с большей универсальностью, чем традиционные пикапы, и производительностью, превосходящей спортивные автомобили.

автомобиля Tesla производятся на заводе компании во Фримонте, штат Калифорния, и на заводе Gigafactory в Шанхае. Чтобы достичь нашей цели — иметь самые безопасные заводы в мире, Tesla активно подходит к вопросам безопасности, требуя от производственных рабочих участия в многодневной программе обучения, прежде чем войти в заводской цех.Позже Tesla проводит ежедневное обучение на рабочем месте и ежедневный мониторинг производительности, чтобы можно было быстро вносить улучшения. В результате уровень безопасности в Tesla продолжает повышаться, а производство увеличивается.

Чтобы создать полностью устойчивую энергетическую экосистему, Tesla также производит уникальный набор энергетических решений Powerwall, Powerpack и Solar Roof, которые позволяют домовладельцам, предприятиям и поставщикам коммунальных услуг управлять производством, хранением и потреблением возобновляемой энергии.Поддержку автомобильной и энергетической продукции Tesla оказывает Gigafactory 1 — завод, призванный значительно удешевить аккумуляторные элементы. Благодаря самостоятельному производству элементов Tesla приводит количество производимых аккумуляторов в соответствие с принятыми производственными целями и одновременно создает тысячи рабочих мест.

И это только начало. В настоящее время Tesla создает самый доступный автомобиль Tesla, чтобы иметь возможность постоянно предоставлять доступные и недорогие продукты все большему и большему количеству людей, что в конечном итоге ускоряет эру чистого транспорта и производства чистой энергии.Электромобили, аккумуляторы и системы производства и хранения возобновляемой энергии уже присутствуют в нашей среде как отдельные отрасли экономики, но их сочетание приносит еще лучшие результаты — это будущее, которого мы хотим.

.90 000 тесла

Тесла в настоящее время является одной из самых медийных автомобильных компаний в мире. Компания была основана в 2003 году. Tesla Motors была основана Мартином Эберхардом, Марком Тарпеннингом, Дж. Б. Штробелем, Яном Райтом и Илоном Маском.

Сэм Маск возглавил раунд A финансирования в 2004 году.Он еще не был генеральным директором компании. В 2006 году Маск объявил о «Секретном плане Tesla Motors» , в котором подчеркивалось, что миссия компании заключается в ускорении внедрения солнечных и электрических технологий по всему миру.

В 2008 году на улицы вышла первая машина Tesla — Roadster . Изначально машина стоила 109 тысяч.дыра. В том же году Маск возглавил компанию и объявил о внутренних сокращениях, чтобы защитить Tesla от финансового кризиса. Несмотря на это, компания оказалась на грани банкротства, но сумела найти финансирование.

В 2009 году Tesla представила , первый прототип модели S . В том же году Daimler купил 10 процентов.Акции Tesla за 50 миллионов долларов. (в 2014 году компания продала эти акции за $780 млн).

Тесла стала публичной в 2010 году. Одна акция тогда стоила 17 долларов.

В 2012 году был представлен прототип модели X , и первая модель Model S начала поражать покупателей.

В 2014 году Tesla выбрала место для строительства своей Гигафабрики — штат Невада. В том же году появилась первая информация об Автопилоте — системе помощи при вождении, которая должна позволять транспортному средству двигаться автономно с течением времени.

2015 год в истории Tesla — это презентация Powerpack и Powerwall — аккумуляторов для домашнего использования.Компания также начала поставки Model X.

Tesla Model 3 и проблемы Маска

В 2016 году Tesla представила свой первый массовый автомобиль Model 3.Компания хотела сильно автоматизировать свое производство, что вызвало много проблем.

В том же году Tesla приобрела компанию SolarCity, занимающуюся солнечными установками, а также немецкий стартап, занимающийся автоматизацией производства.

В 2017 году компания официально сменила название с Tesla Motors на Tesla Inc.

2018 год был не лучшим для Илона Маска. Он объявил в Твиттере, что выведет Tesla с фондового рынка по цене 420 долларов. за акцию , потом вышла из нее. За это он был оштрафован на финансовый штраф и был вынужден уйти с поста президента Tesla.

.

"Фантомное" торможение с проблемой 3 и Y - ORPA

Национальная администрация безопасности дорожного движения США (NHTSA) объявила о решении начать официальное расследование в отношении 416 000 автомобилей Tesla. Расследование связано с сообщениями о неожиданном торможении системы помощи водителю Autopilot.

Как сообщает Reuters, первоначальная оценка охватывает автомобили Tesla Model 3 и Model Y с 2021 по 2022 год в США после того, как агентство получило 354 жалобы на проблему за последние девять месяцев.NHTSA подтвердило, что у тестовых автомобилей есть усовершенствованная система помощи водителю, которую Tesla называет автопилотом, которая позволяет им автоматически тормозить и управлять автомобилем на своей полосе движения.

Быстрое "фантомное торможение"

« Заявители сообщают, что резкое торможение может происходить без предупреждения, случайным образом и часто несколько раз за один ездовой цикл. », — говорится в заявлении NHTSA.

Владельцы автомобилей в своих жалобах, поданных в NHTSA, говорят, что они выразили обеспокоенность по поводу Tesla, которая отклонила жалобы, заявив, что торможение — это нормально.Некоторые называли проблему «фантомным торможением».

Один из владельцев Tesla Model Y 2021 года сообщил NHTSA в октябре, что во время движения по шоссе со скоростью 80 миль в час « автомобиль резко тормозил и замедлялся с 80 миль в час до 69 миль в час менее чем за секунду. Торможение было настолько резким, что моя голова рванулась вперед, и я почти потерял контроль над машиной».

Первоначальная оценка проблемы

По информации Reuters, NHTSA уже в августе открыла официальную процедуру безопасности в системе Tesla Autopilot.Ранее в этом месяце НАБДД заявило, что расследует жалобы потребителей на автомобили Tesla, которые «излишне нажимают на тормоза». Первоначальная оценка — это первый шаг перед тем, как НАБДД выдаст официальный запрос на отзыв.

В мае прошлого года Илон Маск заявил, что «отключение» радарного датчика из полуавтоматической системы вождения решит проблему «фантомного торможения», на которую давно жалуются некоторые водители Tesla. В настоящее время концерн не дает комментариев по этому поводу.

НАБДД наблюдает за Теслой
За Tesla

пристально следят представители NHTSA, которые расследуют несколько проблем, связанных с автомобилями этого производителя электромобилей. Все дело в проблемах с программным обеспечением. Джонатан Адкинс, исполнительный директор Губернаторской ассоциации безопасности дорожного движения, группы, представляющей государственные агентства по безопасности дорожного движения, написал в Твиттере: «Еще один день, еще одна проблема с Tesla. Приятно видеть, что NHTSA активно следит за этой компанией».

В ноябре Tesla отозвала почти 12 000 автомобилей, проданных в США с 2017 года, поскольку ошибочные сообщения от систем автомобиля могли привести к ложному предупреждению о столкновении или неожиданному срабатыванию экстренного торможения.

Однако отзыв не состоялся до тех пор, пока в октябре НАБДД не спросило Tesla, почему она не приняла решение об отзыве, согласно Reuters, «для устранения обновлений программного обеспечения системы помощи водителю Autopilot, чтобы улучшить способность транспортных средств обнаруживать машины скорой помощи».

Проблемы в Китае

В декабре 2021 года веб-сайт Государственной администрации Китая по регулированию рынков (SAMR) объявил, что Tesla отзывает в общей сложности 21 599 электромобилей Model Y китайского производства, которые были произведены с 4 февраля 2021 года по 30 октября 2021 года.

По данным SAMR, у некоторых автомобилей, затронутых отзывом, могут возникнуть проблемы с прочностью передних и задних переключателей, которые поэтому не соответствуют требованиям к конструкции.Tesla объявила, что бесплатно проверит и протестирует точки отзываемых автомобилей, а также заменит точки, прочность которых не соответствует требованиям. Модель Y — один из самых популярных электромобилей среди китайских потребителей. В прошлом году все версии были распроданы, и все ожидаемые даты поставок на первый квартал этого года уже забронированы.

Источник: на основе reuters.com, собственный

.

Смотрите также