Опель блиц автобус
Автобусы для Вермахта.: glushenko1979 — LiveJournal
Предлагаю Вашему вниманию подборку фотографий иллюстрирующих разнообразие различных автобусов,применяемых в войсках Третьего Рейха.
Немецкие солдаты у дизельного автобуса "Graf & Stift V 6". Регистрационный номер DR означает принадлежность машины к "Deutsche Reichsbahn" — Железнодорожной службе рейха.
Дизельный автобус "Hansa-Lloyd" на службе в Люфтваффе.А до того как он был реквизирован,автобус возил пассажиров где-то в Вестфалии (судя по гражданскому номерному знаку этой немецкой провинции).
Трофейный советский автобус ГАЗ-05-193 на службе в Вермахте.
Немецкий автобус,выпущенный на шасси грузовика "Опель Блиц". Машина снабжена газогенераторной установкой для использования в качестве топлива дров,торфа или угля. На крыше автобуса - водитель,стоящий у открытой крышки для загрузки топлива.
Трофейный британский автобус "Albion BY3" на службе в Люфтваффе.
Автобус "Опель Блиц" с чудесным лобовым панорамным стеклом на службе в "Организации Тодта".
Трофейный автобус "Вольво" на службе в вермахте.
Солдаты Вермахта на фоне автобуса,построенного на шасси грузовика "Büssing-NAG Type 900".А автобусные кузова для этих машин делались в фирме "Komnick".
Замечательное тевтонское средство для перевозки людей "Büssing VI GLn".Назвать ЭТО "автобусом" язык не поворачивается...
Глядя на это фото возникает вопрос - а зачем автобусу кузов?! И без него неплохо...никакой давки при входе-выходе,обзор отличный...
Немецкий солдат у автобуса производства компании "Henschel-Werke".
Автобус "Vomag",оборудованный газогенераторной установкой,на службе в люфтваффе.
Трофейный автобус "Volvo",оснащенный газогенераторной установкой,на службе в люфтваффе.
Немецкие солдаты у автобуса "Büssing-NAG Trambus" с простреленным лобовым стеклом.
Немецкий автобус "Opel Blitz W39" на службе в вермахте.
Трофейный французский автобус Renault ADJ в вермахте.
Автобус "Опель Блиц" с панорамной сдвижной крышей , на службе в люфтваффе.
Довольно футуристичный автобус "Мерседес" на службе в люфтваффе.
Слетевший с дороги дизельный автобус "Мерседес-Бенц" с регистрационным номером Померании.
Трофейный французский автобус неустановленной марки в вермахте.Кажется,его предыдущему водителю не повезло...
Немецкий грузовик Опель Блиц: история и характеристики
«Опель Блиц» - это, наверное, один из самых известных грузовых автомобилей во время Второй мировой. Машина известна, потому что была массовой. Знали этот автомобиль и в СССР. Существовала и полноприводная версия. Но о ней знали меньше, хотя это один из наиболее совершенных грузовиков того времени.
Самые первые грузовики «Опель Блиц», добытые в виде трофеев, естественно, вызывали у всех неподдельный интерес. Машина была интересна не только потому, что до конца 1941 г. любые трофеи, добытые советской армией, выглядели большой редкостью – чаще всего солдаты при отступлении отдавали свой транспорт и другое оснащение противникам. Продукция немецкого автопрома могла удивлять – машины были на порядок совершеннее. Таких автомобилей, как полноприводный «Блиц», в СССР и вовсе не было.
Молния
История немецкого грузовика «Опель Блиц» и по совместительству одного из основных участников войны начиналась более чем мирно. Автомобиль начали создавать в 30-м году. Компания «Опель», которая год назад перешла в собственность «Дженерал Моторс», запустила в производство серию моделей грузовых автомобилей с грузоподъемностью в одну тонну. В «Опеле», создавая эту машину, заботились совсем не о рейхсвере – тогда немецкая армия еще не отличалась ни силой, ни материальным обеспечением. Германии срочно требовались недорогие, при этом надежные и выносливые грузовички.
Коммерческие автомобили и сейчас редко называют собственными именами. В те годы такой подход и вовсе был новым. Тем более что «Молния» (а именно так и переводится «Блиц»), подошла бы больше спортивному авто или же военному истребителю. Но автомобиль «Опель Блиц (Молния)» был вполне мирным. Но в 1935 году ситуация изменилась, как изменились и времена для немецкого автопроизводителя. Именно в этом году в Бранденбурге закончили строить современный завод, где планировалось выпускать только грузовую технику. Теперь рейху этих машин требовалось как можно больше. Особо выделялся грузовик, рассчитанный на 3 тонны. Он вышел на свет в 37-м.
Особенности и характеристики
Этот автомобиль на то время считался совершенством. Кабина, рассчитанная на трех человек, выглядела вполне симпатично. В качестве двигателя немцы использовали шестицилиндровый 3,6-литровый агрегат, который выдавал 75 л.с. Точно такой же агрегат тогда устанавливали на легковую флагманскую модель от немецкого бренда.
В пару к двигателю добавили пятиступенчатую механическую КПП и однодисковое сухое сцепление. Машина оснащалась гидравлическими амортизаторами. На ровном шоссе «Опель Блиц» с такой силовой частью мог разгоняться до 90 км/ч, чтобы было очень высокой скоростью для того времени. Расход топлива составлял от 25 до 36 литров на 100 км.
Именно эти модели впоследствии станут очень популярными в вермахте. Однако наряду с моноприводным автомобилем, очень был нужен и полноприводный грузовик. Военные вторжения и кампании должны были состояться в многих частях света – все они разные. Естественно, там, куда ходила армия рейха, дорог не было и в помине. Базовая заднеприводная версия грузоподъемностью в 3,3 т имела полную максимальную массу в 5800 кг. Выпускали ее с 37 по 44 годы. Машина имела колесную базу в 3600 мм, а снаряженная масса грузовика составляла 2500 кг. Автомобиль оснащался единственным баком для топлива объемом 82 л. Грузовик также имел все возможности для буксировки прицепа весом в две тонны.
С 40 года параллельно с моноприводной версией начали выпускать и полноприводную модель. Здесь дополнительно к пятиступенчатой трансмиссии была установлена двухступенчатая раздаточная коробка.
Двигатель
Силовой агрегат выдавал 75 лошадиных сил мощности при объеме в 3,6 литра. Этот двигатель ранее устанавливали на легковые «Адмирал», и это была обычная практика для компании. Максимальный крутящий момент мотора проявлялся на 3120 об/мин. Характеристики двигателя совпадали с советским ЗИС-5, однако у немцев уже тогда был меньший объем, алюминиевый картер, головка блока цилиндров из серого чугуна.
Степень сжатия этого мотора также была достаточно «легковой». Для эффективной работы двигатель должен был потреблять только качественное топливо. Это полностью исключало возможность использования трофейного горючего на Востоке.
По этой причине в январе 1942 года на «Опеле» начали разрабатывать модификацию мотора с более низкой степенью сжатия. Эти изменения принесли снижение мощности до 68 лошадиных сил. Максимальная скорость снизилась до 80 км/ч. Чтобы машина имела хороший запас хода, грузовик комплектовался топливным баком на 92 литра.
С модернизацией вырос и расход топлива: автомобиль начал потреблять до 30 литров по качественному шоссе и около 40 л в условиях бездорожья.
Полный привод
Специалисты-историки, изучающие немецкую автомобильную промышленность времен войны, утверждали, что «Опель Блиц» вермахта с полным приводом (проектировался в 38-м году) вовсе не создавался для нужд армии. Поверить в это очень трудно. Автомобиль более чем необходим и вермахту, и СС. У рейха были огромные планы. И кому же, если не компании «Опель», спроектировать и построить такую машину. База в сравнении с моноприводной моделью стала немного короче. Стандартный грузовик имеет базу в 3600 мм. Кабина вместе с мотором смещена назад. Клиренс оставили таким же, как и был. Он равен 225 миллиметров. Для грузового автомобиля повышенной проходимости это не много. Сзади установлены двускатные колеса. За счет хорошего тягового усилия грузовик мог преодолевать подъемы в 40 градусов.
В систему трансмиссии, как уже было замечено, добавили раздаточную коробку. Ее передаточное отношение составляет 1:1,93. При этом проводить переключение с верхнего ряда передач на нижний можно было даже на ходу – нужно просто использовать двойной выжим сцепления. Для тех лет такая конструкция была редкостью.
Полный привод – это повышенная проходимость и больше возможностей на бездорожье. Но достигаются эти преимущества немалыми жертвами. Так, повысилась проходимость, а вместе с ней увеличился и расход горючего. По паспортным данным грузовик “Опель Блиц” должен был потреблять до 40 л. горючего в условиях передвижения там, где нет дорог. Но нужно сказать, что там, где немецкие солдаты ездили на этих машинах, расход топлива был совсем не важен. Максимальная скорость машины по шоссе достигала 85 км/ч.
Проведенные испытания показали, что эта модель грузовика хорошо справляется со своими задачами. И вот, в 1940 году машину запускают в серию. Первые испытания на долю этого малотоннажного грузовика пришлись уже в 41-м году. Машина проходила испытания в Африке – грузовики приобрели для службы в корпусах Роммеля.
Лишения и тяготы
Полноприводная версия «Опель Блиц» (фото смотрите в нашей статье), получились заметно лучше, чем планируемый блицкриг. Война для Германии, да и для всего мира, превратилась в огромную кровавую трагедию. Она испытывала не только людей, но и технику, и в том числе автомобили. И пускай немецкие машины были совершенными, но они осенью 1941 года буквально утопали в российской грязи. Зимой двигатели испытывались российскими морозами так, что вовсе переставали заводится. В таких условиях полноприводный немецкий грузовик «Опель Блиц» постепенно стал дефицитом.
Модификации
«Блиц» широко использовался практически во всех формированиях немецкой армии. На них доставляли грузы, буксировали орудия, транспортировали пехоту.
На шасси грузовика устанавливали самые разные модели металлических и деревянных кузовов с бортами разной высоты, укомплектованными тентами, скамьями и другими приспособлениями. На базе платформы создавались различные модификации. Модель «Опель Блиц» оказалась очень универсальной.
Грузовик для перевозки раненых
Немецкая компания «Майзен» установила на платформу грузовика округлый санитарный кузов, в котором перевозили раненых и размещали в них операционные и полевые лаборатории. Также компания производила универсальные и пожарные автомобили. В качестве базовой модели использовался автомобильный насос, построенный на заднеприводный платформе. На полноприводной базе была создана пожарная цистерна.
Автобус W39
Это, наверное, самая известная модификация. Ее вы можете увидеть на фото ниже.Предназначался автобус для нужд армии и шел с цельнометаллическим кузовом. Внутри могли поместится 30-32 человека. Выпускались эти машины с 39 по 44 год. Модель предназначалась для перевозки офицеров, в санитарных целях.
В этих автобусах обустраивали штабы, типографии. Грузовик мог развивать скорость такую же, как и базовая модель. Расход топлива составлял не менее тридцати литров на сто километров пути.
Модификация «Мул»
С 42 по 44 года на базе полноприовдного шасси «Опель» выпустил около четырех тысяч полугусеничных грузовиков-тягачей. Одну из моделей вы можете увидеть на фото ниже. В модификации использовали облегченные двигатели. Лицензия была закуплена еще до войны. Грузовик оснащался опорными дисковыми катками, а также системой изменения скорости вращения гусениц.
Это был один из самых удачных грузовиков. Эта модель смогла занять место между аналогичной продукцией «Форд» и «Клекнер-Дойц». Масса автомобиля составляла почти шесть тысяч килограмм, а на 100 километров нужно было 50 литров горючего. Скорость, на которую был способен разогнаться грузовик, составляла не более 38 километров в час (ввиду высокой снаряженной массы).
Сегодня можно купить «Опель Блиц (Мул)» 1:35. Это уменьшенная точная модель. Это будет интересно тем, кто увлекается военной и автомобильной историей. На базе шасси создавали и другие модификации, однако – это самые основные из них и наиболее известные.
«Блиц» после войны
Летом 1944 года, после активных бомбовых ударов, два главных завода «Опель» разрушились. Производство этих грузовиков было решено перенести на заводы «Даймлер-Бенц». После завершения войны все оборудование вывезли в СССР, а «Опель» при помощи американцев занялся восстановлением производства и продолжил выпускать эти грузовики.
Через несколько лет будет выпущен «Опель Бедфорд Блиц», который будет отличаться неплохими техническими характеристиками и оснащением. Но это уже совсем другая история.
Заключение
Итак, мы выяснили историю создания грузовика «Опель Блиц». Немецкая «Молния» - это аналог горьковской «полуторки». Однако наша советская техника оказалась куда более выносливой. Грузовой «Опель» отказывался заводится в лютые морозы и легко садился «на брюхо» из-за 22-сантиметрового клиренса. На сегодняшний день эти машины можно увидеть лишь в качестве музейного экспоната или уменшенных моделей в частных коллекциях.
Грузовику «Опель Блиц» – 90 лет
Один из лучших прошлого столетия (Часть 1)
Станислав Кирилец
(Stanislav Kiriletz, Германия)
Фотографии Opel Automobile GmbH, Robert Bosch GmbH, Svenska Tekniska museet, из архивов Олега Вестерберга, Ренэ Леволла (René Levoll), Дениса Орлова и автора.
На вопрос, какой грузовик был в ХХ веке лучшим, точного ответа нет, мнений много. Коллеги из уважаемого британского издания Commercial Motor удостоили этой чести шведский Scania 3-Series 1987–1998 годов. Магистральные тягачи – «короли дорог», а лёгкие и средние грузовики, похоже, даже не рассматривались. Но когда-то на дорогах доминировали именно они. Да и сегодня обойтись без них невозможно. Труден был бы выбор, если учитывать все классы и рассматривать всё столетие. Претендентов найдётся много и один из них – легендарный Opel Blitz.
Под названием Blitz известна не одна модель и даже не семейство, а несколько поколений лёгких и средних грузовиков, выпускавшихся с 1930-го по 1987 год. «Молния» (так переводится ставшее нарицательным именем слово Blitz с немецкого) в разных видах сошла с конвейеров заводов в немецких городах Рюссельсхайме и Бранденбурге, а также в британском Лутоне без малого полумиллионным тиражом.
Только что Blitz, впервые представленный в ноябре 1930 года, отметил своё 90-летие. Поздравим же юбиляра! И в очередной раз расскажем о нём.
Предвестники молнии
Оговоримся сразу, грузовиком столетия Opel Blitz признать не просто, репутация у него подмоченная. Про Blitz написано не только тысячи статей в автомобильной и исторической периодике всего мира, но и целые главы в сотнях книг, да и десятки отдельных книг. И почти везде расставлены акценты на его прошлом во время службы в вермахте. Так уж сложилось, что военная техника нацистской Германии вызывает большой, иногда даже нездоровый интерес у многих читателей. Десять лет назад наш журнал, отмечая 80-летие машины, отдал дань традиции и осветил её военное прошлое, почти ничего не сказав о мирном труде («Молниеносный немец»). А ведь этот грузовик работал гораздо больше на созидание, чем на разрушение. Он трудился на благо народного хозяйства не только в довоенной Германии и ФРГ, но и во многих других странах, включая СССР. Однако всё по порядку, с самого начала.
В 1862 году молодой механик Адам Опель из города Рюссельсгейм-на-Майне (ныне его принято называть Рюссельсхайм) в Великом герцогстве Гессен изготовил в мастерской своего отца швейную машину и вскоре начал их производство. В 1895 году Адам Опель скончался, оставив гешефт своей вдове Софии и пяти сыновьям – Карлу, Вильгельму, Генриху, Фрицу и Людвигу. Через три года после смерти основателя семейного предприятия наследники решили заняться автомобилями и договорились с конструктором и владельцем небольшого заведения из Дессау Anhaltische Motorwagenfabrik (автомобили марки Lutzmann) Фридрихом Луцманом о сотрудничестве. 1 января 1899 года семья Опель приобретает все активы Луцмана, назначив последнего директором нового автомобильного завода. Первую модель легкового автомобиля с расположенным сзади двигателем мощностью 3,5 л.с. назвали Opel Patent-Motorwagen System Lutzmann и вскоре на её базе освоили производство развозных фургонов.
В 1902 году Opel приобретает лицензию у французского завода Darracq на производство автомобилей передовой на то время конструкции под маркой Opel-Darracq. На их базе также делают коммерческие машины. В тот же год появляется и первый самоход собственной конструкции. Продажи идут успешно, автозавод в Рюссельсхайме постепенно становится одним из крупнейших в Германии. Кооперация с французами продолжается до 1907 года – через 110 лет этот опыт повторится. А в 1907-м происходит одно знаменательное событие – Opel начинает выпуск лёгких грузовиков. И сразу же на Международном испытательном пробеге, организованном Императорским автомобильным клубом Германии, стартуют два бортовых грузовика и один фургон и получают две золотые медали за экономичность в классе машин грузоподъёмностью от 750 до 2000 кг. Вскоре в программе появляются 2- и 3-тонные модели.
Спрос на автомобили «Опель» растёт не только в Германии, но и на экспортных рынках. В первую очередь на легковые машины, но и выпуск грузовых увеличивается. Разнообразие моделей, их отменное качество приносят успех фирме и на Востоке, во многих городах России открываются представительства фирмы. В 1913 году Opel – самый распространённый автомобиль в Санкт-Петербурге, опережая легендарный Benz и с отрывом – не менее легендарные Delaunay-Belleville и Mercedes. Правда, грузовиков этой марки тогда в России было мало, но в 1911 году одна 2-тонная машина успешно выступила на первом испытательном пробеге Военного ведомства, затем несколько грузовиков поступили на службу Русской армии и в другие государственные структуры. Число развозных фургонов в руках российских предпринимателей также растёт, но Первая мировая война прерывает успешное сотрудничество. В то время завод Opel поставляет грузовозы военному министерству Пруссии.
Произвол судьбы
В начале ХХ века успехи в автоспорте считались лучшей рекламой для автомобилей. Фирме Adam Opel было чем гордиться на этом поприще. На её машинах выступали и брали призы знаменитые автогонщики на различных состязаниях в Европе. В 1911 году заводская команда приняла участие во втором Международном пробеге на приз императора Николая II. Тремя легковыми машинами управляли младший сын Адама Опеля Людвиг, гонщики Карл Йорнс и Кристиан Михель. Они успешно прошли сложный маршрут из Санкт-Петербурга в Севастополь, Л. Опель и К. Михель получили призы в своей категории, а Людвиг ещё и ценный подарок русского царя (предметы хранятся в музее фирмы в Рюссельсхайме).
Доктор юридических наук, известный велогонщик и автомобилист, руководитель берлинского филиала семейной фирмы Людвиг Опель неоднократно посещал Россию. В последний раз он был там во время Первой мировой войны. В 1916 году призванный из запаса старший лейтенант лейб-гвардии Его Королевского Высочества великого герцога гессенского 24-го драгунского полка погиб в боях на Русско-германском фронте в возрасте 36 лет.
Удар молнии
После поражения в Первой мировой войне Германия долго находилась в упадке. Страну охватил невиданный ранее кризис, сопровождаемый гиперинфляцией. Производство 3-тонных грузовиков Opel в начале 1920-х годов прекратилось, в программе остались только развозные платформы и фургоны грузоподъёмностью до 2 т. Однако в сегменте легковых машин завод работал успешно, в 1928 году выпуск достиг 44% всего автопрома страны. Великая депрессия, начавшаяся 24 октября 1929 года с биржевого краха в США, привела германскую экономику на грань катастрофы. Но фирму Adam Opel AG кризис не погубил, спасли её инвесторы из-за океана. Ещё 17 марта немцы продали 80% акций американской компании General Motors. К 1931 году пострадавшие больше всех от кризиса американцы взяли полный контроль над предприятием. Они согласились оставить руководящие должности братьям Опель и сохранить торговую марку, но ввели на заводе свои порядки и методы работы. Значительно сократили издержки, главным образом, путём внедрения в производство простых и надёжных автомобилей американской конструкторской школы, подогнав их к особенностям европейского рынка.
Правление завода решило подготовить к выпуску новое поколение коммерческих автомобилей и сделать их по американским лекалам – просто, дёшево, надёжно и массово, сопроводив перемены напористой рекламой. Результатом инноваций стала конструкция нового «быстроходного грузовика» (Schnellastwagen) похожего на проверенный в Штатах массовый грузовой Chevrolet, который уже неплохо продавался во многих странах Европы. Специалистам по рекламе поручили найти бойкое название, чтобы оно гармонично звучало не только на немецком, но и «на любом другом современном языке». Одно из главных условий: оно должно было состоять не более чем из пяти букв. Завод Opel выбрал необычный для Германии, но проверенный в США метод, объявив конкурс по всей стране и разыграв между откликнувшимися гражданами призы, среди которых был один автомобиль и четыре мотоцикла.
«Мы ищем название, которое сделает нас всемирно известными! Новый грузовик должен начать своё победное шествие в Германии и за её пределами под именем, которое обозначит его как немецкий продукт и одновременно выразит его выдающееся качество», – заявил Вильгельм фон Опель (в 1917 году великий герцог Эрнст Людвиг Гессенский возвёл братьев Опель, Вильгельма и Генриха, в дворянское достоинство) в анонсах, которые заняли целые полосы в газетах. Крайний срок подачи предложений – 6 октября 1930 года. Откликнулось на воззвание почти 1,5 миллиона немцев, 24 ноября объявили, что выбор пал на имя Blitz. Так уже с 1889 года назывались некоторые велосипеды Opel, теперь этим именем окрестили коммерческие автомобили фирмы.
На конвейер поставили две базовые модели Opel Blitz грузоподъёмностью 1,5 и 2 т с тремя вариантами колёсной базы и двумя двигателями: 4-цилиндровым 2,6-литровым и 6-цилиндровым 3,6-литровым Marquette американской конструкции. В последующие годы ассортимент постоянно расширялся, фирма учла желания клиентов. Вскоре появилась 2,5-тонная модификация. Спрос на новые грузовики стремительно рос, через пять лет пришлось начать строительство завода для их производства в городе Бранденбург-на-Хафеле. 7 апреля 1935 года состоялась церемония закладки фундамента нового завода, а уже в июле 1937-го из его ворот выехал 25-тысячный Blitz. В том же году Opel обновляет ассортимент двигателей, добавляя в него моторы из своей программы легковых автомобилей. Новый трёхтонник оснащается 3,6-литровым 6-цилиндровым 75-сильным двигателем Opel Admiral (в легковой программе фирмы появились модели, названные в духе того времени военно-морскими званиями, – Kadett, Kapitän и Admiral). В 1937 году в производстве автомобилей Blitz находились модификации грузоподъёмностью от 1,2 до 4 т, развивавшие мощность от 32 до 75 л.с.
Солидные, надёжные и долговечные «Блицы» воплотили в себе все достоинства американских и немецких методов. Американский подход с разделением сборки на простые операции обеспечивал массовость и низкую себестоимость продукции. Германский метод, опиравшийся на рабочих высокой квалификации, выполнявших целый объём сложных работ, не смог обеспечить ни массовости, ни низкой цены, но прекрасно дополнил американский и гарантировал высокое качество. В совокупности это принесло невероятный успех автомобилям Opel Blitz.
«Блицбусы»
Разумеется, в 30-х годах на базе популярного грузовика Opel Blitz в Германии строили различные автомобили специального назначения. Особенно широкое применение шасси нашли у производителей пожарных машин и автобусов. Их ассортимент на рынке Германии и многих других стран был богат. По аналогии с велосипедами начала ХХ века, получившими в народе прозвище «Блицрад» (акроним от немецких слов Blitz и Fahrrad), для автобусов немцы придумали меткое слово Blitzbus. Кузовами их оснащали знаменитые немецкие ателье: Drauz, Ernst Hartmann, Fritzsche & Brause, Hubertia, KAFA, Karl Kässbohrer, Ludewig, Schumann и другие. Некоторые иностранные мастерские также использовали шасси Blitz.
Пожалуй, самыми интересными были «блицбусы» с аэродинамическими кузовами, построенные фирмой Gebr. Ludewig GmbH из Эссена. Небольшие серии автобусов футуристического вида называли Aero, применяли для них самые разные шасси, но чаще всего – Opel Blitz. Их использовали главным образом для туристических и междугородных перевозок.
Преобразование Roden Opel Blitz в автобус Вермахта 1:35
Короткая тематическая статья с Питом Шнайдером
Был небольшой перерыв, потому что у меня есть 40 завершенных моделей, которые еще не получили покраску, потому что я люблю их строить. Я сейчас начинаю программу по их отделке и вот первая.
Вот краткий обзор готовой модели…
Комплект…
Модель Roden, основанная на грузовике Opel Blitz, является хорошей отправной точкой, слегка простой, с мягкими деталями.
Интерьер…
Пластиковая полоса использовалась для добавления внутренних структурных деталей, а пластиковые диски использовались для потолочных фонарей, на крышу также были добавлены ручное вентиляционное отверстие и корпус вентилятора.
Были добавлены переднее и заднее зеркала, поручни сидений, настилы и место для хранения винтовки.
Небольшой столик сзади, поручни сидений и отдельные оконные рамы были сконструированы.
Верхние стеллажи были изготовлены из пластикового стержня и папиросной бумаги.
Внешние детали заменены в основном на тамиевские.
Автобус находится недалеко от Кана и пытается произвести впечатление и привлечь к делу некоторых местных жителей. Местные жители не кажутся слишком заинтересованными, чтобы остаться!!!!
Надеюсь, вам всем это понравится ...
Пит С.
Галерея
Ниже представлена серия изображений готовой модели. Нажмите на миниатюру, чтобы увидеть увеличенное изображение.
Автобусы для Вермахта. - история в фотографиях — LiveJournal
Предлагаю Вашему вниманию подборку фотографий иллюстрирующих разнообразие различных автобусов,применяемых в войсках Третьего Рейха.
Немецкие солдаты у дизельного автобуса "Graf & Stift V 6". Регистрационный номер DR означает принадлежность машины к "Deutsche Reichsbahn" — Железнодорожной службе рейха.
Дизельный автобус "Hansa-Lloyd" на службе в Люфтваффе.А до того как он был реквизирован,автобус возил пассажиров где-то в Вестфалии (судя по гражданскому номерному знаку этой немецкой провинции).
Трофейный советский автобус ГАЗ-05-193 на службе в Вермахте.
Немецкий автобус,выпущенный на шасси грузовика "Опель Блиц". Машина снабжена газогенераторной установкой для использования в качестве топлива дров,торфа или угля. На крыше автобуса - водитель,стоящий у открытой крышки для загрузки топлива.
Трофейный британский автобус "Albion BY3" на службе в Люфтваффе.
Автобус "Опель Блиц" с чудесным лобовым панорамным стеклом на службе в "Организации Тодта".
Трофейный автобус "Вольво" на службе в вермахте.
Солдаты Вермахта на фоне автобуса,построенного на шасси грузовика "Büssing-NAG Type 900".А автобусные кузова для этих машин делались в фирме "Komnick".
Замечательное тевтонское средство для перевозки людей "Büssing VI GLn".Назвать ЭТО "автобусом" язык не поворачивается...
Глядя на это фото возникает вопрос - а зачем автобусу кузов?! И без него неплохо...никакой давки при входе-выходе,обзор отличный...
Немецкий солдат у автобуса производства компании "Henschel-Werke".
Автобус "Vomag",оборудованный газогенераторной установкой,на службе в люфтваффе.
Трофейный автобус "Volvo",оснащенный газогенераторной установкой,на службе в люфтваффе.
Немецкие солдаты у автобуса "Büssing-NAG Trambus" с простреленным лобовым стеклом.
Немецкий автобус "Opel Blitz W39" на службе в вермахте.
Трофейный французский автобус Renault ADJ в вермахте.
Автобус "Опель Блиц" с панорамной сдвижной крышей , на службе в люфтваффе.
Довольно футуристичный автобус "Мерседес" на службе в люфтваффе.
Слетевший с дороги дизельный автобус "Мерседес-Бенц" с регистрационным номером Померании.
Трофейный французский автобус неустановленной марки в вермахте.Кажется,его предыдущему водителю не повезло...
Opel Blitz - это... Что такое Opel Blitz?
1930 Opel Blitz 1937 Opel Blitz 1952-1960 Opel Blitz 1965-1975 Opel BlitzOpel Blitz (нем. Blitz — молния) — немецкий грузовой автомобиль, ранние модели которого активно использовались Вермахтом во Второй мировой войне.
Существовало несколько поколений, сильно различавшихся дизайном и конструкцией:
- 1930—1954 гг.
- 1952—1960 гг.
- 1960—1965 гг.
- 1965—1975 гг.
На территории России известны практически только автомобили первого поколения в модернизированном варианте (после 1937 года), ввиду широкого использования их в Вермахте, в том числе и на Восточном фронте, и наличии в своё время значительных количеств трофейных экземпляров; более поздние модели же в СССР по видимости никогда не поставлялись.
История
Производство этих автомобилей было начато в апреле 1937 года и продолжалось до 1944. Возможно, этот грузовик стал самым выпускаемым в Германии. За годы производства промышленностью Третьего рейха было изготовлено 82356 грузовиков этой марки. Opel Blitz выпускался в двух вариантах:
- Opel Blitz 3.6-36
- Opel Blitz 3.6-36S (индекс «S» — означает стандартное заднеприводное шасси)
Применение
Opel Blitz широко применялся вермахтом, так как немецкая армия делала ставку именно на колёсную технику. На обеспечение только пехотной дивизии требовалось около 500 таких машин, а моторизованные и лёгкие дивизии нуждались в 1600—1800 автомобилях. На базе этого автомобиля были созданы специальные автомобили: машина медицинской службы, машина службы связи и другие.
ТТХ
- Страна-производитель: Германия
- Начало производства: 1937 год
- Конец производства: 1944 год
- Всего произведено: 82356 единиц
- Масса: 5,8 т
- Грузоподъёмность: 3 т
- Экипаж: 1 человек
- Высота: 2,025 м
- Ширина: 2,265 м
- Длина: 6,105 м
- Двигатель: Opel
- Мощность: 75 л.с.
- Тип двигателя: Бензиновый,4х тактный,6 цилиндровый,V-образный
- Тип КПП : Механическая, 5 ступенчатая
- Скорость по шоссе: 90 км/ч
- Запас хода по шоссе: 320 км
- По бездорожью: 230 км
Варианты машин на базе Opel Blitz
Во время войны на базе Opel Blitz было создано большое количество специальных шасси, среди который следует выделить многофункциональные фургоны, топливозаправщики, автобусы и инженерную технику
Специальные фургоны
- Kfz. 305/1 автомобиль телеграфной связи
- Kfz. 305/2 автомобиль телеграфной связи
- Kfz. 305/3 автомобиль телетайпной связи
- Kfz. 305/9 автомобиль телетайпной связи
- Kfz. 305/10 с усиленной телефонной линией
- Kfz. 305/11 автомобиль проверки телефонной линии
- Kfz. 305/15 мобильный радиопередатчик
- Kfz. 305/16 автомобиль радиосвязи
- Kfz. 305/20 автомобиль радиосвязи
- Kfz. 305/21 автомобиль радиолокации
- Kfz. 305/22 автомобиль радиопеленгации
- Kfz. 305/23 мобильный радиоприёмник
- Kfz. 305/25 радиомачта
- Kfz. 305/26 радиозонд
- Kfz. 305/27 радиозонд
- Kfz. 305/29 фонарь и маркеры направления
- Kfz. 305/33 фонарь и маркеры направления
- Kfz. 305/39 командный пункт
- Kfz. 305/41 калибровка инструментов
- Kfz. 305/42 тестирование радиосвязи
- Kfz. 305/43 борьба с помехами
- Kfz. 305/44 борьба с помехами
- Kfz. 305/60 тестирование бортовых приборов
- Kfz. 305/62 консервация планера
- Kfz. 305/63 консервация планера
- Kfz. 305/64 консервация двигателя
- Kfz. 305/65 метеорология
- Kfz. 305/66 метеорология
- Kfz. 305/67 ремонт двигателя
- Kfz. 305/68 ремонт двигателя
- Kfz. 305/69 испытание рулевого управления
- Kfz. 305/70 склад парашютов
- Kfz. 305/73 командирская машина
- Kfz. 305/74 бюро
- Kfz. 305/75 раздевалка
- Kfz. 305/76 амбулатория
- Kfz. 305/77 буфет
- Kfz. 305/78 кухня с электроплитой
- Kfz. 305/80 консервация вооружения
- Kfz. 305/83 ремонт аэродромных машин
- Kfz. 305/84 склад запасных частей
- Kfz. 305/85 проверка давления масла
- Kfz. 305/86 зубоврачебный кабинет
- Kfz. 305/87 зубоврачебный кабинет
- Kfz. 305/88 рентгеновский кабинет
- Kfz. 305/89 рентгеновский кабинет
- Kfz. 305/90 фотолаборатория
- Kfz. 305/91 фотолаборатория
- Kfz. 305/93 пункт очистки воды
- Kfz. 305/95 пункт очистки воды
- Kfz. 305/96 пункт смягчения воды
- Kfz. 305/98 обслуживание и консервация кислородного оборудования
- Kfz. 305/99 консервация кислородного оборудования
- Kfz. 305/100 радиолокационная навигация
- Kfz. 305/101 радиолокационная навигация
- Kfz. 305/105 мастерская, монтажная, сварочная
- Kfz. 305/106 мастерская, слесарная, гидравлическая
- Kfz. 305/107 механическая мастерская
- Kfz. 305/108 электромастерская
- Kfz. 305/109 механическая мастерская
- Kfz. 305/111 механическая мастерская
- Kfz. 305/112 монтажная мастерская
- Kfz. 305/113 монтажная мастерская
- Kfz. 305/115 столярно-плотницкая мастерская
- Kfz. 305/117 кузнечная мастерская
- Kfz. 305/118 автомеханическая мастерская
- Kfz. 305/120 автобус для перевозки рабочих
- Kfz. 305/122 машина обезвреживания и деактивации
- Kfz. 305/123 машина обезвреживания и деактивации
- Kfz. 305/124 воздушный компрессор
- Kfz. 305/125 машина обслуживания самолётов
- Kfz. 305/126 пускач
- Kfz. 305/128 пожарный насос
- Kfz. 305/130 мастерская по обслуживанию ракетного вооружения
- Kfz. 305/131 мастерская по обслуживанию авиационного вооружения
- Kfz. 305/135 мастерская по обслуживанию механической техники
- Kfz. 305/136 мастерская по обслуживанию двигателей
- Kfz. 305/137 мастерская по обслуживанию планеров самолётов
Opel Blitz в играх
Грузовик Opel Blitz фигурирует во многих компьютерных играх:
Игра ИЛ-2: Штурмовик — Opel Blitz фигурирует как основное грузовое транспортное средство немецкой армии. Здесь использованы 4 варианта этой машины: грузовой автомобиль, авиационный топливозаправщик (модель 3.6-36) и автомобили медицинской службы и службы связи (модель 3.6-36S).
Серия игр В тылу врага 2 — автомобиль играет роль основного грузовика снабжения немецкой армии. В игре имеются такие модификации как Opel Blitz для перевозки людей, Opel Blitz снабжения, Opel Blitz инженерный, Opel Blitz медицинский, Opel Blitz заправщик.
Игра Sniper Elite — Opel Blitz фигурирует в игре как передвижное средство НСАР.
Серия игр Call of duty — Opel Blitz является основным грузовиком германской армии.
Игра Medal of Honor: Allied assault — грузовик играет роль основного немецкого грузовика, а в нескольких миссиях игрок даже ездит на нём.
Игра Resident Evil 4 — старые ржавые Opel Blitz появляются в игре три раза: первый раз в сюжетном ролике, второй раз как транспорт Ганадо в деревне, а третий раз Opel Blitz превращённый в гантрак появляется на острове, где его используют заражённый морпехи.
Ссылки
DALNOBOI.ORG | Автомобили — герои экрана!
Александр ТРОХАЧЁВ
Фото автора
А минчане не знают!
Удивительно, но факт: об этом музее не знают не только иностранцы и соотечественники — гости белорусской столицы. Про «Старое колесо» не слышали даже коренные минчане. Между тем, хранящиеся здесь раритетные образцы автобусов, грузовиков и мотоциклов многие не раз видели в художественных фильмах и телевизионных сериалах. Речь идет об уникальной подборке советской и европейской автомобильной и мотоциклетной техники.
Это еще не музей в классическом представлении, а только выставочная площадка ретро-техники, в которой 48 образцов ХХ века. И это без учета 20 мотоциклов и 17 велосипедов. Основу коллекции составляют 8 грузовиков, 7 автобусов, а все остальное — это легковые машины, микроавтобусы и фургоны. Курирует коллекцию Председатель объединения «Общество защиты памятников техники и транспорта «Наша «Победа» Василий Терешко.
Он является прихожанином костела Святого Роха — покровителя белорусской столицы. В свое время Святой Рох спас город от чумы и холеры. Костел был основан в Менске (старое название Минска) по приказу князя Ягайло в XIV веке, и изначально был деревянным. Волею судеб, костел дважды погибал в огне: в 1409-м и 1809-м годах. А в 1861-1864 гг. его отстроили из камня, и в таком виде он сохранился до сих пор.
Таким образом, католический костел в этом году отмечает 155-летие своего возрождения. В советское время здесь располагался органный зал. После распада СССР территории вернули костелу. Часть площадки внутреннего двора очистили, провели субботник, оборудовали место под стоянку старой автомобильной техники. Ценным приобретением стали старые гаражи, которые теперь приютили мото- и велотехнику, кабриолеты, седан, пикап, хэтчбеки. Официально музей «Старое колесо» пока не открыт, но в 2018-м здесь отметили День автомобилиста, а в 2019-м – 20-летие клуба «Наша «Победа». Я же расскажу о том, какие автомобили использовали на съемках для большого экрана.
Имитация грузовика Вермахта, создан на базе ГАЗ-51
Белорусскому кинематографу – 95 лет!
В конце 2019 года белорусский кинематограф отмечает знаменательную дату: 95-летний юбилей. Именно столько лет назад, 17 декабря 1924 года, в свет вышло Постановление Совета Народных комиссаров. Его название говорит само за себя: «О кинопроизводстве в БССР». Белорусская Советская Социалистическая Республика обрела День кино. В этот же день при Наркомпросе создали «Белгоскино» – Государственное управление по делам кинематографии и фотографии. Правда, официально День кино в Республике Беларусь стали отмечать только 25 лет назад, с 1994 года.
Изначально национальная киностудия называлась «Советская Беларусь», и только позже – «Беларусьфильм». При чем тут музей «Старое Колесо» на Золотой Горке? А при том, что большинство его экспонатов – настоящие герои экрана.
Имитация полуторки — ГАЗ-АА
ПАЗ-651 и сериал о Вольфе Мессинге
Автомузей «Старое колесо» располагает семью автобусами, два из которых (ПАЗ-672 и КАвЗ-685) переданы в экспозицию Музея городского пассажирского транспорта. Первенцем подборки пассажирских машин стал ПАЗ-651, изготовленный в 1956 году. Его купили в 2003-м в Ашмянах. Он был не на ходу, пришлось менять двигатель и приводить в порядок электропроводку. Этот автобус на шасси грузовика ГАЗ-51 стал основоположником всего собрания пассажирской техники «Старого Колеса». С тех пор бело-голубой ПАЗ-651 не раз снимался в кино, а «актерская карьера» для него началась с фильма «Мессинг» (2008 год) о гипнотизере и телепате Вольфе Мессинге.
ПАЗ-651
КАвЗ-685
В 2009-м капотный автобус сняли в ленте «Краков». Для этого пришлось снять все сиденья, поставить перегородку и переделать его… в душегубку. Затем настал черед документального фильма «Города-герои» и художественного кино «Красная королева», «Прелесть по-советски» и других лент. Самое свежее участие в кино датировано 2018 годом: 14 августа на экраны вышел сериал «Отчим».
В описании сказано, что ПАЗ-651 выпускали заводы ГЗА, ПАЗ, КАвЗ. Годы производства: 1952-1975 (этот экземпляр – 1956 года). В салоне автобуса размещалось 19 мест. С двигателем мощностью 75 л. с. ПАЗ-651 мог развивать максимальную скорость 70 км/ч. К слову, и другие шесть автобусов из музея «Старое Колесо» успели сняться в кинофильмах и телесериалах.
Реплика Opel Blitz на базе ГАЗ-52
Сериал «Чернобыль» и пожарный ГАЗ-66
Наряду с «полуторкой», ГАЗ-АА и Opel Blitz в грузовом строю киногероев есть и самое свежее приобретение – пожарный автомобиль связи и освещения АСО-12(66)-90А на шасси ГАЗ-66-01 (4х4). Его выпускал Варгашинский завод противопожарного и специального оборудования, расположенный в Курганской области. Основное назначение спецавтомобиля – освещение места работы спасателей на пожарах и обеспечение связи штаба пожаротушения с центральным пунктом.
Нашли эту машину совершенно случайно. Василий Терешко просматривал объявления о продаже генератора, и наткнулся на сайт МЧС РБ с объявлением о продаже АСО-12 с пробегом всего в 20 тыс. км! Автомобиль 1982 года находился на базе хранения автотехники в Логойске в отличном техническом состоянии. С первого раза сделка купли-продажи не состоялась, и затянулась по времени. Ко времени смены владельца через несколько месяцев АСО-12 лишилась части своего уникального оборудования, что не остановило реставраторов: в марте 2019-го машину на эвакуаторе доставили в Минск. Здесь и началось ее возрождение. За небольшим исключением, данный экземпляр сохранился в заводской комплектации. Двигатель и ходовая, прожектор и звуковая сирена в рабочем состоянии, на кабине и кузове нет ржавчины и трещин. Лишь резина требует замены.
АСО-12 попал в коллекцию «Старого колеса» в красно-синей цветовой схеме белорусской пожарной службы (МЧС РБ). Реставраторы планируют вернуть ему оригинальную красно-белую окраску периода СССР. Как и другим автомобилям, ему уготована участь стать киногероем, и первые съемки в этом списке – продолжение сериала «Чернобыль».
«Смолевуд» и фильм «Вражеские линии»
Автомобили из советского прошлого нашли применение и в художественной ленте о Второй мировой войне «Вражеские линии». Ее начали снимать на территории натурной площадки «Беларусьфильм» в Смолевичах, которая получила народное прозвище «Смолевуд». Старт проекту дан в начале 2019 года, и участвуют в нем российские, белорусские, британские актеры. Режиссером-постановщиком выступил швед Андерс Банке.
Штабной Opel Super
Основные события ленты разворачиваются в Англии, Африке и оккупированной немцами Польше. В массовых сценах задействованы реконструкторы военно-исторических клубов «Товарищи по оружию», «Эпоха» и других. Часть используемой ретро-техники предоставил автомузей «Старое колесо». В частности, на штабной автомобиль Opel Super 6 выпуска 1936 года за два дня поставили кабриолетное устройство и натянули брезентовый тент. Была заменена рамка ветрового стекла и выполнены другие доработки.
Штабной Opel Super
Opel Kapitän
Opel Kapitän
Как ГАЗ-51 превратился в Opel Blitz
Интересная метаморфоза произошла с легким грузовиком Вермахта. Взять оригинальный Opel Blitz было негде, и тогда его создали на базе советского (кстати, послевоенного!) ГАЗ-51. На двери и остекление его кабины, а также на радиатор смонтировали листы железа толщиной 10 мм и закрепили их болтами. В таком виде они напоминают бронелисты, которыми закрывали самые уязвимые элементы грузовиков, перевозивших в кузове зенитную установку Flak.
Для большей убедительности «железного артиста» лишили деревянных бортов, оставив только пол. Кроме того, грузовик покрасили в белый цвет, соответствующий зимнему камуфляжу на Восточном фронте. Для создания нужной краски реставраторы использовали пачку мела и воду из-под крана. Их тщательно смешали и с помощью распылителя равномерно покрыли весь грузовик. Но одного Opel Blitz для фильма оказалось недостаточно. И тогда реставраторы аналоичным образом провели трансформацию уже с более современным ГАЗ-52. Получилось неплохо!
Реплика Opel Blitz на базе ГАЗ-51
ГАЗ-69 «Милиция» из «Красной королевы»
Этот редкий ГАЗ-69 нашли не так давно, пять лет назад, по объявлению в Гомельской области. Состояние внедорожника оценили по фотографиям, связались с продавцом и договорились о сделке. Ударили по рукам – и владелец сменился. Новую судьбу этот «козлик» 1969 года выпуска обрел в результате поисков автомобиля для съемок в телевизионном сериале «Красная королева». Это российско-украинский сериал про судьбу Регины Збарской, самой известной советской манекенщицы и первой красавицы Советского Союза. Ее звали «Советская Софи Лорен» и «Самое красивое оружие Кремля». Сериал вышел на экраны в 2015 году и пользовался большим успехом.
ГАЗ-69 был куплен потому, что оказался не кривым, не косым, не мятым в результате небрежной эксплуатации, в общем, в нормальном состоянии. Комплектация, увы, была не исходная: обычный советский внедорожник переделали в милицейский своими силами. Изначально данный ГАЗ-69 был зеленым, но его перекрасили в темно-синий цвет с характерной красной полосой и надписью «Милиция». К измененному пассажирскому салону добавили перегородку с кабиной водителя, снабдив ее зарешеченным окошком. Кузов белорусского ГАЗ-69 не раз перекрашивали. Например, долгое время «бобик» был желто-синим, тоже в милицейском исполнении. Вот ходовую часть не реставрировали, оставили со ржавчиной. Тем более, что в кадрах сериала ее все равно не видно. На крышу ставится съемная синяя «мигалка-стакан». На время хранения ее приходится снимать из-за низкого потолка в гараже.
После дебюта в 2014 году на больших экранах эпопея со съемками ГАЗ-69 в кино благополучно продолжилась. После «Красной королевы» были ленты «Созвездие Стрельца», «Дом фарфора», «Чудотворцы» и многие другие. Самый свежий показ ГАЗ-69 из Минска в кино связан с дебютом сериала «Отчим», который вышел в прокат 14 августа 2018 года. Кстати, перед съемками сериала «Отчим» ГАЗ-69 был желто-синим, но его опять перекрасили в темно-синий цвет с красной полосой.
Перекрас раз, перекрас два…
К слову, точно так же реставраторы перекрашивали и мотоциклы М-72 «Урал»: то в желто-синие цвета, то в темно-синие, с красным. Опыт перекраски обычных машин в специальные автомобили МВД у Василия Терешко немалый. Например, по заказу киностудии «Беларусьфильм» он преображал свою грузовую «Нысу» под стандарты МВД для съемки в сериале «Коррупция». А для фильма «Обратная сторона Луны» с Павлом Деревянко был подготовлен милицейский «Москвич». Для съемок готовили и «Жигули-ГАИ». Есть в коллекции и черная «Волга» ГАЗ-24, которую при необходимости тоже преобразят в транспорт МВД СССР.
Кстати, у большинства машин в коллекции Василия Терешко судьба схожая. Все они находятся в ожидании съемок и поддерживаются в технически исправном состоянии. И это частное собрание ретро-техники для киносъемок. Имеет музейное оформление. Как и у других экспонатов «Старого колеса», в салоне ГАЗ-69 есть табличка на белорусском языке. Там сказано, что внедорожник ГАЗ-69 выпускали в 1953-1973 гг. на автозаводах ГАЗ и УАЗ. Число мест – 8, мощность двигателя – 55 л. с., максимальная скорость – 80 км/ч. Передний бампер у машины не родной. В остальном все свое, заводское. Вот такая история обычного с вида внедорожника, которому теперь суждено обретать искры жизни от одной съемки до другой. И пока спрос от мастеров киноиндустрии и телевидения есть, таким экземплярам суждено быть на ходу!
На заглавной фотографии — Василий Терешко и ГАЗ-М1
Опель Блиц 3.6-47 Омнибус W39 808 Роден
Настройки файлов cookie
Здесь вы можете определить свои предпочтения в отношении использования нами файлов cookie.
Требуется для работы страницы
Эти файлы cookie необходимы для работы нашего веб-сайта, поэтому их нельзя отключить.
Функциональный
Эти файлы позволяют использовать другие функции сайта (кроме необходимых для его работы). Включив их, вы получите доступ ко всем функциям веб-сайта.
Аналитический
Эти файлы позволяют нам анализировать наш интернет-магазин, что может способствовать его лучшему функционированию и адаптации к потребностям Пользователей.
Поставщики аналитического программного обеспечения
Эти файлы используются поставщиком программного обеспечения, под которым работает наш магазин.Они не объединяются с другими данными, введенными вами в магазине. Целью сбора этих файлов является выполнение анализа, который будет способствовать разработке программного обеспечения. Вы можете прочитать больше об этом в политике использования файлов cookie Shoper.
Маркетинг
Эти файлы позволяют нам проводить маркетинговую деятельность.
.Wikipedia-AB-HT0004 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
.7Z | Wikipedia -af-html.tar.7z||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
wikipedia-als-html.7z | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
wikipedia-am-html.7z | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
wikipedia-ang-html.7z | 08||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Wikipedia-Arc-HTML.7Z | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Wikipedia-AR-HTML.Tar.7z | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Wikipedia-As-HTML.7Z | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Wikipedia-BA-HTML.TAR | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Wikipedia-Bar-html.7z | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Wikipedia-Bat_smg-html.7z | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Wikipedia-bat_smg-html.tar.7z | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Wikipedia-BT0007 | Wikipedia-Be-HTML.TAR .7z | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
wikipedia-bg-html.TAR.7Z | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Wikipedia-BH-HTML.Tar.7z | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Wikipedia-Bi-HTML.Tar.7z | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Wikipedia-BM-HTML.Tar.7z | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Wikipedia-Bn- wikip html.tar.7z | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
wikipedia-bo-html.tar.7z | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
wikipedia-bpy-html.tar.7z | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
wikipedia-br-html.tar.7z | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
wikipedia-bug-html.tar.7Z | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Wikipedia-BXR-HTML.TAR.7Z | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Wikipedia-Ca-HTML.Tar.7z | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Wikipedia-CDO-HTML.Tar.7z | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
HTIPML. TAR.7Z | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
wikipedia-ce-html.tar.7z | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
wikipedia-ch-html.tar.7z | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
wikipedia-cho-html.tar.7z |
html 9003 900 .7z | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
wikipedia-chy-html.tar.7z | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
wikipedia-co-html.tar.7z | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
wikipedia-crh-html.tar.7z | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
wikipedia-cr-html.tar.7z | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Wikipedia-CS-HTML.TAR.7Z | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Wikipedia-Cu-HTML.Tar.7z | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Wikipedia-CV-HTML.Tar.7z | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Wikipedia-Cy- HTML. tar.7z | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
wikipedia-da-html.tar.7z | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
wikipedia-de-html.tar.7z | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
wikipedia-diq-html.tar.7z | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
wikipedia-dsb-html.tar.7z | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
wikipedia-dv-html.tar.7z | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
html.tar.7z | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
wikipedia-ee-html.tar.7z | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
wikipedia-el-html.tar.7z | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
wikipedia-eml-html.tar0.37z 90 Википедия
|