7(495)968-26-38
Проектируемый проезд №4062,
дом 6

Весь спектр услуг
по техническому осмотру
Наполнение
вторая строка
Ред. блок
Тестовое наполнение
 
 
  •  
  •  
  •  
  •  

Диагностика неисправностей автомобиля


Неисправности систем автомобиля

Автомобиль является сложным техническим устройством, в котором взаимодействует множество систем. Несмотря на высокую технологичность и надежность современного автомобиля, периодически происходят поломки транспортного средства. Даже владелец нового автомобиля не застрахован от неисправностей, и гарантийный срок тому свидетельство.

При возникновении неисправности встают два вопроса:

  • установление неисправности (диагностика);
  • устранение неисправности (ремонт).

Попытаемся ответить на оба вопроса.

Процесс оценки технического состояния автомобиля и определения неисправностей называется диагностикой. От качества проведения диагностики зависит объем ремонтных работ и, следовательно, затраты на его проведение. В зависимости от способа проведения различают следующие виды диагностики:

  • диагностика по внешним признакам (косвенная диагностика);
  • техническая диагностика (прямая диагностика).

Автолюбитель, наделенный знаниями конструкции автомобиля, в состоянии самостоятельно провести диагностику по внешним признакам. Это вдвойне актуально, если вы находитесь в пути и до ближайшего автосервиса многие километры.

Проведение технической диагностики требует наличия специальных знаний и навыков, а также применения различных приборов. По этой причине техническая диагностика осуществляется, как правило, в специализированных центрах. Разновидностью технической диагностики является компьютерная диагностика. С помощью специального программного обеспечения производится проверка работоспособности электронных компонентов автомобиля.

Опытный водитель производит косвенную диагностику автомобиля постоянно – от момента посадки в автомобиль и до конечной остановки. Это происходит почти автоматически. Во время движения основное внимание уделяется показаниям контрольно-измерительных приборов, а также характеристикам движения: режиму работы двигателя, устойчивости, плавности хода, легкости управления, эффективности торможения. Отклонения от стандартных параметров, как правило, свидетельствует о возникшей неисправности.

При диагностике неисправностей необходимо руководствоваться следующими принципами:

  • выявление и учет всех очевидных фактов, другими словами, установление всех внешних признаков неисправности;
  • проводение диагностирования от простого к сложному, последовательно исключая возможные неисправности.

Как показывает практика, неисправность системы автомобиля редко возникает неожиданно. Внешние признаки неисправности появляются постепенно. Необходимо помнить, что крупных неисправностей можно избежать, если своевременно диагностировать и устранить мелкие неполадки.

Признаки неисправностей, соответствующие определенным органам чувств человека, можно разделить на следующие виды:

  • акустические (слух);
  • визуальные (зрение);
  • эксплуатационные (обоняние и осязание).

Конкретная неисправность может иметь несколько внешних признаков. Это могут быть как признаки одного вида, так и их комбинация. Например, повреждение в топливной системе сопровождается повышенным расходом топлива, а также запахом бензина в салоне и подтеками под автомобилем.

С другой стороны несколько неисправностей могут иметь схожие внешние признаки. К примеру, повышенный расход топлива свидетельствует о неисправности форсунок, а также неправильной установке угла опережения зажигания, низком давлении в шинах и др.

Самую большую группу составляют акустические признаки неисправностей: всевозможные шумы, стуки, скрипы, гул, скрежет, треск и др. Источники посторонних звуков многочисленны, но основными являются неисправности двигателя, трансмиссии, ходовой части и рулевого управления. В среде автомобилистов есть крылатая поговорка: «Хороший стук всегда наружу вылезет». Многие ее понимают дословно и эксплуатируют автомобиль до конкретной поломки. Вместе с тем, смысл поговорки несколько иной – каждый посторонний звук в автомобиле говорит о зарождающейся неисправности. И чем раньше мы ее установим, тем меньшие последствия будут для автомобиля и, соответственно, для нашего кошелька. Самое главное не промахнуться с диагнозом.

При появлении посторонних звуков в автомобиле водитель должен четко представлять, при каких звуках (читаем - неисправностях) можно продолжать движение, а при каких движение строго запрещено. К примеру, большинство посторонних звуков в двигателе не предполагает дальнейшую эксплуатацию автомобиля.

Для диагностирования неисправности по звуку необходимо установить характер звука, источник распространения, а также изменение звучания при увеличении скорости и смене направления движения. Звук должен прослушиваться как в салоне автомобиля, так и за его пределами, в том числе в подкапотном пространстве.

Визуальная диагностика неисправностей производится на основе показаний контрольно-измерительных приборов на панели управления, а также путем внешнего осмотра автомобиля. При проведении внешнего осмотра особое внимание уделяется наличию подтеков под автомобилем, исправности шин, внешних осветительных приборов. Периодически проводится внешний осмотр систем и механизмов в подкапотном пространстве. Проверяется уровень масла и специальных жидкостей, наличие подтеков на двигателе и коробке передач, целостность воздушных патрубков и электрической проводки.

К эксплуатационным признакам неисправностей относятся признаки, определяющиеся с помощью обоняния и осязания. Запахи играют важную роль в диагностике неисправностей систем автомобиля. Так, запах бензина в салоне свидетельствует о неисправности топливной системы, запах выхлопных газов (если это не идущий впереди «КамАЗ») – о неисправности выпускной системы, запах подгоревшего машинного масла – о неисправности системы смазки. Сладкий химический аромат появляется при подтекании охлаждающей жидкости - неисправности системы охлаждения. Прогоревший катализатор сопровождается запахом тухлых яиц. Имеет свой специфичный запах и плавящаяся проводка электрооборудования автомобиля.

В диагностике неисправностей также активно участвует тело человека: руки, ноги, «пятая точка», кожные покровы. С помощью осязания определяются многие неисправности. Например, рывки при движении свидетельствуют о неисправности системы зажигания. Затруднения при переключении передач проявляются при неисправности коробки. Неисправности элементов подвески (пружин, амортизаторов) сопровождаются проседанием автомобиля. Увеличенный ход педали тормоза говорит о неисправности тормозной системы и т.д.

Таким образом, по внешним признакам можно определить множество неисправностей, но далеко не все, особенно в части электроники. Во многих случаях совремнному автомобилю требуется техническая диагностика.

Задачу по устранению выявленной неисправности каждый водитель решает самостоятельно. Устранение некоторых неисправностей не требует специальных навыков. Вместе с тем серьезные ремонтные работы лучше доверять специалистам.

systemsauto.ru

Что показывает компьютерная диагностика автомобиля

В современном автомобиле имеется огромное количество всевозможной электроники, обеспечивающей бесперебойную и правильную работу всех устройств. Своевременное определение сбоев и неполадок – гарантия безопасной, эффективной и долговечной эксплуатации транспортного средства. И для определения неисправностей на ранних этапах делается компьютерная диагностика автомобиля, которая позволяет наиболее достоверно определить любую неисправность при минимальных затратах времени. Сегодня мы поговорим о компьютерной диагностике.

Компьютерное тестирование: что это такое и для чего оно нужно

Электронная диагностика автомобиля выполняется с целью получения ответов на главные вопросы о:

  • техническом состоянии транспортного средства на данный момент;
  • способах, которые позволят сделать его работу более эффективной;
  • действиях, которые необходимо предпринять для исправления и существующих проблем и достижения идеального состояния.
Компьютерная диагностика

Считывая коды имеющихся ошибок специальным сканером, стендом и ридером, подготовленный специалист следит, о чем говорит система диагностики и анализирует поступающую информацию. Исходя из полученных данных, автовладелец принимает решение об исправлении уже существующих и предупреждении возможных неисправностей.

А значит, электронная диагностика предполагает два основных предназначения, и каждое из них важно при использовании авто.

Неисправности и их причины

Совсем недавно мероприятия по определению неисправностей в машине и установлению их причин были трудными и занимали много времени. Помимо этого, они не давали стопроцентной гарантии — тестирование могло не получиться сразу, а в его правильности были некоторые сомнения. Сегодня применение компьютерной техники в автодиагностике позволяет оптимизировать данный процесс, делая его значительно легче, точнее и максимально оперативно.

Практически, электронная диагностика — это тестирование систем машины, причем каждой из них в отдельности. Список тестируемых узлов/агрегатов включает двигатель, подвеску, трансмиссию, бортовую электронику и прочие элементы транспортного средства.

По окончанию тестирования на экране диагностического оборудования высвечиваются все данные о сбоях и поломках в машине, а также приведших к этому причинах. Расшифровав полученные данные, специалист передает их автовладельцу. Это помогает оценить, в каком техническом состоянии находится транспортное средство и принять решение об устранении неполадок, которые препятствуют эффективности и надежности в работе.

Установление реальных потенциалов

Многие автомобили, особенно это касается бюджетных машин, имеют изначально неправильные настройки, установленные на заводе. Так установленное ПО «препятствует» раскрытию всех возможностей «железного коня», а нередко и существенно осложняет эксплуатацию. Фактически все подобные проблемы оперативно исправляются. И электронная проверка становится первым шагом к устранению «заводских» неполадок. Кроме того, в новейшем диагностическом оборудовании предусмотрена возможность перепрограммировать параметры – провести чип-тюнинг.

Чип-тюнинг автомобиля

К примеру, перенастраивается центральный электронный блок для оптимизации под определенную комплектацию. Такая перенастройка может состоять из «исправления» холостого хода либо регулировки системы питания. А добавив один или несколько плагинов, можно перепрограммировать электронику в соответствии с интерфейсами новых представителей определенного семейства автомобилей, возможно и тех, чьё поступление в продажу только предполагается. В системе автоматом идентифицируются отличия и не требуется ручной корректировки всех характеристик.

Процесс электронного тестирования

К бортовой электронной системе через специальные диагностические разъёмы подключается достаточно сложное оборудование — сканер, имеющий серьёзное ПО. Прибор читает передаваемые машиной коды. Данные, которые получает сканер, расшифровывает специалист, используя предназначенные для этого программы. Основываясь на полученной информации, специалист делает вывод об имеющихся неисправностях.

А само электронное тестирование подразделяют на несколько действий. Расскажем о некоторых симптомах, при появлении которых имеет смысл провести компьютерный анализ определенного элемента.

Подвеска

Тестирование подвески необходимо в том случае, если автовладельцем обнаружен один из нижеперечисленных признаков:

  • неравномерный износ покрышек;
  • появление посторонних звуков (стук/гул) при входе в резкий поворот или в процессе движения с постоянной скоростью (по неровным дорогам);
  • отмечается «снесение» одной из осей при входе в поворот;
  • происходит досрочное срабатывание АБС;
  • у руля отмечается возрастание свободного хода.

Силовой агрегат

Диагностика двигателя целесообразна, если автомобилистом замечено следующее:

  • увеличилось время разогрева двигателя;
  • увеличился расход горючего;
  • работа двигателя стала неустойчивой либо он стал «неохотно» запускается;
  • силовым агрегатом потеряна мощность;
  • отмечается белый/чёрный дым на выхлопе;
  • появление сторонних шумов при работе двигателя;
  • холостые обороты поменялись в сторону понижения/повышения.

В процессе проведения тестирования проверке подвергается система впрыска, электроснабжения, замеряется компрессия.

Диагностика двигателя

Коробка-автомат

Электронный анализ АКПП стоит провести, когда:

  • отказ от включения одной из передач;
  • появились ощутимые рывки;
  • переключая передачи, вы слышите шумы или оно происходит с пробуксовкой;
  • увеличился расход топлива;
  • отмечается протечка масла.

При диагностике читаются коды ошибок в блоке управления коробкой, оцениваются данные с датчиков, уровень температуры рабочей жидкости, расположение дроссельного затвора и селектора.

Используемое оборудование

Электронные системы тестирования машин классифицируются на две группы:

  • по исполнению;
  • по функционалу.

В первую группу входят независимые сканеры – это приборы размером с рацию, имеющие дисплей и выход для прямого подсоединения к машине для считывания информации. Кроме того, к этой группе принадлежат адаптеры, работающие только в паре с компьютером, он, в свою очередь, связан с ЭБУ либо через кабель с датчиками автомобиля.

Электронное оборудование из второй группы разделяется следующим образом:

  1. Дилерские приборы – устройства от автопроизводителей, которые имеют полную совместимость с автомобилем и возможность перепрограммировать ЭБУ.
  2. Марочное оборудование – диагностические средства, которые выпущены сторонними компаниями для конкретных марок или моделей.
  3. Мульти марочные устройства – оборудование, которое совместимо с любыми машинами или с ТС определенного региона (Южная Азия, Америка).

Заметим, что при более низкой стоимости и не такими широкими функциональными возможностями (в сравнении с дилерским оборудованием) любое компьютерное оборудование выдает полную картинку о сбоях и поломках.

Сканер для диагностики

Плюсы электронной диагностики

Компьютерный анализ состояния автомобиля необходим для большей части машин по объективным причинам. Помимо всего, электронная диагностика отличается рядом значительных преимуществ по сравнению с тестированием обыкновенным.

Оперативно и точно

Полное электронное сканирование всех устройств в машине займет около получаса. Тестирование одного из узлов/агрегатов комп производит в течение нескольких минут, выдавая полный анализ сбоев и неисправностей. В итоге, автовладелец видит подробную картину об имеющихся проблемах. Информация подлежит расшифровке — это выполняется опытным мастером. В соответствии с полученными данными составляется план ремонта.

В процессе электронного тестирования можно изменить настройки бортовой электроники. При помощи диагностического оборудования настраивается холостой ход, регулируются показатели в топливной системе, автомобиль оптимизируется под конкретную комплектацию, заменяется ПО и прочее.

Необходима электронная диагностика и при приобретении б/у транспорта. Она позволит в деталях увидеть его техническое стояние и выявить неисправности, умалчиваемые продавцом.

Профилактика вероятных сбоев

Тестирование позволяет выявить не только существующие поломки, но и узнать о неисправностях, которые могут появиться в ближайшем будущем. Так, внимательно оценив, что показывает диагностическое оборудование, автовладелец сможет избежать больших затрат на капремонте, заблаговременно починив определенную систему. Но главное — это позволяет свести к минимуму риски непредвиденных аварийных моментов в дороге.

Проведение диагностики

Подбор электронного тестирования

Кроме общего компьютерного анализа можно выбрать диагностику отдельных элементов:

  • силовой агрегат;
  • трансмиссия;
  • подвеска;
  • бортовая электроника;
  • вспомогательные ходовые элементы и пр.

А следовательно, нет необходимости оплачивать полную диагностику, если имеются жалобы на работу одного узла.

Когда необходимо электронное тестирование

Компьютерная диагностика – процедура не обязательная, но в определенных моментах она является лучшим и единственным способом решить все проблемы, имеющиеся в машине. Хотя существуют обстоятельства, когда автовладельцу целесообразно обратиться за данной услугой.

Машина имеет один или несколько признаков неисправности

Если на приборной доске автомобиля загорелась лампочка, сигнализирующая о той или иной неисправности, либо заметно ухудшились рабочие характеристики самого автомобиля, специалисты советуют сделать электронную диагностику элемента, на сбой которого указывает система (предполагает водитель). Вовремя проведенное тестирование позволит застраховаться от дальнейшего развития имеющихся неисправностей, предотвратив их проявление в поездках. Помимо этого, ликвидация сбоев на ранних этапах будет стоить гораздо дешевле.

Предполагается длительное путешествие

Собираясь в длительную поездку (особенно в малознакомое место), целесообразно съездить на профилактическую диагностику. По результатам тестирования можно выяснить, какие детали лучше поменять перед путешествием, а еще установить вероятные неисправности, которые еще не проявили себя, чтобы купировать их дальнейшее развитие. Так автомобилист сможет сэкономить время на поисках сервиса в незнакомом месте, которого, к слову, может вообще не попасться на пути.

Покупая подержанную машину

Выбрав подержанный автомобиль, лучше не полениться и не пожалеть денег на компьютерную диагностику. Продавцы старых машин, зачастую не спешат сообщать обо всех имеющихся неисправностях (особенно, если их нельзя определить визуально). Так гарантированно получится защититься от покупки плохой машины. Специалист при помощи специального оборудования произведет анализ и проверит все элементы автомобиля, предупредив об имеющихся неполадках. Тестирование позволяет с высочайшей точностью установить, попадал ли автомобиль в ДТП, имеются ли неисправности и предрасположенность к их возникновению.

Электронное тестирование автомобиля

Профилактическая мера

Компьютерное тестирование — опциональное мероприятие. Но, специалистами рекомендуется систематически проходить его даже несмотря на то, что автомобиль находится в идеальном состоянии. В процессе тестирования, обычно, выявляются слабые места, которые не показывают себя, но создают риски аварийных ситуаций. Приезжая на диагностику 1 раз в 6 месяцев, автомобилист существенно повышает уровень надежности ТС.

Сравнивая электронный анализ автомобиля с обыкновенным, можно заявить, что 1-й вариант рассматривается как верх диагностической технологии, потому, что очень оперативно и достоверно помогает выявить действительно все неполадки с минимальными временными затратами.

tolkavto.ru

Диагностика автомобильных неисправностей

Важный раздел нашего сайта, который поможет любому автолюбителю научиться правильно, выявлять всевозможные неполадки в работе автомобиля. Полезные статьи, советы, рекомендации и инструкции о том, как проводить своевременную диагностику автомобиля собственноручно... показать весь текст

Данный раздел нашего сайта содержит в себе полезную и актуальную информацию о неисправностях и поломках автомобильных механизмов и систем, методах диагностики, а также способах их устранения.

В разделе об автомобильной диагностике своими руками мы делимся с Вами только проверенными методиками устранения неполадок любого автомобиля.

Вы научитесь исправлять самые распространенные неполадки в электрической, топливной, выхлопной, тормозной и других системах автомобиля, осуществлять компьютерную диагностику СУ автомобиля.

Главная цель раздела – научить читателя ставить правильный диагноз автомобилю самостоятельно. Даже в ситуациях вынужденного обращения в автомастерскую, Вы сможете контролировать весь процесс ремонтных работ благодаря полученным знаниям. Это позволит не только сэкономить на расходах за ремонт автомобиля, но и избежать проведения ненужных операций.

Раздел о диагностике автомобиля станет для Вас верным подспорьем в вопросе выявления любых неполадок в автомобиле. Мы рассмотрим не только виды основных неполадок, выявим причины их появления, но и определим способы их устранения.

Все материалы рассчитаны на начинающих и на более опытных автолюбителей, поэтому уверены в том, что каждый читатель найдет здесь много полезной информации, которой сможет найти применение.

Сортировать по: дате | популярностиКак самостоятельно проверить работу рулевой рейки

Автор: AutoLubitel

Рулевая рейка не самая крупная по размерам, но весьма важная по значению деталь автомобиля, поскольку от ее исправности зависит не только комфорт вождения, но и безопасность водителя и пассажиров...

Профессиональная компьютерная диагностика Ленд Ровер по минимальной цене

Автор: AutoLubitel

Ремонт высокотехнологичных внедорожников Land Rover невозможно выполнить без предварительной компьютерной диагностики...

Дизельный двигатель гонит масло через щуп

Автор: AutoLubitel

Если ваш дизельный двигатель разбрызгивает масло вместо того, чтобы использовать его для смазки внутренних деталей двигателя, то нужно найти причину, пока не стало хуже...

Автомобильный генератор: особенности эксплуатации, симптомы неисправностей и продление ресурса

Автор: AutoLubitel

Генератор - один из важнейших компонентов автомобиля. Он является источником электрического тока для потребителей электроэнергии транспортного средства...

Чем опасен подсос воздуха в двигателе?

Автор: AutoLubitel

Пузырек воздуха, попавший в сердце человека, приводит к смерти. Воздух, попавший в сердце автомобиля – двигатель, приводит к менее трагичным последствиям, но тоже чреват большими неприятностями...

Определяем причины шумов и стуков в двигателе авто

Автор: AutoLubitel

Стук и шум в автомобильном моторе возникает в результате механического износа трущихся деталей. Посторонние звуки, доносящиеся из работающего двигателя – верный повод провести диагностику «сердца» автомобиля...

Как проверить катушку зажигания

Автор: AutoLubitel

Чтобы самому провести диагностику зажигания, не надо обладать специальными знаниями...

Причины отказа запуска дизельного двигателя

Автор: AutoLubitel

Если при повороте ключа зажигания двигатель не заводится, значит проявился один из факторов неисправности...

Как проверить работоспособность автомобильного генератора

Автор: AutoLubitel

Попробуем разобраться в том, какие виды неисправностей генератора, бывают, как их диагностировать и устранить собственными силами...

Как проверить работоспособность свечей зажигания

Автор: AutoLubitel

Нередко причиной нестабильной работы двигателя являются свечи зажигания, поэтому настоящий автолюбитель должен знать, как проверить работоспособность свечей зажигания...

Как устранить проблемы с инжектором

Автор: AutoLubitel

Если автомобиль, оснащенный инжекторным двигателем, начинает нестабильно держать холостые обороты, увеличился расход бензина, то придется думать, как устранить проблемы с инжектором...

Диагностика неисправностей авто по цвету выхлопных газов

Автор: AutoLubitel

Если из выхлопной трубы валит густой дым, то это однозначно говорит о неисправности автомобиля, а что нам может рассказать о поломке цвет этого дыма...

Двигатель не заводится: что предпринять?

Автор: AutoLubitel

Порой такое случается, не с того ни с сего двигатель не заводится, и происходит это в самый неподходящий момент, разумеется...

Как определить, почему глохнет двигатель?

Автор: AutoLubitel

Несколько советов, на что стоит обратить внимание, чтобы понять, почему глохнет двигатель...

Гидроудар двигателя: чем опасен, как предотвратить

Автор: AutoLubitel

Автолюбитель должен знать, что такое гидроудар двигателя чтобы избежать этого неприятного явления, а если избежать не удалось, то нужно уметь устранить последствия...

Неровный холостой ход

Автор: AutoLubitel

Бывает, что в режиме без нагрузки двигатель работает нестабильно, обороты то возрастают, то падают - это и есть неровный холостой ход, что нормой НЕ является и должно быть исправлено...

Почему не заводится машина, как быть?

Автор: AutoLubitel

Наверное, каждый автолюбитель испытывал те неописуемые чувства, когда машина отказывается заводиться. Попробуем разобраться, почему не заводится машина...

Замена шаровой опоры автомобиля

Автор: AutoLubitel

Когда требуется замена шаровой опоры? Описание причин появления неисправностей и способов диагностики шаровых опор – важнейших деталей в системе ходовой части легкового автомобиля...

Современная выхлопная система автомобиля

Автор: AutoLubitel

Выхлопная система автомобиля: с какими поломками системы выпуска выхлопных газов в автомобиле можно столкнуться, как предотвратить и устранить такие поломки...

Причины вибрации руля и методы её устранения

Автор: AutoLubitel

Как самостоятельно определить, почему на руле появилась вибрация, и в каких случаях можно устранить неполадку самостоятельно...

Как проверить работу сцепления

Автор: AutoLubitel

Проведение самостоятельной диагностики сцепления автомобиля, основные элементы, которые подлежат проверке, возможные неисправности...

Развал схождение колес автомобиля

Автор: AutoLubitel

Неопытные водители могут даже не знать об этой процедуре, так необходимой для автомобиля в различных ситуациях. Давайте разберемся, как диагностировать необходимость проведения развал-схождения...

Неисправности рулевого управления автомобиля

Автор: AutoLubitel

Диагностика неисправностей в рулевом механизме автомобиля, как определить, что стало причиной поломки и как это исправить...

Неисправности тормозной системы, ремонтируем сами!

Автор: AutoLubitel

Рассмотрим возможные неисправности тормозной системы, как их диагностировать в процессе эксплуатации и что делать, чтобы устранить неисправность...

Детонация двигателя: сущность явления

Автор: AutoLubitel

Сильная детонация губительно воздействует на детали камеры сгорания, поэтому необходимо выяснить причины детонации, если она появилась, и устранить их...

1 2 › ››

www.auto-infosite.ru

Диагностика серьёзных неисправностей автомобиля

Распознать на ранней стадии

Даниил Минаев, фото автора

Опытные профессионалы лишь усмехнутся, просмотрев данный материал. Им об этом всё давно известно. Но среди водителей самого разного транспорта немало новичков, а в последнее время многие были вынуждены променять тёплое место за компьютером в офисе на нелёгкую долю тружеников «баранки». Поэтому предлагаю вспомнить о том, что, в принципе, автомобиль – вещь очень хрупкая, и её легко сломать. Чтобы этого не произошло раньше времени, учимся вместе распознавать симптомы серьёзных неисправностей на ранней стадии, чтобы впоследствии избежать дорогостоящего ремонта.

Этот агрегат в автомобиле один из самых общительных со своими наездниками. Опытному уху движок сообщит много интересного о своём состоянии здоровья. Посему советую выработать простую и не вредную, а полезную привычку – периодически открывать капот или даже задирать кабину и молча послушать работу мотора на холостых оборотах несколько минут. Но перед пуском обязательно осмотри состояние шкивов и приводных ремней вспомогательных агрегатов. Если с ремнями и шкивами всё понятно, появились задиры, трещины – меняй, то звучание мотора не всегда однозначно. Большинство современных двигателей имеют гидрокомпенсаторы тепловых зазоров в газораспределительном механизме, соответственно стук клапанов допускается кратковременный и лишь на холодном двигателе, что свидетельствует об исправности гидрокомпенсаторов.

Теперь о регулируемых приводах газораспределения. Со стучащими клапанами некоторое время можно ездить без каких-либо отрицательных последствий, в разумных пределах. Более ответственного контроля требуют конструкции, в которых в процессе эксплуатации тепловой зазор не увеличивается, а уменьшается (самый яркий пример – легендарное семейство двигателей переднеприводных автомобилей ВАЗ, от «восьмёрки» до «Гранты»): стука нет, но со временем клапан неплотно примыкает к седлу, и жди прогара, а затем дорогостоящий ремонт ГБЦ, поэтому, если судьба техобслуживания конкретного автомобиля таинственна и пробег солидный, стоит устроить ревизию с последующей регулировкой клапанов.

Теперь поговорим о признаках начала конца, когда мотор ещё работает, но износ уже начал себя проявлять. Доколе не ремонтировать? Износ цилиндро-поршневой группы выдаёт себя падением мощности, повышенным расходом масла на угар и белым дымком из выхлопной трубы; повышенный износ коленвала и вкладышей диагностируется падением давления масла на прогретом двигателе, затем появляется посторонний металлический стук в нижней части блока цилиндров. В первом случае некоторое время ещё можно ездить, контролируя уровень моторного масла, пока тяговые характеристики устраивают хозяина, во втором – промедление с вмешательством чревато заклиниванием коленвала или даже «рукой дружбы»: голодающие от недостатка смазки детали кривошипно-шатунного механизма ломаются и оборвавшийся шатун пробивает насквозь блок цилиндров. Такой двигатель годится только в утиль и ремонту не подлежит.

Кстати, вспомним о детонационных стуках. Уже несколько поколений называют это явление «пальчики постукивают», ошибочно приписывая происхождение звука перемещением поршневого пальца, что вообще невозможно, иначе изгибающие моменты просто вырвут шатун. В лабораторных условиях детонационный стук моделируется: как будто малюсенькие молоточки с силой бьют по днищу поршня, медленно, но верно разрушая его. Основная причина детонации – большой нагар в камере сгорания и несоответствие топлива для данного мотора. Когда нагара ещё немного, а двигатель исправен, проблема лечится 100-километровой пробежкой на высокой скорости по загородной трассе, иногда можно воспользоваться специальной химией, но её эффективность и безопасность могут вызывать сомнения, а по поводу топлива сами всё понимаете…

Сцепление

Маловероятно, что даже внезапный отказ этого узла закончится аварией на дороге, но вот дорогостоящим ремонтом запросто. И не только относительно недорогих деталей сцепления (по отношению к стоимости ремонта двигателя и КП). При повышенном износе ведомого диска сцепление пробуксовывает – обороты двигателя растут, но крутящий момент с маховика передаётся не полностью. В этом случае водитель замечает, что педаль «берёт» в самом верху. При износе выжимного подшипника сцепление «ведёт» – происходит неполное выключение, пониженные передачи включаются туго, затем даже с хрустом, а педаль «берёт» с самого низа.

На начальном этапе эта проблема устраняется регулировкой (если предусмотрена конструкцией, что на современных автомобилях редкость) или ремонтом привода. Если не помогло – готовьтесь к замене. Причём, как это не прискорбно, менять сцепление необходимо только комплектом, состоящим из ведомого диска, нажимного диска (в народе именуемого корзиной) и выжимного подшипника, даже если по отдельности внешний вид деталей не вызывает нареканий.

Лепестковые современные «корзины» боятся перегрева при движении в заторах и при буксовании в сложных дорожных условиях: материал быстро изменяет свойства, вызывая неплотный прижим дисков, а выжимной подшипник при перегреве лишается смазки и затем изнашивается лавинообразно, у ведомого диска помимо износа накладок часто страдают пружины демпфера крутильных колебаний. Если пожадничать, то пострадает «и зад, и перед». Спереди сцепление встречается с маховиком, сзади – с КП.

Повреждение деталей сцепления может стать причиной задиров и появления трещин на безумно дорогом двухмассовом маховике современного двигателя, маховик ремонту не подлежит. И даже если он будет заменён, это не очень хорошо, потому что при изготовлении двигателя на заводе практически всегда производится совместная финишная балансировка троицы маховик – коленвал – передний шкив, и ремонтный маховик, поступающий в запасные части, эту балансировку уж точно не улучшит. Ну, а сзади всё и так понятно: затруднённое переключение передач, повышенный износ синхронизаторов, деформация кулисы, ударные нагрузки и преждевременная дорогая «капиталка» КП.

Трансмиссия

То как зверь она завоет, то заплачет как дитя. Повышенный шум в работе КП и ведущих мостов свидетельствует о начинающем прогрессировать износе. Сколько не ремонтировать? Если машина нужна, и продавать её не планируем, то первым делом заменяем масло в агрегатах. Затем производим регулировку подшипников в главной передаче, иногда этого достаточно, чтобы устранить причину гула. Только помните, что «тупо» подтянув хвостовик, вы можете только ускорить износ, действовать надо строго по алгоритму руководства по ремонту со всеми предварительными замерами и вычислениями. Если на всё это «забить», то в один прекрасный момент вы рискуете припарковаться на заснеженной обочине с разрушенными шестернями или лопнувшими, или заклинившими валами в этих замечательных и дорогостоящих узлах и агрегатах.

Ходовая часть и тормоза

Здесь чуткие уши водителя должны улавливать посторонние стуки, а не менее чуткие руки и ноги чувствовать биения и вибрации. Конечно, как говорят гаражные острословы, хороший стук сам наружу вылезет. Всё верно, но вряд ли вас устроит, если стук вылезет наружу совместно с шаровой опорой или рычагом подвески в сборе. Так вот появление стука – это, однозначно, признак увеличенного люфта или ослабевшего крепежа в ходовой части. Диагностируем ходовую и устраняем люфты регулировкой (конические ступичные подшипники, поворотные кулаки, опорные подшипники, некоторые виды различных шаровых шарниров и втулок), либо заменой деталей (сайлентблоки, рулевые тяги и наконечники, стойки стабилизаторов поперечной устойчивости, «закрытые» подшипники ступиц).

Теперь о вибрациях. Нарушение геометрии тормозных дисков или барабанов обусловливается или их износом, или последствиями перегрева. При этом «уставшие» передние тормозные механизмы отдают прямыми «дрожащими» вибрациями на рулевом колесе при интенсивном замедлении, задние барабаны или диски отчётливо реагируют вибрацией тормозной педали и увеличением её свободного хода. Иногда на невысокой скорости, чаще на разгоне, проявляются циклические вибрации рулевого колеса небольшой амплитуды влево – вправо (в направлениях вращения руля). Это признак неверной регулировки схождения колёс передней оси.

При нарушении углов установки управляемых колёс при равномерном прямолинейном движении спица рулевого колеса чуть смещена, стоúт не по центру. Но это может быть и последствием неквалифицированного ремонта, в процессе которого «мастер» перед регулировкой развал-схождения не потрудился уровнять длины левой и правой рулевых тяг и установить «ноль» рулевого механизма. Доколе не ремонтировать? В лучшем случае готовьтесь к повышенному износу шин…

Байка об ответственности

В заключение хочу поделиться поучительным, буквально подобным басне примером, который позволил задуматься о нашей ментальности и о бремени дорожной ответственности, которая и есть наша с вами безопасность. Несколько лет назад я присутствовал при проведении технического осмотра старенького «Гольфа» на территории Германии, в окрестностях Магдебурга. Спору нет, что в этой стране процедура технического осмотра не профанация и элемент коррупции, а, действительно, детальная инструментальная диагностика, ничего личного, только техника.

Пятнадцатилетний автомобильчик с парой сотен тысяч километров на одометре оказался бодр и телом и душой и получил подтверждающую этот факт наклейку. Однако в диагностической карте, в поле «рекомендации» значилось: «заменить глушитель». Я поинтересовался у усатого контролёра: «Как же это так, вы его отпустили с пройденным ТО, он ведь так теперь и будет разъезжать с дырявой «банкой». Немец, удивлённый и с недоумением мне ответил, что водитель этого «Фольксвагена» совершенно не похож на сумасшедшего, чтобы продолжать эксплуатировать автомобиль с неисправным выхлопным трактом…

www.gruzovikpress.ru


Смотрите также