7(495)968-26-38
Проектируемый проезд №4062,
дом 6

Весь спектр услуг
по техническому осмотру
Наполнение
вторая строка
Ред. блок
Тестовое наполнение
 
 
  •  
  •  
  •  
  •  

Момент затяжки гаек


Моменты затяжки для метрических болтов и гаек из углеродистой стали

Думаю, только реально «работающие руками» люди могут понять насколько важно точно знать практические и предельные моменты затяжки болтов и гаек из углеродистой стали с метрической резьбой.

Ведь еще неизвестно что лучше: «недотянуть» соединение, или «сорвать резьбу».

Ну что же… Эта проблема решаема, ведь к счастью, есть справочники, в которых все написано.  И сейчас мы рассмотрим какие моменты затяжки для метрических болтов и гаек являются практическими, а какие — предельными

При затяжке болта до практического момента затяжки, у него остается запас прочности, достаточный для того, чтобы болт гарантированно не «потек».

Разумеется, совершенно не обязательно в каждом случае затягивать  все соединения до этих значений.

Скорее наоборот. В подавляющем большинстве случаев, дотянув до этих значений, вы можете получить ряд побочных проблем. Например, порвете, продавите или выдавите сделанную из более мягкого материала прокладку. И тем самым только испортите прочность соединения.

Тем не менее, приведенные в таблице практические моменты затяжки для метрических болтов и гаек из углеродистой стали являются допустимыми. А уровень нагрузки на соединение при этом соответствует ориентировочно 60-70% предела текучести.

Резьба/шаг мм

Класс прочности болтов

4.6

5.8

8.8

10.9

12.9

момент затяжки Н*м

5/0.8

2,1

3,5

5,5

7,8

9,3

6/1.0

3,6

5,9

9,4

13,4

16,3

8/1.25

8,5

14,4

23,0

31,7

38,4

10/1.5

16,3

27,8

45,1

62,4

75,8

12/1.75

28,8

49,0

77,8

109,4

130,6

14/2.0

46,1

76,8

122,9

173,8

208,3

16/2.0

71,0

118,1

189,1

265,9

319,7

18/2.5

98,9

165,1

264,0

370,6

444,5

20/2.5

138,2

230,4

369,6

519,4

623,0

22/2.5

186,2

311,0

497,3

698,9

839,0

24/3.0

239,0

399,4

638,4

897,6

1075,2

27/3.0

345,6

576,0

922,6

1296,0

1555,2

30/3.5

472,3

786,2

1257,6

1766,4

2121,6

33/3.5

636,5

1056,0

1699,2

2380,8

2860,8

36/4.0

820,8

1363,2

2188,8

3081,6

3696,0

39/4.0

1056,0

1756,8

2820,2

3955,2

4742,4

А вот приведенные в настоящей таблице моменты затяжки болтов и гаек уже являются предельными. Или максимально допустимыми.

При превышении данных значений, Вы практически наверняка испортите соединение. Что называется — «сорвете резьбу». Своими собственными руками.

Резьба/шаг мм

Класс прочности болта

8.8

10.9

12.9

предельный момент затяжки Н*м

6/1.0

10

13

16

8/1.25

25

33

40

10/1.5

50

66

80

12/1.75

85

110

140

14/2.0

130

180

210

16/2.0

200

280

330

18/2.5

280

380

460

20/2.5

400

540

650

22/2.5

530

740

880

24/3.0

670

940

1130

27/3.0

1000

1400

1650

30/3.5

1330

1800

2200

33/3.5

1780

2450

3000

36/4.0

2300

3200

3850

39/4.0

3000

4200

5050

42/4,5

3700

5200

6250

РД 37.001.131-89 Затяжка резьбовых соединений. Нормы затяжки и технические требования, РД от 12 декабря 1989 года №37.001.131-89

РД 37.001.131-89 Группа Г13

Дата введения 1990-07-01

УТВЕРЖДЕН начальником научно-технического отдела Минавтосельхозмаша 12 декабря 1989 г. РАЗРАБОТАН Конструкторско-технологическим институтом холодновысадочного и пружинного производства (КТИавтометиз) ИСПОЛНИТЕЛИ В.В.Корчагин, Н.А.Нестерова, В.А.Антонов, С.Ю.Холодова, А.А.Овчинников, С.А.Иванова Настоящий руководящий документ устанавливает максимальные и минимальные крутящие моменты резьбовых соединений (болт, шпилька, гайка) изделий основного производства с цилиндрической метрической резьбой номинальным диаметром от 3 до 24 мм в зависимости от шага резьбы, класса прочности крепежных деталей по ГОСТ 1759.0-87* и класса соединения, а также технические требования к затяжке резьбовых соединений. _______________

* На территории Российской Федерации документ не действует. Действуют ГОСТ Р ИСО 8992-2011, ГОСТ Р ИСО 898-1-2011, ГОСТ Р 52628-2006, здесь и далее по тексту. - Примечание изготовителя базы данных.

В руководящем документе приведены крутящие моменты затяжки (далее по тексту - моменты затяжки) резьбовых соединений без покрытия и смазки, с цинковым покрытием хроматированным без смазки, а также крутящие моменты затяжки гаек самостопорящихся с цинковым покрытием хроматированным и твердой смазкой. Руководящий документ не распространяется на затяжку резьбовых соединений винтами.

1. Классы резьбовых соединений

1.1. По степени ответственности резьбовые соединения делятся на классы, приведенные в табл.1

Таблица 1

Обозначение класса резьбового соединения

Наименование класса резьбового соединения

I

Особо ответственные

II

Ответственные

III

Общего назначения

1.2. Классы резьбовых соединений определяются заданными величинами максимального и минимального моментов затяжки и отличаются объемом их контроля. Отклонение от номинального момента затяжки указано в справочном приложении I.

1.3. Классы конкретных резьбовых соединений определяются разработчиком конструкции, если нет особых указаний в нормативно-технической документации.

2. Нормы затяжки резьбовых соединений

2.1. Максимальный и минимальный моменты затяжки резьбового соединения без смазки выбираются в зависимости от класса прочности, шага резьбы, покрытия крепежных деталей и класса резьбового соединения по табл.2, 3, 4, 5, кроме резьбовых соединений, перечисленных в п.2.5.

Крутящие моменты затяжки резьбовых соединений с крупным шагом резьбы без покрытия, без смазки, Н·м (кгс·м)

Таблица 2

Резь- ба

Диаметр опорной поверх- ности, мм

Класс прочности по ГОСТ 1759.0-87

Болт

5.8

6.8

8.8

10.9

12.9

Гайка

5

6

8

10

12

макси- маль- ный

мини- маль- ный для III клас- са

макси- маль- ный

минимальный для классов соединений

макси- маль- ный

минимальный для классов соединений

макси- маль- ный

минималь- ный для классов соединений

макси- маль- ный

минималь- ный для классов соединений

I

II

III

I

II

III

I

II

I

II

М3

5,5

0,91 (0,09)

0,57 (0,06)

1,06 (0,11)

0,96 (0,10)

0,86 (0,09)

0,66 (0,07)

1,41 (0,14)

1,27 (0,13)

1,14 (0,12)

0,87 (0,09)

2,01 (0,20)

1,81 (0,19)

1,62 (0,17)

2,33 (0,24)

2,11 (0,22)

1,90 (0,19)

М4

7

2,12 (0,22)

1,31 (0,13)

2,45 (0,25)

2,21 (0,23)

2,00 (0,20)

1,51 (0,15)

3,23 (0,33)

2,93 (0,30)

2,62 (0,27)

2,00 (0,20)

4,62 (0,47)

4,20 (0,43)

3,73 (0,38)

5,40 (0,55)

4,90 (0,50)

4,40 (0,45)

М5

8

4,1 (0,40)

2,5 (0,25)

4,8 (0,50)

4,3 (0,45)

3,9 (0,40)

2,9 (0,30)

6,3 (0,65)

5,7 (0,60)

5,1 (0,50)

3,9 (0,40)

9,0 (0,90)

8,1 (0,85)

7,3 (0,75)

10,5 (1,05)

9,5 (0,95)

8,5 (0,85)

М6

10

7,1 (0,70)

4,4 (0,45)

8,2 (0,85)

7,4 (0,75)

6,6 (0,70)

5,1 (0,50)

10,8 (1,10)

9,7 (1,00)

8,7 (0,90)

6,7 (0,70)

15,5 (1,60)

14,0 (1,45)

12,6 (1,30)

18,1 (1,85)

16,4 (1,65)

14,7 (1,50)

М8

12-13

17,0 (1,7)

10,6 (1,1)

19,8 (2,0)

17,9 (1,8)

16,0 (1,6)

12,2 (1,3)

26,0 (2,7)

23,5 (2,4)

21,1 (2,2)

16,1 (1,6)

37,3 (3,8)

33,7 (3,4)

30,2 (3,1)

43,5 (4,4)

39,4 (4,0)

35,3 (3,6)

М10

14-16

33,3 (3,4)

20,6 (2,1)

38,6 (3,9)

35,0 (3,6)

31,3 (3,2)

23,9 (2,4)

51,0 (5,2)

46,2 (4,7)

41,3 (4,2)

31,6 (3,2)

72,9 (7,4)

65,9 (6,7)

59,0 (6,0)

85,3 (8,7)

77,1 (7,9)

69,0 (7,0)

М12

16-18

58 (6,0)

36 (3,5)

67 (7,0)

61 (6,5)

54 (5,5)

41 (4,0)

88 (9,0)

80 (8,0)

71 (7,0)

55 (5,5)

126 (13,0)

114 (11,5)

102 (10,5)

147 (15,0)

133 (13,5)

119 (12,0)

М14

18-21

91 (9,5)

57 (6,0)

106 (11,0)

96 (10,0)

86 (9,0)

66 (7,0)

139 (14,0)

126 (13,0)

113 (11,5)

86 (9,0)

200 (20,5)

181 (18,5)

162 (16,5)

234 (24,0)

212 (21,5)

190 (19,5)

М16

21-24

140 (14)

85 (9)

165 (17)

145 (15)

130 (13)

100 (10)

215 (22)

195 (20)

175 (18)

135 (14)

305 (31)

275 (28)

250 (25)

360 (37)

325 (33)

290 (30)

М18

24-27

195 (20)

120 (12)

225 (23)

205 (21)

180 (19)

140 (14)

305 (31)

275 (28)

250 (25)

190 (19)

425 (43)

385 (39)

345 (35)

495 (51)

450 (46)

400 (41)

М20

27-30

270 (28)

170 (17)

320 (32)

290 (29)

260 (26)

200 (20)

430 (44)

390 (40)

350 (36)

270 (27)

600 (61)

540 (55)

480 (49)

700 (71)

630 (64)

570 (58)

М22

30-34

370 (37)

230 (23)

430 (44)

390 (40)

350 (36)

270 (28)

590 (60)

530 (54)

480 (49)

360 (37)

810 (83)

740 (76)

660 (67)

950 (97)

860 (88)

770 (79)

М24

34-36

470 (48)

290 (30)

540 (55)

490 (50)

440 (45)

340 (34)

740 (76)

670 (69)

600 (61)

390 (40)

1030 (105)

930 (95)

830 (85)

1200 (122)

1090 (111)

970 (99)

Крутящие моменты затяжки резьбовых соединений с мелким шагом резьбы без покрытия, без смазки, Н·м (кгс·м)

Таблица 3

Резь- ба

Диаметр опорной поверх- ности, мм

Класс прочности по ГОСТ 1759.0-87

Болт

5.8

6.8

8.8

10.9

12.9

Гайка

5

6

8

10

12

макси- маль- ный

мини- маль- ный для III клас-

са

макси- маль- ный

минимальный для классов соединений

макси- маль- ный

минимальный для классов соединений

макси- маль- ный

минималь- ный для классов соединений

макси- маль- ный

минималь- ный для классов соединений

I

II

III

I

II

III

I

II

I

II

М8х1

12-13

18,0 (1,8)

11,1 (1,1)

20,7 (2,1)

18,7 (1,9)

16,7 (1,7)

12,8 (1,3)

27,4 (2,8)

24,8 (2,5)

22,2 (2,3)

17,0 (1,7)

39,2 (4,0)

35,4 (3,6)

31,7 (3,2)

45,8 (4,7)

41,4 (4,2)

37,1 (3,8)

М10х1,25

14-16

34,8 (3,6)

21,5 (2,2)

40,2 (4,1)

36,4 (3,7)

32,6 (3,3)

24,9 (2,5)

53,0 (5,4)

48,0 (5,0)

42,9 (4,4)

32,8 (3,3)

75,8 (7,7)

68,6 (7,0)

61,4 (6,3)

88,7 (9,1)

80,3 (8,2)

71,8 (7,3)

М12х1,25

16-18

59 (6,0)

37 (4,0)

Момент затяжки гаек

Момент затяжки гаек также важен, как и момент затяжки болтов, ведь в некоторых ситуация мы затягиваем болт, а в некоторых гайку. Чем отличается затяжка гайки от затяжки болта? Отличий не так много. В соединении действуют те же самые силы трения в резьбе и между гайкой с поверхностью. Отличия только в том, что иногда, если резьба болта выступает на большое количество витков над гайкой, не удаётся воспользоваться головкой. При соединении болт-гайка, приходится один из элементов удерживать ключом, а второй затягивать. В остальном процесс ничем не отличается от закручивания болта в резьбовое отверстие. Поэтому для гаек можно использовать момент затяжки болтов, за исключением случаев, когда момент затяжки гайки оговорен инструкцией, или же гайка имеет исполнение, предотвращающее откручивание. Обычно такие гайки дают повышенное сопротивление при закручивании, поэтому момент затяжки нужно смотреть в инструкции к таким гайкам.

Куда интереснее момент затяжки колесных гаек, уделим внимание этому вопросу. Честно говоря, ни разу не видел, чтобы кто-то на своём авто менял колесо и пользовался динамометрическим ключом, а вот в сервисах, практически во всех, момент затяжки колесных гаек контролируют либо ключом, который не имеет настройки, но щелкает при достижении требуемой нагрузки, либо затягивают пневматическим пистолетом с определенным моментом. Я и сам ни разу не тянул колесные болты/гайки динамометрическим ключом. Знающие люди вообще утверждают, что в комплекте с новым автомобилем идёт ключ, длинна, которого рассчитана так, чтобы среднестатистический мужчина руками (не прыгая на ключе) затягивал гайки до нужного момента и при этом не вредил резьбу. Я не знаю, как затягиваете колесные гайки Вы, но на всякий случай выложу таблицу с указанием положенных моментов.

Допускается погрешность затяжки 10%. Порядок затяжки болтов рассматривали в одной из прошлых статей.

Теперь затронем такую тему, как момент затяжки ступичной гайки. Ступичная гайка имеет определенный момент затяжки, и тут немного сложнее, чем с затяжкой колесных гаек. Сильно затянутая, ровно, как и слабо затянутая гайка, приведёт к повышенному износу подшипника. Автолюбители предпочитают затягивать по ощущениям, оставляя маленький люфт, но гайка ступицы все же имеет благоприятный момент затяжки, при котором ресурс подшипника будет максимальным. На современных автомобилях в ступицах стоят подшипники, ресурс которых практически не зависит от силы затяжки и просто осуществляется затяжка гайку ШРУСа. Ниже приведена таблица, в которой отображен момент затяжки гайки ступицы.

Если на ШРУСе машины есть паз под юбку гайки (юбка гайки заминается в паз), то подшипник нечувствителен к затяжке и, можно затягивать гайку около 100-150 Ньютонов. В любом случаи, после затяжки гайки, обязательно проверяем вращение колеса, колесо должно легко крутиться от руки и иметь минимальный люфт, или не иметь люфта вовсе. Гайку затягиваем плавно и без рывков, постоянно контролируя вращение колеса. Если гайка стопорится шплинтом, и отверстие под шплинт не совпадает с зубцами гайки, то немного ослабляем гайку до совпадения. Неверно затянутая гайка даст о себе знать нагревом ступицы или сильным люфтом колеса поэтому, после затяжки и пробега 2-3 километра, рекомендуется проверить состояние подшипника и ступицы, убедиться, что нет большого люфта и повышенного нагрева ступицы.

А как Вы затягиваете колесные и ступичные гайки? На этом всё! Интересующие Вас вопросы задавайте в комментариях.

Моменты затяжки болтов и гаек — DRIVE2

Зная собственную мускульную силу и размеры инструментов, можно приблизительно рассчитать моменты усилий затяжки болтов и гаек.

На предмет массой 1 кг действует сила тяжести, равная 1 кгс. В новой системе мер 1 кгс соответствует 9,8 Н (ньютона). Другими словами, на предмет массой 1 кг действует динамическое ускорение 9,8 м/с2.

На рисунках показана зависимость значения момента затяжки от длины рычага. В первом случае к концу ключа прикладывается усилие 10 кг. Длина ключа равна 10 см. Таким образом, на болт действует момент затяжки, равный 10 Нм. Если длину ключа увеличить в два раза, а усилие оставить неизменным, то на болт будет действовать в два раза больший момент, т. е. 20 Нм.

Обычно момент затяжки указывается в Нм. В Руководстве по ремонту крутящий момент также указывается в фунтах или фунт-сила-фут. При большом количестве разнообразных деталей, закрепленных с помощью болтов и гаек, важное значение приобретают правильные значения моментов затяжки. Для затяжки болтов и гаек определенным моментом используется динамометрический ключ.


Смотрите также