7(495)968-26-38
Проектируемый проезд №4062,
дом 6

Весь спектр услуг
по техническому осмотру
Наполнение
вторая строка
Ред. блок
Тестовое наполнение
 
 
  •  
  •  
  •  
  •  

Объем охлаждающей жидкости зил 131


Заправочные объемы и рекомендуемые эксплуатационные материалы ЗИЛ -131

Место заправки/смазки Объем,л Наименование материала/жидкости
 Топливные баки  2х170  Бензин А-76
 Система охлаждения  29  Тосол А-40 (допускается вода)
 Система смазки двигателя  9  Всесезонно до минус 30°С - масла М-6/10В (ДВ-АСЗп-ЮВ) и М-8В, при ниже минус 30°С масло АСЗп-6 (М-4/6В,)
 Гидравлическая система рулевого управления  3,2  Масло марки Р
 Коробка передач (без коробки отбора мощности)  5,1  Всесезонно масло ТСп-15К, при ниже минус 30°С масло ТСп-10
 Раздаточная коробка  3,3  Всесезонно масло ТСп-15К, при ниже минус 30°С масло ТСп-10
 Картеры главной передачи ведущих мостов  3x5,0  Всесезонно масло ТСп-15К, при ниже минус 30°С масло ТСп-10
 Картер редуктора лебедки  2,4  Всесезонно масло ТСп-15К, при ниже минус 30°С масло ТСп-10
 Амортизаторы  2x0,45  Амортизаторная жидкость АЖ-12Т
Заказать книгу по ремонту и эксплуатации

www.zamenafiltra.com

Система охлаждения двигателя ЗИЛ-131

Категория:

   Устройство автомобиля

Система охлаждения двигателя ЗИЛ-131

По устройству она аналогична системе охлаждения двигателя ЗМЗ-66: жидкостная, закрытая, с принудительной циркуляцией охлаждающей жидкости. Заправочная емкость 29 л (с расширительным бачком 31 л).

Паровой клапан пробки радиатора открывается при избыточном давлении в системе 0,28—0,38 кгс/см2, а воздушный — при разрежении 0,01—0,12 кгс/см2.

Водяной насос центробежного типа установлен на переднем торце блока цилиндров. Привод водяного насоса осуществляется от шкива коленчатого вала двигателя клиновидным ремнем. Насос состоит из корпуса, корпуса подшипников, валика, крыльчатки, сальника, ступицы шкива и шкива привода.

Корпус насоса чугунный. Корпус подшипников имеет масленку и контрольное отверстие для выхода смазки, а внизу контрольное отверстие для выхода охлаждающей жидкости в случае повреждения сальника. Валик насоса вращается в двух шарикоподшипниках. На переднем конце валика установлены шкив вентилятора и ступица шкива водяного насоса. Ступица шкива водяного насоса закреплена на валу с помощью разрезной конусной втулки и гайки со шплинтом. Такое крепление обеспечивает возможность подтягивания ступицы шкива в эксплуатации в случае ослабления крепления. Крыльчатка насоса изготовлена из чугуна и закреплена на валике болтом.

Рис. 1. Водяной насос с вентилятором двигателя ЗИЛ-131: 1 — ступица шкива вентилятора; 2 — вентилятор; 3 — шкив вентилятора; 4 — шкив привода водяного насоса; 5 — шкив привода компрессора; 6 —масленка; 7 — корпус подшипников; 8 водосбрасыватель; 9 — корпус насоса; 10 — крыльчатка; 11 — сальник; 12 — обойма сальника; 13 — валик; 14 — конусная втулка шкива; 15 — масленка для смазки подшипников вентилятора

Термостат с твердым наполнителем помещен в патрубке, подводящем охлаждающую жидкость из рубашки охлаждения блока цилиндров в радиатор. Термостат состоит из медного баллона, закрытого крышкой, между которыми закреплена мембрана. Баллон заполнен активной массой, состоящей из церезина (нефтяной воск) и медного порошка. На мембрану опирается шток, который шарнирно соединен с заслонкой. Заслонка пружиной удерживается в закрытом положении.

При холодном двигателе активная масса в баллоне находится в твердом состоянии и заслонка термостата под действием пружины закрыта. Охлаждающая жидкость через радиатор не циркулирует. При нагревании до 70—83 °С активная

масса баллона плавится и, увеличиваясь в объеме, приподнимает мембрану. Мембрана действует на шток, приподнимаясь, открывает заслонку, которая пропускает охлаждающую жидкость в радиатор. При снижении температуры церезин уменьшается в объеме и заслонка под действием пружины закрывается.

Вентилятор шестилопастный, изготовлен из листовой стали. Привод вентилятора осуществляется клиновидным ремнем от шкива коленчатого вала, причем вентилятор приводится в действие независимо от водяного насоса, что позволяет при преодолении бродов отключать вентилятор ослаблением ремня, не останавливая вращения водяного насоса, компрессора и насоса гидроусилителя рулевого управления. Натяжение ремня привода вентилятора осуществляется перемещением генератора на кронштейне. При нормальном натяжении прогиб ремней привода водяного насоса и вентилятора под действием усилия 4 кгс должен быть 8—14 мм на середине ветви.

Жалюзи установлены перед радиатором, привод их осуществляется из кабины водителя. Рукоятка управления расположена с левой стороны в кабине.

Для контроля за температурой охлаждающей жидкости в системе охлаждения установлен термометр, датчик которого находится в канале впускного трубопровода двигателя, а указатель на щитке приборов. Кроме того, система охлаждения имеет контрольную лампу, которая загорается при достижении температуры охлаждающей жидкости 115 °С.

Рис. 2. Схема работы термостата: а — термостат и закрытом положении; б — термостат в открытом положении, 1 — возвратная пружина; 2—корпус: 3 — заслонка; 4 — коромысло; 5 — шток; 6 — мембрана; 7 — активная масса; 8 — баллон

Смазка подшипников водяного насоса и вентилятора осуществляется через масленки смазкой ЯНЗ-2 (1-13с).

Охлаждающая жидкость из системы охлаждения сливается через три краника: один находится на патрубке радиатора и два — на пусковом подогревателе.

Реклама:
Читать далее: Пусковой подогреватель двигателя автомобиля

Категория: - Устройство автомобиля

Главная → Справочник → Статьи → Форум

stroy-technics.ru

СИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ ЗИЛ-131

В двигателях внутреннего сгорания температура газов в цилиндрах в период сгорания рабочей смеси достигает 1800—2000 °С. Средняя же температура газов за рабочий цикл при полной нагрузке составляет 600-1000 °С.

Газы, обладающие столь высокой температурой, сильно нагревают детали двигателя (гильзу, цилиндры, поршни, клапаны), вследствие чего их нормальная работа может нарушиться. Чрезмерный нагрев деталей двигателя ухудшает наполнение цилиндров горючей смесью, вызывает преждевременное воспламенение рабочей смеси и детонацию. При перегреве двигателя резко ухудшается смазка трущихся деталей, так как высокая температура вызывает разложение и выгорание масла (при температуре 200—250 °С масло теряет смазывающие свойства и при недостатке смазки возникает трение, нарушаются нормальные зазоры, уменьшается механическая прочность деталей, и двигатель может выйти из строя). Для обеспечения нормальной работы двигателей внутреннего сгорания применяется искусственное охлаждение.

Однако чрезмерное охлаждение двигателя влечет к увеличению потерь тепловой энергии, ухудшает испарение топлива, что приводит к падению мощности и снижению экономичности двигателя. Таким образом, как перегрев, так и переохлаждение нарушают нормальную работу двигателя. Поэтому система охлаждения должна обеспечивать высокую интенсивность охлаждения и поддерживать нормальный тепловой режим двигателя. Практикой установлено, что для поддержания нормального теплового режима двигателя, температура охлаждающей жидкости в рубашке блока цилиндров должна быть в пределах 80—90 °С. Этот температурный режим является оптимальным, обеспечивающим устойчивую и экономичную работу двигателя.

Жидкостная система охлаждения состоит из: радиатора; расширительного бачка; вентилятора; жалюзи; термостата; насоса с крыльчаткой; патрубков; датчика указателя температуры жидкости; сливных краников.

Теплообменником, в котором тепло от жидкости передается воздуху, является радиатор. Он состоит из: верхнего бачка; сердцевины; нижнего бачка; каркаса.

Радиатор двигателя ЗИЛ-131 трехтрубчато-ленточного типа, при этом:

  • • в верхний бачок радиатора впаяны: наливная горловина, закрываемая пробкой, патрубок для подсоединения гибкого шланга, подводящего охлаждающую жидкость к радиатору;
  • • в нижний бачок радиатора впаян патрубок отводящего гибкого шланга. К верхнему и нижнему бачкам припаяны боковые стойки, соединенные пластиной, припаянной к нижнему бачку. Стойка и пластины образуют каркас радиатора;
  • • сердцевина радиатора трубчато-ленточная. Широкая гофрированная лента помещается между трубками и припаивается к ним. Это значительно увеличивает площадь поверхности охлаждения.

Радиатор соединен с рубашкой охлаждения двигателя гибкими штангами, которые прикреплены к патрубкам стяжными хомутами. Такое соединение допускает относительное смещение двигателя и радиатора.

Радиатор закреплен на раме автомобиля на резиновых подушках и укреплен тягами. Заливная горловина радиатора герметически закрывается крышкой. Перед радиатором расположены жалюзи с вертикальными створками, управляемые рукояткой из кабины.

Система охлаждения оборудована расширительным бачком, который закрывается крышкой с паровоздушным клапаном. Паровой клапан открывается при избыточном давлении 1,0 кгс/см2, что обеспечивает повышение температуры кипения воды в системе до 119 °С. После остановки двигателя жидкость охлаждается. Пар конденсируется, в системе осаждения образуется разряжение.

При снижении давления на 0,01—0,13 кгс/см2 открывается воздушный клапан.

При разрушении резиновых прокладок клапанов и радиатора система охлаждения становится открытой, и вода закипает при температуре 100 °С.

Работа парового и воздушного клапанов предотвращает возможное повреждение радиатора под действием как внешнего, так и внутреннего давления.

Водяной насос (рис. 2.10) служит для создания принудительной циркуляции жидкости в системе. Насос укреплен на переднем торце блока цилиндров, приводится в действие клиновидным ремнем от шкива коленчатого вала. Это же ремень вращает насос гидроусилителя. Водяной насос — центробежного типа. Он состоит из чугунного корпуса; корпуса крыльчатки; вала крыльчатки; уплотнения. Вал вращается на шарикоподшипниках, запрессованных в корпус. От смещения шарикоподшипники удерживаются втулкой и стопорными кольцами. Для удержания смазки в подшипниках и для защиты их о загрязнения они имеют уплотнения. На одном конце вала болтом укреплена пластмассовая крыльчатка. На другом конце вала установлены разрезная конусная втулка и на шпонке — шкив привода насоса. Уплотнение вала в корпусе осуществлено самоподвижным сальником, состоящим из графитизированной текстолитовой шайбы резиновой манжеты, пружины и двух обойм. Сальник вращается с крыльчаткой, так как выступы шайбы входят в прорези хвостовика крыльчатки.

Пружина через резиновую манжету прижимает шайбу к шлифованной плоскости корпуса. К корпусу насоса шпильками крепится крышка с кронштейном и подводящим патрубком. Внутренняя полость корпуса насоса двумя патрубками, отлитыми вместе с корпусом, соединяется с водяными рубашками секций блока. Чтобы избежать попадания воды в полость подшипников в случае просачивания ее через уплотнение, в корпусе насоса предусмотрено сливное отверстие, а на валике — водосбрасывающий бурт.

Для равномерного распределения воды по всей водяной рубашке и направления ее к более нагретым деталям в блок вставлена водораспределительная труба из нержавеющей стали.

Вентилятор служит для создания тяги воздуха через сердцевину радиатора. Он состоит из: валика со ступицей; шкива с лопастями.

Рис. 2.10. Водяной насос:

  • 1 — упорная шайба; 2 — распорная втулка; 3 — вентилятор; 4 — шкив вентилятора;
  • 5 — ступица шкива водяного насоса; 6 — шкив водяного насоса; 7 — пробка; 8 — масленка;
  • 9 — корпус подшипника; 10 — водосбрасыватель; 11 — корпус водяного насоса;
  • 12 — крыльчатка водяного насоса; 13 — самоподжимной сальник; 14 — упорная шайба;
  • 15 — обойма; 16— валик водяного насоса; 17 — конусная втулка;
  • 18 — масленка для смазывания подшипников вентилятора

Вода по подводящему каналу подступает к центру вращения крыльчатки, и увлекаемая крыльчаткой вода приобретает вращательное движение под действием центробежной силы, отбрасывается к стенкам корпуса и через два выходных канала под напором поступает в водяную рубашку двигателя.

Для придания более интенсивного потока воздуха и исключения «мертвых» углов радиатора к нему крепится направляющий кожух

(диффузор), внутри которого вращается вентилятор. Вентилятор шестилопастный с отогнутыми концами лопастей. Шкив вентилятора установлен на переднем конце вала водяного насоса на подшипниках, что позволяет при преодолении глубоких бродов отключать вентилятор, не останавливая компрессор и водяной насос. Вентилятор вращается ремнем от шкива КВ. Этот же ремень вращает генератор. От шкива водяного насоса приводится в действие компрессор.

Для регулирования теплового режима работы двигателя применяют термостаты и жалюзи.

Рис. 2.11. Схема работы термостата

Термостат с твердым наполнителем помешен в корпус отводящего патрубка и состоит из: корпуса; клапана; штока; мембраны; баллона; направляющей втулки. К корпусу постоянно пружиной прижимается клапан, шарнирно соединенный со штоком. На клапане термостата делается выемка для выхода воздуха при заливке жидкости в систему. Клапан опирается на резиновую мембрану, которая зажата между баллоном и направляющей втулкой. Внутреннее пространство баллона заполнено твердым наполнителем: церезин с медной стружкой, обладающий большим коэффициентом объемного расширения.

Пока двигатель не прогрет, наполнитель в баллоне находится в твердом состоянии и клапан термостата закрыт. Охлаждающая жидкость, минуя радиатор, направляется к водяному насосу. При повышении температуры до 70 °С и более объем наполнителя увеличивается и нажимает на мембрану. Она выгибается вверх, давит через буфет на шток, который поворачивает клапан, вследствие чего объем охлаждающей жидкости наполнителя уменьшается и клапан термостата под действием возвратной пружины закрывается.

Для регулирования потока воздуха, проходящего через сердцевину радиатора, служат жалюзи радиатора. Управляются жалюзи из кабины водителя. Ручка управления расположена под щитом с левой стороны кабины. Чтобы закрыть жалюзи, надо потянуть ручку на себя. Закрывать жалюзи следует при прогреве двигателя, а также при движении в случае понижения температуры охлаждающей жидкости, в остальном жалюзи остаются открытыми.

Для слива воды из системы охлаждения имеется четыре сливных крана. Один — на нижнем соединительном патрубке радиатора, два — в нижней части водяной рубашки обеих секций блока, один — на котле предпускового подогревателя.

Для контроля за системой охлаждения на щитке приборов имеется температурный указатель с датчиком, ввернутым в водяной канал двигателя, и сигнальная лампочка перегрева, загорающаяся при достижении водой температуры 115 °С. Датчик сигнальной лампы ввернут в штуцер верхнего бачка радиатора.

Page 2

Система охлаждения двигателя КамАЗ рассчитана на постоянное использование жидкостей ТОСОЛ-А-40 (ТОСОЛ-А-65) ТУ 6—02— 751—78 или антифриз марки 40 ГОСТ 159—52. Применение воды допускается только кратковременно в особых случаях.

Система охлаждения (рис. 2.12) состоит из: водяной рубашки блока и головок цилиндров; водяного насоса; радиатора; вентилятора с гидромуфтой; жалюзи; двух термостатов; расширительного бачка; соединительных трубопроводов, шлангов; сливных кранов или пробок; заглушек.

Температура охлаждающей жидкости допускается не более 105 °С. Температурный режим поддерживается двумя термостатами, гидромуфтой включения вентилятора и жалюзи. Если двигатель не прогреет, то охлаждающая жидкость циркулирует по малому контуру, минуя радиатор, и охлаждает лишь наиболее нагретые места — выпускные каналы и гнезда форсунок. Нагретая жидкость по трубам в «развале» двигателя и соединительной трубе подается в водораспределительную коробку (коробку термостатов). Клапаны термостатов закрыты и по перепускному патрубку охлаждающаяся жидкость снова поступает к насосу (минуя радиатор). Термостаты установлены в отдельной коробке, расположенной на переднем торце правого ряда цилиндров.

Рис. 2.12. Схема системы охлаждения:

  • 1 — перепускная трубка от двигателя к расширительному бачку; 2 — соединительная трубка от компрессора к бачку; 3 — компрессор; 4 — водосборная правая труба;
  • 5 — водяная соединительная труба; 6 — водосборная левая труба; 7 — перепускная труба термостатов; 8 — водяной насос; 9 — колено отводящего патрубка водяного трубопровода; 10 — крыльчатка вентилятора; 11 — кран сливной системы охлаждения; 12 — подводящая труба правого полублока; 13 — патрубок подводящей трубы; 14 — головка цилиндров;
  • 15 — выключатель гидромуфты привода вентилятора; 16 — коробка термостатов;
  • 17 — патрубок отвода воды из бачка в водяной насос; 18 — патрубок отвода воды в отопитель; 19 — кран контроля уровня охлаждающей жидкости; 20 — расширительный бачок; 21 — паровоздушная пробка; 22 — термостат

Расширительный бачок установлен на двигателе с правой стороны и соединен с радиатором водораспределительной коробки, компрессором и водяной рубашкой блока цилиндров патрубками. В пробке расширительного бачка установлен паровоздушный клапан.

В системе охлаждения применена гидромуфта вентилятора, которая передает крутящий момент от КВ вентилятору. Гидромуфта поддерживает наивыгоднейший режим работы двигателя и гасит колебания, возникающие при резком изменении оборотов КВ. Гидромуфта (рис. 2.13) имеет автоматическое регулирование. В движение гидромуфта приводится через ведущий вал. Вентилятор расположен соосно с КВ, укреплен на ступице на ведомом валу. Ведущую часть гидромуфты составляют: ведущий вал в сборе с кожухом, ведущее колесо, соединенное с кожухом и валом шкива, шкив привода насоса и генератора, привернутый к валу болтами. Ведущая часть гидромуфты вращается на шарикоподшипниках. Ведомую часть гидромуфты составляют: ведомое колесо в сборе, соединенное болтами с ведомым валом. Ведомая часть также вращается на шарикоподшипниках.

Уплотнение гидромуфтой осуществляется двумя уплотнительными кольцами и самоподвижными сальниками. Для управления гидромуфтой имеется выключатель золотникового типа, установленный на нагнетательном патрубке передней части двигателя. В зависимости от температуры жидкости в системе выключения гидромуфты соединяет или разъединяет ведущий вал с ведомым, изменяя количество масла, поступающего в гидромуфту.

Масло для работы гидромуфты подается насосом в ее полость, затем по трубке подводится в каналы ведущего вала и через отверстия в ведущем колесе — в межлопастное пространство. При вращении ведущего колеса масло сходит с его лопаток, переходит на лопатки ведомого колеса, передавая крутящий момент. Гидромуфта включается в работу при помощи крана, который находится в корпусе выключателя гидромуфты.

Вентилятор может работать в следующих режимах:

  • • автоматический — температура жидкости поддерживается 80— 95 °С. Кран выключателя расположен в положении «В». При снижении температуры ниже 80 °С вентилятор автоматически отключается;
  • • вентилятор отключен — кран установлен в положении «С». Вентилятор может вращаться с небольшой частотой;
  • • вентилятор включен постоянно. В этом режиме допускается кратковременная работа при неисправности гидромуфты или ее выключателя. Температуру контролируют термометром на щитке приборов, датчик которого установлен в водораспределительной коробке.

Рис. 2.13. Гидромуфта привода вентилятора:

  • 1 — передняя крышка; 2 — корпус подшипника; 3 — кожух;
  • 4, 8,13 и 19 — шарикоподшипники; 5 — трубка корпуса подшипника;
  • 6 — ведущий вал; 7 — вал привода гидромуфты; 9 — ведомое колесо;
  • 10 — ведущее колесо; 11 — шкив; 12 — вал шкива; 14 — упорная втулка;
  • 15 — ступица вентилятора; 16— ведомый вал; 17и 20 — манжеты;
  • 21 — маслоотражатель

Водяной насос установлен на передней части блока цилиндров с левой стороны и приводится в действие ременной клиновой передачей от шкива коленчатого вала.

Page 3

Система смазки двигателя, комбинированная с «мокрым» картером. Емкость системы без радиатора 21 л. Давление масла на прогретом двигателе при номинальном числе оборотов 4—5 кгс/см2. При поминальном числе оборотов холостого хода не менее 1 кгс/см2.

По устройству система смазки (рис. 2.14) аналогична системе двигателя ЗИЛ-131, но имеет некоторые особенности. Система смазки состоит из: маслозаливного патрубка; масляного поддона; масло- приемника; масляного насоса; масляного фильтра (фильтра тонкой очистки); фильтра центробежной отчистки масла; радиатора; маслоизмерительного щупа; сапуна. Контроль за работой системы осуществляется по указателю давления и лампе, сигнализирующей об аварийном падении давления масла.

Предусмотрена установка сигнальной лампы, регистрирующей засорение масляного фильтра.

Особым назначением системы смазки является обеспечение работы гидромуфты привода вентилятора и смазка ее подшипников.

Заливной патрубок крепится к картеру маховика справа. Отверстие патрубка закрывается пробкой, в нижней части устанавливается фильтр.

Маслоприемник крепится кронштейном к крышке коренного подшипника КВ и фланцем к корпусу насоса.

Масляный насос — двухсекционный, шестеренчатого типа. Установлен в поддоне, крепится к нижней части блок-картера. Привод насоса осуществляется от передней шестерни коленвала. По устройству и принципу действия он аналогичен насосу двигателя ЗИЛ-131. Секция насоса с удлиненными зубьям шестерен имеет большую производительность и нагнетает масло в главную магистраль. Вторая секция подает масло в центрифугу и радиатор. Обе секции насоса снабжены предохранительными клапанами, ограничивающими максимальное давление на выходе из секций и отрегулированными на давление открытия 8,5—9,5 кгс/см2. Кроме того, насос имеет дифференциальный клапан, ограничивающий давление масла в главной магистрали и отрегулированный на давление 4—5,5 кгс/см2. Клапан радиаторной секции расположен непосредственно в корпусе радиаторной секции, а клапан нагнетающей секции и дифференциальный клапан устанавливаются только со стороны корпуса радиаторной секции, а их плунжеры расположены в самих отверстиях корпуса.

Масляный фильтр (рис. 2.15) предназначен для очистки масла, подаваемого в главную масляную магистраль. Фильтр — полнопоточный, с двумя сменными фильтрующими элементами, крепится к блоку цилиндров справа.

Рис. 2.14. Схема системы смазки:

I — центробежный масляный фильтр; 2 — кран включения масляного радиатора;

3 — перепускной клапан центробежного масляного фильтра; 4 — клапан сливного

отверстия центрифуги; 5 — перепускной клапан фильтра очистки масла; 6 — главная масляная магистраль; 7 — фильтр очистки масла; 8 — клапан системы смазки ;

9 — нагнетающая секция масляного насоса; 10 — радиаторная секция масляного насоса;

II — предохранительный клапан нагнетающей секции; 12 — масляный радиатор;

  • 13 — предохранительный клапан радиаторной секции; 14 — картер масляный;
  • 15 — гидромуфта привода вентилятора; 16— выключатель (термосиловой датчик);
  • 17 — кран включения гидромуфты; 18 — ТНВД; 19 — компрессор; 20 — сапун;
  • 21 — указатель уровня масла; 22 — манометр

Рис. 2.15. Фильтр очистки масла:

  • 1 — стержень; 2 — упорное кольцо; 3 и 7 — шайбы;
  • 4 и 22 — уплотнительные кольца; 5 — пружина колпака; 6 — уплотнительная чашка;
  • 8 — пружина перепускного клапана; 9 — винт сигнализатора;
  • 10 — пробка перепускного клапана; 11,18, 20п26 — прокладки;
  • 12 — регулировочная шайба; 13 — корпус сигнализатора; 14 — подвижный контакт

сигнализатора; 15 — пружина контакта сигнала затора; 16— перепускной клапан;

  • 17 — пробка; 19 — корпус фильтра; 21 — втулка корпуса; 22 — фильтрующий элемент;
  • 24 — колпак; 25 — пробка сливного отверстия

Фильтр состоит из: корпуса; двух колпаков; двух фильтрующих элементов; перепускного клапана с сигнализатором засоренности. В корпусе имеются два резьбовых отверстия для установки датчиков давления и сигнализации о недопустимом (менее 0,7 кгс/см2) давлении масла в главной магистрали.

Внутри каждого колпака на стержень установлены фильтрующие элементы, которые сверху упираются в выступ корпуса, а снизу поднимаются пружиной. Фильтрующие элементы могут быть либо бумажные, либо состоящие из композиции на древесной муке.

Предпусковой клапан обеспечивает подачу масла в главную магистраль при засорении фильтра или повышении вязкости масла. Клапан открывается при перепаде давлений на выходе и входе из фильтра 2,5—3 кгс/см2. Это предохраняет подшипники двигателя и другие трущиеся поверхности от перегрева из-за недостатка смазки.

Необходимо помнить, что подача неочищенного масла с наличием крупных механических частиц неблагоприятно сказывается на работе трущихся деталей. Клапан работает совместно с контактным устройством, обеспечивающим включение лампы, сигнализирующей о работе двигателя на неочищенном масле.

Фильтр центробежной очистки масла, предназначен для дополнительной очистки масла от механических примесей. Установлен в передней части двигателя справа. По устройству фильтр аналогичен фильтру двигателя ЗИЛ-131, за исключением наличия стопорного устройства, обеспечивающего фиксацию ротора при разборке фильтра. Стопорное устройство расположено в нижней части корпуса и состоит из: пластины; двух стопоров с пружинами; в корпусе имеются два клапана — предпусковой и предохранительный плунжерного типа.

Предпусковой клапан ограничивает давление масла в фильтре на уровне 6,0—6,5 кгс/см2, т.е. обеспечивает подачу масла в масляный радиатор, минуя фильтр центробежной очистки масла при его загрязнении.

Предохранительный клапан перепускает масло в картер двигателя, минуя радиатор, отрегулирован на давление 0,5—0,7 кгс/см2. Во избежание нарушения балансировки при ТО фильтра на роторе и колпаке нанесены метки, которые необходимо совмещать при сборке.

Указатель уровня масла — в нижней части стержня сделаны две метки: «Н» — нижняя соответствует минимальному, а верхняя «В» — максимальному уровню масла.

Работа системы смазки и вентиляции картера. При работе двигателей некоторое количество паров бензина и отработавших газов проникает в картер через замки поршневых колец и неплотности между поршневыми кольцами и стенками цилиндра. В газах содержатся малосернистые соединения и пары воды. Прорвавшиеся в картер газы повышают в нем давление, что может вызвать утечку масла через сальники коленчатого вала, а понижение давления приводит к засасыванию пыли в картер. Весьма нежелательно также проникновение отработавших газов под капот двигателя, а затем в кабину, так как эти газы очень опасны для личного состава. Для уменьшения этих вредных последствий служит вентиляция картера, которая поддерживает атмосферное давление, так как взамен удаленных газов в картер поступает свежий воздух, предварительно прошедший через фильтр.

Рис. 2.16. Схема вентиляции картера ЗИЛ-131:

  • 1 — воздушный фильтр вентиляции картера; 2 — маслоуловитель;
  • 3 — клапан вентиляции картера; 4 — кран вентиляции картера

Установлено, что при взаимодействии автомобиля с окружающей средой происходит сильное ее загрязнения, так как автомобиль выделяет много токсичных газов (65% — отработавшие газы, 20% — партерные газы и 15% — пары топлива).

Вентиляция картера может быть выполнена двумя способами;

  • • с отсосом газов наружу (открытая: ГАЗ-66, КамАЗ-4310, 5320, УРАЛ-4320);
  • • с отсосом газов в систему питания двигателя (закрытая: ЗИЛ- 131, представлена на рис. 2.16 и УРАЛ-375Д).

Открытая система вентиляции соединяет внутреннюю полость картера посредством вытяжной трубы с окружающим воздухом. При движении автомобиля в трубе создается разряжение, в результате чего из картера отсасываются отработавшие газы, пары бензина и воды.

На двигателях КамАЗ вентиляция картера естественная с сапуном лабиринтного типа. Сапун состоит из: корпуса; трех стаканов (внутреннего, верхнего, среднего); патрубка; экрана. Сапун обеспечивает естественную вентиляцию картера движения с целью удаления паров топлива и отработавших газов, проникающих в картер через зазоры между зеркалом цилиндра и кольцами, вследствие этого предотвращения разжижения масла и ухудшения его смазывающих свойств.

Выход отработавших газов из картера двигателя в атмосферу и паров топлива через сапун в газоотводящую трубу происходит благодаря разряжению, возникающему у конца газоотводящей трубы при движении автомобиля. Лабиринт препятствует уносу масла через газоотводящую трубу, так как при резкой смене направления движения потока газов частицы масла отделяются и стекают в поддон.

В закрытой системе вентиляции отсос картерных газов осуществляется в впускной трубопровод. Закрытая система включает в себя: клапан вентиляции картера; кран клапана вентиляции; две газопроводные трубки; маслоуловитель.

Клапан вентиляции предназначен для регулирования количества газов в зависимости от режима работы двигателя.

Клапан состоит из: корпуса; седла и игольчатого клапана. Маслоуловитель применяют для очистки картерных газов от масла, предотвращая попадание их в камеру сгорания.

Для отключения системы вентиляции при преодолении брода между трубками установлен кран. Рукоятка крана в момент преодоления брода должна быть расположена вертикально. Свежий воздух поступает в картер через фильтр маслозаливной горловины.

При работе двигателя с приоткрытой дроссельной заслонкой под действием большого разрежения во впускном газопроводе клапан поднимается, верхняя ступенчатая часть клапана входит в отверстие штуцера и уменьшает проходимое сечение клапана до величины, необходимой для прохода малого объема газов, прорывающихся в картер двигателя.

При работе двигателя с полностью открытой дроссельной заслонкой разрежение во впускном газопроводе падает и клапан под действием собственного веса опускается, открывая полностью проходное сечение, величина которого соответствует проходу большого объема газов, прорывающихся в картер двигателя.

Page 4

Среди многочисленных методов подогрева наибольший интерес представляет применение индивидуальных пусковых подогревателей, повышающих температуру жидкости в системе охлаждения двигателей и масла в его поддоне.

В настоящее время в России разработаны и широко применяются во всех армейских автомобилях жидкостные подогреватели семейства ПЖД. Жидкостный подогреватель ПЖД представляет собой котел-теплообменник, внутренние полости которого выполнены в виде двух концентрических пустотелых цилиндров, образующих внутренний и наружный газоходы с большой поверхностью нагрева. Внутренние полости пустотелых цилиндров заполняются жидкостью и соединяются патрубками с системой охлаждения двигателя. На входе во внутренний газоход выполняются камера сгорания и горелка.

Итак, пусковой подогреватель предназначен для разогрева двигателя перед пуском при низкой температуре окружающего воздуха. На автомобиле ЗИЛ-131 (рис. 2.17) пусковой подогреватель жидкостного типа работает на топливе, применяемом для двигателя. Он установлен на двигателе с правой стороны и состоит из: котла; топливного бачка; электрического вентилятора; электромагнитного клапана; пульта управления;трубопроводов.

Электромагнитный клапан предназначен для управления подачей топлива. Состоит из: катушки, сердечника в сборе с клапаном, пружины сердечника, основания регулировочной иглы.

При переключении пульта управления ток поступает в катушку и сердечник, на конце которого расположен резиновый клапан, перемещаясь, скрывает доступ для провода топлива в камеру сгорания, котла. При выключении переключателя сердечник под действием пружины возвращается в первоначальное положение и перекрывает топливопровод.

Регулировочная игла предназначена для изменения подачи топлива с целью нормального его горения (без дыма и копоти), а также ограничения вылета пламени из газоотводящего патрубка.

Первоначальное воспламенение смеси производится из свечей накаливания. В электрическую цепь свечи последовательно включено дополнительное сопротивление — контрольная спираль. По каналу спирали судят о работе свечи. Когда установится устойчивое горение, свечу выключают и горение поддерживается зажженным пламенем.

Пульт управления подогревателем установлен на щите двигателя в отдельном кожухе. На пульте размещены: переключатель электромагнитного клапана и электродвигателя вентилятора; контрольная спираль; включатель свечи накаливания.

Рис. 2.17. Предпусковой подогреватель ЗИЛ-131:

  • 1 — переключатель; 2 — контрольная спираль; 3 — включатель свечи накаливания;
  • 4 — электровентилятор; 5 — шланг подвода воздуха; 6 — электромагнитный запорный клапан; 7 — сливной краник; 8,10 — трубопроводы подвода и отвода воды из котла;
  • 9 — котел; воздух; движение топлива

Ручка переключателя имеет три положения:

«О» — все выключено (ручка нажата до отказа);

«1»— включен электродвигатель вентилятора (ручка вытянута на половину хода);

«2» — включены электродвигатель вентилятора и электромагнитный клапан (ручка выдвинута до отказа).

Принцип действия состоит в том, что горячие газы, образовавшиеся в результате сгорания топлива, нагревают жидкость, залитую в котел. Потом газы проходят по газоходу, а затем, меняя направление, поступают в картер двигателя для подогрева масла. Так как котел постоянно включен в систему охлаждения двигателя происходит подогрев охлаждающей жидкости.

Порядок пуска двигателя с применением пускового подогревателя: закрыть жалюзи радиатора, откинуть капот двигателя, открыть пробку радиатора и закрыть все сливные краники, отвернуть пробку в воронке. Проверить наличие топлива в бачке. Открыть краник топливного бачка. Прочистить дренажную трубку подогревателя. Продуть подогреватель, для чего ручку снова возвратить в положение «1» на 30—60 с, после чего ручку снова возвратить в положение «0». Залить 1,5 л воды в подогреватель через воронку. Пустить подогреватель, для чего включить свечу через 30—35 с, когда контрольная спираль станет ярко красной, переместить ручку переключателя в положение «2», при этом включается вентилятор и открывается электромагнитный клапан. Через несколько секунд послышится гудение, и, когда оно будет сильным, выключить свечу. Залить в работающий подогреватель 6—7 л воды через воронку подогревателя и завернуть пробку воронки. Закрыть капот двигателя. Через 10—20 мин работы подогревателя (в зависимости от температуры окружающего воздуха) вода в двигателе нагревается. Провернуть несколько раз коленчатый вал двигателя пусковой рукояткой и пустить двигатель. Прогреть двигатель в течение 1—2 мин и заглушить. Выключить подогреватель, переводя ручку переключателя в положение «1» и закрыть краник топливного бачка. После прекращения горения в катке, примерно через 50—60 с, перевести переключатель в положение «0». Отвернуть пробку наливной воронки подогревателя и залить воду в двигатель до его заполнения. Пустить двигатель и залить воду в радиатор до заполнения системы охлаждения. Если система охлаждения заполнена низкозамерзающей жидкостью, то порядок пуска подогревателя, подогрева и пуска двигателя аналогичен изложенному, за исключением того, что система уже заполнена охлаждающей жидкостью.

Особенности устройства предпускового подогревателя двигателя КамАЗ. Для пуска двигателя КамАЗ при температуре до —25 °С служит система электрофакельного подогрева (рис. 2.18). Принцип действия термостата заключается в испарении топлива в штифтовых свечах накаливания и воспламенения образующейся топливной смеси. Возникающий при этом факел подогревает поступающий в цилиндры двигателя воздух. Свечи ввернуты во впускные трубопроводы и соединены топливопроводами с электромагнитным топливным клапаном. Топливо к клапану подводится из системы питания двигателя. При нажатии на кнопку выключателя термостата напряжение подастся на спирали свечей через добавочный резистор термореле, который установлен в кабине за панелью приборов. Как только свечи нагреваются до определенной температуры, замыкаются контакты термореле, в результате чего открывается электромагнитный клапан. Одновременно загорается сигнальная лампа в левом блоке контрольных ламп, сигнализируя о готовности системы к пуску двигателя.

Рис. 2Л8. Предпусковой подогреватель КамАЗ-4310:

  • 1 — электромагнитный клапан; 2 — котел; 3 — воздухопровод подогревателя; 4 — воронка для заливки жидкости; 5 — двигатель; 6 — труба отвода жидкости из блока цилиндров в насосный агрегат; 7 — топливный бачок; 8 — кран запорный; 9 — топливная трубка;
  • 10 — передняя поперечина рамы; 11 — насосный агрегат

При включении стартера топливоподкачивающий насос через открытый клапан подводит топливо к свечам, где оно испаряется и воспламеняется. Одновременно срабатывает реле термостата и на спирали свечей подается полное напряжение батареи, минуя добавочное сопротивление. Специальное реле отключает обмотку генератора на время пуска, предохраняя свечи от перегрузок. Образовавшийся факел подогревает воздух, поступающий в цилиндры, что способствует быстрому пуску двигателя. После пуска двигателя и возвращении ключа в первое положение водитель имеет возможность некоторое время поддерживать горение факела, держа включенной кнопку. Подогреватель ПЖД-3 установлен под передней поперечиной рамы автомобиля и состоит из: котла в сборе с горелкой; топливного бачка;

электромагнитного клапана с форсункой и электронагревателем топлива в сборе; насосного агрегата с электродвигателем вентилятора; водяного и топливного насоса; системы розжига с высоковольтной искровой свечой; транзисторного коммутатора; пульта управления; контактора электродвигателя и реле электронагревателя топлива.

В горелке подогревателя происходит процесс смесеобразования с воздухом, воспламенение и сгорание смеси. Горелка съемная кренится к котлу болтами. На горелке установлена искровая свеча и электромагнитный топливный клапан в сборе с форсункой и электронагревателем топлива. В котле подогревателя происходит теплообмен между продуктами сгорания и жидкостью, циркулирующей через него. Котел подогревателя состоит из двух полостей (внутренней и наружной), связанных между собой. Насосный агрегат приводится во вращение электродвигателем и служит для обеспечения подачи воздуха и топлива на горелку подогревателя и обеспечения циркуляции жидкости в системе охлаждения двигателя в период его предпускового подогрева. Необходимый для работы запас топлива находится в специальном бачке, заполнение которого происходит автоматически при работающем двигателе. При неработающем двигателе бачок может быть заполнен ручным топливоподкачивающим насосом. Воспламенение топлива происходит в результате искрового разряда между электродами свечи. Высокое напряжение создает транзисторный коммутатор и катушка зажигания. Переключатель подогревателя установлен на уплотнителе опоры рычага коробки передач и имеет четыре положения:

«1» — все выключено;

«2» — включены электродвигатель насосного агрегата, электромагнитный клапан и пусковая свеча;

«3» — включены электродвигатель насосного агрегата и электромагнитный клапан;

«4» — включены электродвигатель насосного агрегата и электродвигатель топлива.

Работает подогреватель следующим образом. Топливный насос подогревателя отбирает топливо из бачка подогревателя и под давлением через открытый электромагнитный клапан впрыскивает его через форсунку в горелку. В горелке распыленное топливо смешивается с воздухом, подаваемым вентилятором, воспламеняется и сгорает, нагревая в котле охлаждающую жидкость. Продукты сгорания через газоход разогревают масло в поддоне картера двигателя. Расход топлива контролируется редукционным клапаном топливного насоса. Топливо очищается фильтрами тонкой очистки, установленными в электромагнитном клапане и форсунке. Первоначальное воспламенение осуществляется электроискровой свечой, которая включается только на период розжига подогревателя.

Page 5

Система питания служит для: хранения и очистки топлива; приготовления горючей смеси необходимого состава и подачи ее в цилиндр двигателя; отвода отработавших газов и выброса их в атмосферу.

Система питания состоит из: топливного бака; топливного насоса; топливных фильтров; топливопроводов; карбюратора; воздухоочистителя; впускного трубопровода; выпускного трубопровода; глушителя.

Топливо из бака насоса подается к карбюратору, где смешивается в определенных пропорциях с очищенным воздухом. Полученная горючая смесь по впускному трубопроводу подается в цилиндр двигателя, где смешивается с остаточными газами. Полученная смесь воспламеняется от электрической искры, и пламя, появившееся у электродов, быстро распространяется по всей камере сгорания. Чем выше скорость сгорания рабочей смеси, тем больше температура горения, тем меньше тепла отдается стенкам цилиндра и тем больше давление газов в цилиндре. Рабочая смесь успевает сгореть, пока поршень находится в ВМТ. Минимальные потери тепла при большой скорости сгорания и большом давлении газов — большая мощность и экономичность двигателя. За счет давления образовавшихся при сгорании газов осуществляется работа двигателя. Для карбюраторных двигателей топливом является бензин. Его получают из нефти. По способу производства различают бензин прямой гонки и крекинг-бензин. При крекинг-процессе увеличивается количество бензина, полученного из нефти. Основным свойством бензина являются: испаряемость; теплота сгорания; содержание серы (если с 0,003 до 0,1%, то увеличивается износ в 2,7 раза, а если до 0,2% — то в 4 раза).

Антидетонационная стойкость — свойство бензина, определяющее возможную степень сжатия двигателя и соответственно конструкцию КШМ.

Детонация — особый вид сгорания смеси, сопровождающийся возникновением высокого давления. В двигателе слышны резкие металлические стуки, объясняемые ударами волн высокого давления о стенки камеры сгорания. При этом увеличивается теплоотдача стенкам камеры сгорания, ухудшается полнота сгорания топлива. Мощность и экономичность двигателя резко падает. Длительная работа двигателя при детонационном сгорании приводит к повышенному износу его деталей и даже и их поломке, перегреву двигателя и увеличению расхода топлива. Детонация обычно возникает при: применении несоответствующего сорта топлива; перегрузках; охлаждении двигателя; перегревах; обедненной смеси; очень большом угле опережения зажигания (раннее зажигание), нагарообразовании на поршне и головке. Показателем, характеризующим антидетонационные свойства бензина, является его октановое число. Чем больше октановое число бензина, чем меньше он детонирует, тем больше степень сжатия может быть применена у двигателя. Для повышения октанового числа и уменьшения возможности детонации в двигателях, имеющих повышенную степень сжатия, к бензину подмешивают различные вещества-анти- детонаторы. Наиболее сильным антидетонатором является этиловая жидкость, добавляемая в очень малых количествах, такой бензин называется этиловый. Он ядовит, поэтому ему и придают специальную окраску. Обращаться с ним нужно осторожно. В бензин марок: А-66, А-72, А-76, АИ-93, АИ-98 добавляют тетраэтилсвинец.

bstudy.net

Характеристика: жидкостная, закрытая, с принудительной циркуляцией охлаждающей жидкости.

К системе охлаждения двигателей предъявляют следующие требования:

- поддержание нормального теплового режима двигателя при температуре окружающего воздуха от -50° до +50°С;

- обеспечение возможности длительной стоянки автомобиля при низкой температуре и быстрое приведение двигателя в рабочее состояние;

- иметь минимальные габариты, не требовать больших трудозатрат при обслуживании и ремонте.

Емкость системы - 29 л (с расширительным бачком - 31 л), поддерживает тепловой режим 80 - 95°.

Особенности КамАЗ-740:

- емкость системы охлаждения с системой отопления и предпусковым подогревателем - 35 л;

- без системы отопления и предпусковым подогревателем - 29.4 л,

- поддерживает тепловой режим 75 - 98°.

Система охлаждения двигателя ЗИЛ-131 включает:

1. Радиатор;

2. Водяной насос;

3. Рубашку охлаждения;

4. Термостат;

5. Вентилятор;

6. Жалюзи;

7. Соединительные патрубки, шланги, трубопроводы;

8. Сливные краники – 4шт;

9. Контрольные приборы;

В общую схему охлаждения включен предпусковой подогреватель.

Особенности КамАЗ-740:

- установлены 2 термостата;

- вентилятор приводится от гидромуфты, имеет 3-х позиционный переключатель;

- имеет расширительный бачок.

При объяснении использовать материальную часть и плакаты.     Обратить внимание на действие пробок радиатора и расширительного бачка.     Использовать слайд №12.
Радиатор – теплообменник, в котором теплота от жидкости передается через трубки воздуху, движущемуся через радиатор. На автомобиле установлены трубчато-ленточные радиаторы. Перед радиатором установлены жалюзи, с помощью которых регулируется количество воздуха, проходящего между трубками радиатора.

Состоит из:

верхнего бачка;

нижнего бачка;

сердцевины.

Место установки: впереди двигателя. Верхний бачок имеет заливную горловину. Пробка заливной горловины имеет паро-воздушный клапан.

Паровой клапан открывается при избыточном давлении в системе 1 кгс/см².

Воздушный клапан открывается при разрежении в системе 0.01 - 0.13 кгс/см².

Особенности КамАЗ-740:

- радиатор трехрядный, с стальными трубками,

- крепление в 3-х точках на резиновых подушках.

- для увеличения теплорассеивающей поверхности пространство между трубками заполнено гофриро-ванной медной лентой, расположенной горизон-тально и в перегибах припаянной к боковым поверх-ностям трубок.

- Расширительный бачок компенсирует изменение объема жидкости при ее расширении, способствует удалению из охлаждающей жидкости воздуха и кон- денсации пара. В заливной горловине бачка установ-лена пробка с впускным и выпускным клапанами, отрегулированными на 1-13 кПа и 65 кПа соотв

Рубашка охлаждения выполнена в блоке цилиндров и головках блока. На обоих рядах цилиндров через отверстия против каждого цилиндра жидкость поступает одновременно ко всем гильзам цилиндров. Затем охлаждающая жидкость поступает в полость рубашки охлаждения головок цилиндра и наиболее нагретым частям головок.

Водяной насоссоздает в системе охлаждения принудительную циркуляцию охлаждающей жидкости (центробежного типа).

ЗиЛ – 131 - объединен с вентилятором и имеет с ним общий привод – клиноременной передачей от коленчатого вала.

КамАЗ – 740 - установлен на передней части блока цилиндров с левой стороны, приводится в действие клиноремен-ной передачей от шкива коленчатого вала.

Вентиляторслужит для повышения скорости и количества воздуха, проходящего через радиатор,способствует охлаждению жидкости интенсивным обдувом радиатора и двигателя потоком воздуха, осевого типа.

ЗиЛ – 131 - шкив вентилятора установлен на переднем конце вала водяного насоса на подшипни-ках, что позволяет при преодолении брода отключить вентилятор, не останавливая вра-щение водяного насоса, компрессора и гид-роусилителя рулевого управления.

КамАЗ – 740 - крепится на ступице ведомого вала гидромуфты. Привод вентилятора гидравлический с автоматичес-ким поддержанием оптимального температурного режима. Привод состоит из гидромуфты и регуля-тора-выключателя режима ее работы. Гидромуфта привода вентилятора передает крутящий момент от коленвала к вентилятору. Регулятор-выключатель обеспечивает автоматическое изменение частоты вращения вентилятора в зависимости от темпера-туры охлаждающей жидкости путем регулирования количества масла, поступающего в полость гидро-муфты, а также при необходимости включение и выключение вентилятора. Гидравлический привод обеспечивает работу вентилятора в 3-х режимах:

“В” – автоматический режим;

“П” – принудительное включение;

“О” – принудительное выключение.

Термостат – служит для ускорения прогрева холодного двигателя и автоматического поддержания его оптимального теплового режима при движении автомобиля

ЗиЛ – 131 - одноклапанный, с твердым наполнителем (церезин), установлен на выходе из рубашки охлаждения. Когда двигатель не прогрет, клапан термостата закрыт и охлаждающая жидкость не поступает в радиатор. При нагревании церезин плавится, объем его увеличивается клапан термостата открывается и жидкость циркулирует через радиа-тор.Клапан термостата полностью откры-вается при температуре 81-85 °С.

КамАЗ – 740 - два термостата помещены в отдельном корпусе, который закреплен на переднем конце правого ряда цилиндров, начало открытия при температуре 80° ±2°, полное открытие при температуре 93º±2º, работа термостатов параллельна.

Жалюзирегулируют интенсивность обдува радиатора встречным потоком воздуха.

ЗиЛ – 131 - створчатые, вертикальные, управляются из кабины. Установлены впереди водяного радиатора в специальной рамке и крепятся к корпусу радиатора.

КамАЗ – 740 - жалюзи горизонтальные.

Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:

megalektsii.ru


Смотрите также