7(495)968-26-38
Проектируемый проезд №4062,
дом 6

Весь спектр услуг
по техническому осмотру
Наполнение
вторая строка
Ред. блок
Тестовое наполнение
 
 
  •  
  •  
  •  
  •  

Светофор что делает


Конспект занятия по ПДД «Почему и для чего появился светофор?»

Ольга Семенова Конспект занятия по ПДД «Почему и для чего появился светофор?»

Конспект по ПДД в старшей группе «Почему и для чего появился светофор?»

Воспитатели: Семенова О. Н.

Лебедева Е. А.

Цель: Закрепление детьми знаний о том, что светофоры управляют сложным движением транспорта и пешеходов на улицах и дорогах.

Задачи:

-познакомить с историей светофора

-Закрепить имеющиеся у детей представления о светофоре, его назначении, цветовых сигналах.

-Дать представления о видах светофора

-Развивать умения выполнять движения в соответствии сигнала светофора.

- Развивать умение логически мыслить.

- Приобщать кправиламбезопасного поведения на проезжей части.

Методические приемы:

- Информационно-иллюстративный: беседа, вопросы, объяснение, художественное слово (загадки).

- Игровой: физкультминутка «Автомобили», дидактическая игра «Светофор», решение кроссворда.

Словарная работа: ухабистыедороги, светофор, трамвай, повозка, всадник, дальтоник.

Предварительная работа:

- Подвижныеигры:«Воробушки и автомобиль», «Стой-иди», «Красный, желтый, зеленый».

- Беседы о правилах дорожногодвижения:«Как мы переходим дорогу», «Что я вижу в городе».

- Разбор опасных ситуаций на дорогах, улице.

- Инсценировка ситуаций:«Воспитанный пассажир»,«Найди ошибку».

- Целевые прогулки к проезжей части дороги, к перекрёстку, к дорожным знакам.

- Рассматривание альбомов, книг по правилам дорожного движения.

- Просмотр мультфильмов:«Уроки тётушки совы».

- Чтение художественнойлитературы: С. Михалков «Дядя Стёпа - милиционер»,«Машины на нашей улице»и другие.

- Сюжетно- ролевые игры:«Транспорт», «Водитель»

- Игры за столом:«Как избежать неприятностей»,«Азбука пешехода»,«Внимание

дорога»и т. д.

-Дидактические игры: «Кто быстрей соберёт светофор», «Запрещается-разрешается», «Да-нет»

Оборудование:

Макет улицы, дорожные знаки, макет автобуса, рули, 2 набора разрезных картинок «Проезжая часть», загадки, игрушечные автомобили, знаксветофора. презентация, карточки к дидактическим играм.

Ход занятия.

Появляется Лунтик с перевязанной ногой, рукой, весь в царапинах и ссадинах, издаёт звуки боли. – Что случилось? Вопрос воспитателя, а может кто-то из детей. Лунтик рассказывает о том, как он шёл к нам в гости и не правильно переходил дорогу.

А ты что не знаешь, что это не правильно? Когда мы переходим дорогу нам помогает наш друг. который оберегает нас от разных чрезвычайных ситуаций, подсказывает как правильно себя вести на дороге. Но этот друг необычный, а чтобы узнать кто это, ребята, я загадаю вам загадку.

Слайд №2

Ребята, а давайте мы вами отправимся в путешествие и узнаем: почему и когда появился светофор? А в этом поможет нам Автознайка.. Садитесь поудобнее и приготовьтесь слушать.

Слайд №3

- Было время, когда по улицам идорогамездили лишь всадники верхом на лошадях, колесницы и конные повозки. Их можно считать первыми транспортными средствами. Ездили они, не соблюдая никакихправил, и поэтому нередко сталкивались друг с другом. Ведь улицы городов в те времена обычно были узкими, адорогиизвилистыми и ухабистыми. Стало ясно, что нужно изобрестиправила, которые сделали быдвижениепо ним удобным и безопасным.

Слайд №4

Потомпоявились первые автомобили. Ездили они очень медленно. Со временем автомобилей становилось всё больше. Тогда ипоявились первые правила для автомобилистов. Было время, когда перейти через улицу большого города было совсем непросто. Люди подолгу стояли на тротуаре и ждали, когда же закончится нескончаемый поток конных экипажей. Самые нетерпеливые перебегали улицу. Как вы считаете, ониправильно поступали? Что с ними могло случиться?

(Ответы детей)

Слайд№5

Что уж говорить про наши дни, когда поток машин несётся в несколько рядов! Как пешеходам перейти улицу? А ведь ещё есть машины, которые двигаются в поперечномнаправлении, и им тоже необходимо освободитьдорогу. Подумайте и скажите, что помогло отрегулироватьдвижение на дороге?

(Ответы детей).

Правильно, на помощь участникамдорожного движения — и пешеходам, и водителям — приходит светофор. Светофор переводится с другого языка —«носитель света». Он регулируетдвижениес помощью световых сигналов.

Слайд №6,7

Знаете ли вы, когдапоявилсяпервый светофор?

(Ответы детей)

Слайд №8

У нас в стране первый светофорпоявилсяпочти 100лет назад в Москве. Он был похож на круглые часы с тремя секторами — красным, жёлтым и зелёным. А регулировщик вручную поворачивал стрелку, устанавливая её на нужный цвет.

Слайд №9

В большинстве светофоров используют сигналы трёх цветов. Какие?

(Ответы детей).

А вы знаете, почему именно эти цвета выбрали для светофора?

(Ответы детей)

Дидактическая игра «Светофор»

Воспитатель раздает детям круги желтого, красного, зеленого цветов. Последовательно переключает светофор, а дети показывают соответствующие цветные круги и объясняют, что означает каждый сигнал.

Почему были выбраны именно эти цвета светофора?

(Ответы детей)

Красный — цвет опасности. Он хорошо виден и днём, и ночью, и в дождь и в туман. Не случайно пожарные машины всех стран выкрашены в красный цвет. Они предупреждают других участниковдвиженияоб опасности и требуют уступить имдорогу. Вот и красный сигнал светофора запрещаетдвижение. Он словноговорит:«Стой! Путь закрыт!»

Зелёный - цвет резко отличается от красного; их невозможно перепутать. Поэтому зелёный сигнал светофора, в отличие от красного, не запрещает, а разрешаетдвижение. Он как будтоговорит:«Путь открыт!»

Между красным и зелёным «глазами»светофора поместили ещё один — жёлтый. Он призывает водителей и пешеходов быть внимательными, словно говоряим: «Внимание! Скородвижениебудет либо разрешено, либо запрещено».

Иногда на светофорах, кроме трёх основных цветовых секций, устанавливают дополнительные зелёные стрелки. Они указываютнаправление, в котором разрешенодвижение.

Слайд10

Какие еще бывают светофоры?

(Ответы детей)

По своему назначению светофоры бывают пешеходные или транспортные

По расположению сигналов горизонтальные и вертикальные

Слайд №11

В пешеходных светофорах используются только два световых сигнала — красный и зелёный. На них изображены человечки-пешеходы. Красный человечек — стоит, а зелёный — идёт.

- Как вы думаете, что эти цветные человечки обозначают?

Да,правильно, если светится красный пешеход — идти черездорогу нельзя, надо стоять. А вот если светится зелёный пешеход — можно переходить улицу, но обязательно убедившись в том, что нет помех для безопасного перехода.

Чаще всего такие пешеходные светофоры устанавливают в тех местах, гдедвижется большой поток машин и пешеходам трудно перейтидорогу.

Слайд №12

Для людей которые не видят используют светофор со звуковым сопровождением

Слайд №13

Для тех кто плохо различает цвета

Слайд №14

Физкультминутка “Автомобили”.

Проснулись, потянулись.

Наклон головы вниз, руки за головой, локти вниз.

Руки вверх-в стороны, голову поднять – прогнуться – глубокий вдох.

Заводим мотор.

Ноги врозь, руки – в стороны. Поворот туловища влево-вправо с вращательными движениями кистей рук перед грудью.

Проверяем ремни безопасности.

Ноги врозь, руки вдоль туловища. Наклоны влево-вправо, рукискользят вдоль туловища.

Проверяем тормоза.

Руки за спиной, вращательные движения стопой левой-правой ноги поочередно.

Поехали.

Ходьба на месте, переходящая в бег.

Кроме этого существуют транспортные светофоры. Они тоже бывают разные.

Для регулирования движения автомобилей применяют привычные нам светофоры.

Слайд №15

Для регулирования движения велосипедистов иногда применяют специальные светофоры. Это может быть светофор, сигналы которого выполнены в форме силуэта велосипеда.

Слайд №16

Для регулирования движения трамваев используют светофор с горизонтальным расположением

Слайд №17

Для поездов тоже есть свой светофор.

Слайд №18

Решение проблемных ситуаций:

Почему на одном столбе висят два светофора (для водителей и пешеходов)

(Ответы детей)

Если на светофоре для водителей горит красный сигнал, то каким цветом загорится сигнал на светофоре для пешеходов (зеленым)

(Ответы детей)

А если на светофоре для водителей загорелся зеленый цвет, то какой свет будет гореть на светофоре для пешеходов (красный). Можно ли переходить дорогу?

(Ответы детей)

Если на перекрестке висит только светофор для водителей, то на какой сигнал светофора будешь переходить улицу?

(Ответы детей)

Если во время перехода дороги загорелся желтый сигнал, что будешь делать дальше, стоять или продолжить путь?

(Ответы детей)

А еще в зависимости от назначения сигналы светофора могут быть в виде стрелок, Х-образные,

Слайд №19

Ребята а вы знаете что у светофора есть даже свой праздник который отмечают 5 августа

Слайд №20

Наш автознайка много путешествовал и привез много фотографий,где изображены памятники светофору.

Слайд №21

Дидактическая игра «Подумай — отгадай»

- Я хочу узнать, кто у нас вгруппесамый находчивый и сообразительный. Я буду вам задавать вопросы и бросать мяч, а вы его ловите и, отвечая на вопрос, бросаете мне его обратно.

Сколько колёс у легкового автомобиля (Четыре.)

Сколько человек могут ехать на одном велосипеде (Один.)

Кто ходит по тротуару (Пешеход.)

Ктоуправляет автомобилем (Водитель.)

Как называется место пересечения двухдорог (Перекрёсток.)

Для чего нужна проезжая часть (Длядвижения транспорта.)

По какой стороне проезжей частидвижется транспорт (Поправой.)

Что может произойти, если пешеход или водитель нарушилправила дорожного движения (Авария или ДТП.)

Какой свет верхний на светофоре (Красный.)

Сколько сигналов у светофора (Три.)

С каким животным сравнивают пешеходный переход (С зеброй.)

Какие машины оборудованы специальными звуковыми и световыми сигналами? («Скорая помощь», пожарная и милицейская машины.)

Ребята вам понравилось наше путешествие? .Мы с Автознайкой узнали историю светофора, назначение, виды.

А ты всё запомнил, Лунтик?

-Чтобы наш Дунтик больше не попадал в неприятности и не забывал правила дорожного движения, давайте мы ему изготовим светофоры.

У вас на столах лежат светофоры, но в них не хватает цветов. Давайте мы вырежем круг нужного цвета и приклеим к светофору. Каким образом мы можем получить круг из квадрата?

Молодцы, посмотрите, как я делаю и повторите за мной.

Ну а теперь вы делайте светофоры. Какие цвета вы используете?

В каком порядке эти цвета должны стоять?

Молодцы, ребята. Вы очень хорошо поработали. Я отдам ваши светофоры нашему гостю.

Лунтик: «Спасибо вам, ребята. До свидания!»

Светофор: значение в ПДД, сигналы светофора и его виды

Светофор На сегодняшний день очень сложно представить себе ПДД без главного инструмента упорядочивания движения, коим является светофор. Он предназначен для регулировки и облегчения как автомобильного, так и пешеходного движения. Различают разные сигналы светофора, в зависимости от их функций. Хотя они и похожи между собой, но имеют определённые нюансы, которые необходимо запомнить.

Светофор: определение

Светофором называется оптическое сигнализирующее устройство, которое предназначено для регулирования движения автомобилей, велосипедов и других транспортных средств, а также пешеходов. Применяется во всех мировых государствах без исключения.

Виды светофоров

Трехцветный светофор Самыми распространёнными являются трёхцветные светофоры с круглыми сигналами: красным, жёлтым и зелёным. ПДД некоторых стран предполагают использование оранжевых сигналов светофора вместо жёлтых. Сигналы могут располагаться как вертикально, так и горизонтально. Если не предусмотрены другие специальные светофоры или дополнительные секции, тогда они регулируют движение всех видов транспорта, а также пешеходов. Далее мы рассмотрим различные виды светофоров, от повседневно встречающихся до специальных.

Классический трёхсекционный светофор

Такой светофор имеет, как правило, три цвета, расположенных по порядку: красный, жёлтый, зелёный – сверху вниз или слева направо. Такие светофоры устанавливаются на перекрёстках. Они предназначены для одновременного пропуска всех видов транспорта по всем направлениям, разрешенным ПДД. Также их устанавливают на регулируемых пешеходных переходах, расположенных между перекрёстками. Допускается устанавливать такой светофор и на железнодорожном переезде в населённых пунктах, на пересечении дороги с трамвайными путями, перед велосипедной дорожкой и проезжей частью. Также их можно увидеть там, где происходит сужение проезжей части для пропуска встречного транспорта попеременно.

Классический трехцветный

Двухсекционный

Светофоры с двумя секциями применяются для регулирования потока движения на территориях индустриальных предприятий и организаций, а также на время сужения проезжей части для организации однополосного реверсивного транспортного потока.

Светофор односекционный с желтым светом

Светофор с односекционным желтым цветом Такой одноцветный светофор встречается на нерегулируемых перекрёстках и пешеходных переходах.

Светофоры с дополнительной секцией

Светофоры могут оборудоваться и дополнительными секционными отделами со стрелками или контурами стрелок. Они регулируют движение дорожного потока в том или ином направлении. Работают такие светофоры, согласно ПДД, следующим образом: контуры стрелок на всех сигналах обычного трёхцветного светофора означают, что его действие распространяется только в одном указанном направлении.

Светофор с дополнительной секцией Дополнительная секция светофора с зелёной стрелкой на чёрном фоне по ПДД разрешает проезд, но не предоставляет преимуществ во время разъезда. Порой можно встретить всегда горящий зелёный сигнал, который выполнен в виде таблички со сплошной зелёной стрелкой. Это означает по ПДД, что поворот разрешён, невзирая на запрещающие сигналы светофора.

Светофоры для регулирования движения в определенных направлениях

Такие светофоры устанавливаются в тех местах, где необходима организация бесконфликтного транспортного движения на перекрёстках. Если на одном из таких светофоров загорается зелёный свет, то, пересекая перекрёсток, можно не уступать дорогу. Чтобы не возникало аварийных ситуаций, над каждой полосой размещаются персональные светофоры, которые показывают направление движения, которое разрешено с конкретной полосы.

Светофоры для регулирования движения в определенных направлениях

Реверсивные светофоры

Чтобы регулировать движение по полосам проезжей части, применяются реверсивные светофоры. Это специальные регуляторы контроля полос. На таких светофорах могут быть размещены от двух до трёх сигналов: красный сигнал в виде буквы «Х» запрещает движение по конкретной полосе. Стрелка зелёного цвета, которая направлена вниз, наоборот, разрешает движение. Диагональная стрелка жёлтого цвета сигнализирует о том, что режим движения по полосе изменён, и показывает, в каком направлении нужно с неё съехать.

Реверсивный светофор

Светофоры для регулирования движения через пешеходный переезд

Обычно такие светофоры имеют лишь два вида сигналов: первый – разрешает, второй – запрещает. Как правило, им соответствуют зелёный и красный цвета. Сами сигналы могут быть разной формы. Зачастую они изображаются в виде стилизованного силуэта человека: стоящего красного и идущего зелёного. Например, в Америке запрещающий сигнал выполняется в виде красной поднятой ладони, означающей «стоп». Порой используются надписи: красная «stop» и зелёная «walk». В других странах, соответственно, на других языках.

На магистралях с оживлённым движением устанавливаются светофоры с автоматическим переключением. Но бывают случаи, когда можно переключать светофор по нажатию специальной кнопки, что позволяет переходить дорогу в течение определённого времени. Современные светофоры для удобства оснащаются цифровым табло обратного отсчёта времени. Для невидящих людей в светофоры монтируют звуковые устройства.

Для регулирования движения трамваев

Светофор для трамвая, как правило, ставится перед участками с ограниченным обзором, длительными подъёмами и спусками, при трамвайном депо и перед стрелками. Сигналы светофора для трамвая бывают двух видов: зелёного и красного. Они устанавливаются либо справа от путей, либо вешаются по центру над контактным проводом. В основном такие светофоры оповещают водителей трамваев о том, занят ли путь далее или нет. Они не регулируют движения других транспортных средств и являются сугубо индивидуальными. Их работа выстроена автоматически.

Для регулировки движения трамваев

Сигналы светофоров: правила проезда

Далее мы рассмотрим, какие бывают цвета сигналов светофора и какое их значение.

Круглые световые сигналы означают следующее: статичный зелёный сигнал разрешает движение транспортных средств или пешеходов, а мигание зелёного сигнала светофора означает, что вскоре загорится запрещающий сигнал, но пока движение разрешено.

Что означает жёлтый сигнал светофора? Он предупреждает о том, что запрещающий сигнал заменится разрешающим или наоборот, и на время своего действия запрещает движение. Мигание желтого сигнала светофора означает, что участок дороги, на котором находится этот светофор, не регулируется. Если же он расположен на перекрёстке и работает в таком режиме, то перекрёсток является нерегулируемым. Водители руководствуются теми статьями ПДД, в которых оговаривается проезд нерегулируемых перекрёстков. Статичный и мигающий красный сигнал запрещает движение в любом направлении.

Горящие одновременно красный и жёлтый сигналы светофора гласят о том, что далее двигаться запрещено, и скоро загорится зелёный свет. Бело-лунный сигнал светофора информирует о том, что сигнализация исправна, и можно продолжать движение. Такие светофоры устанавливаются на трамвайных и железнодорожных путях.

Горящий одновременно красный и желтый Сигналы светофоров, которые имеют вид стрелок, означают следующее: красные, жёлтые и зелёные стрелки означают то же самое, что и круглые сигналы, только действуют в определённом направлении. Стрелка, которая указывает налево, разрешает и разворот, если это не запрещает соответствующий следующий по приоритету дорожный знак.

Аналогичное значение имеет и зелёная стрелка дополнительной секции. Если этот сигнал выключен, или горит красный контур, значит, движение в данном направлении запрещено. Если основной зелёный сигнал имеет чёрную контурную стрелку, то это означает, что есть другие направления движения, кроме тех, которые указывает дополнительная секция.

Что главнее: знак, светофор или разметка?

Правила дорожного движения подразумевают следующий приоритет: главный – регулировщик, затем – светофор, далее знак и потом уже разметка. Сигналы регулировщика приоритетнее сигналов светофора и требований дорожных знаков. Они обязательны для исполнения. Все сигналы светофора, кроме мигающего жёлтого, значимее дорожных знаков. Все участники дорожного движения обязаны выполнять указания регулировщика даже в том случае, если они противоречат светофору, знакам и разметке.

В столице Германии есть светофор с тринадцатью сигналами. В его показаниях сразу разобраться не так уж и просто.

Подписывайтесь на наши ленты в таких социальных сетях как, Facebook, Вконтакте, Instagram, Twitter и Telegram: все самые интересные автомобильные события собранные в одном месте.

История первого светофора

Статья опубликована 08.12.2014 18:05 Последняя правка произведена 08.12.2014 18:38

Современного человека в его жизни окружает множество бытовых предметов, которые кажутся ему настолько привычными и неизменными, что он даже не задумывается о том, что их когда-то не было, и что их кто-то создал. Сказанное в полной мере относиться и к такому привычному всем прибору как светофор. Его история началась давно, и пока он приобрёл знакомый нам всем облик, прошло немало времени.

Появление первого светофора

первый светофор в Англии

Первый прибор, предназначенный для регулирования дорожного движения при помощи подачи его участникам специальных сигналов, появился ещё в 1868 году. Именно тогда у здания английского парламента в Лондоне был установлен такой аппарат.

Создал его железнодорожный инженер Джон Пик Найт, который использовал для этого свой опыт работы с железнодорожными семафорами, которые работали по схожему со светофором принципу.

Естественно, что первый экземпляр светофора не был похож на современных его собратьев. Так управлялся он вручную, а его конструкция была самой простейшей: две семафорные стрелки, могущие свободно перемещаться в вертикальной плоскости.

При этом стрелка в горизонтальном положении обозначала требование остановки, а если она приподнималась вверх до 45 градусов, это означало предупреждение о том, что бы участники дорожного движения передвигались бы с максимальной осторожностью.

Ночью светофор использовал для своей работы газовый фонарь с цветной подсветкой, при этом красный свет означал приказ остановиться, а зелёный – разрешение продолжить дальнейшее движение.

Первый в истории человечества светофор был установлен на шесте длинной шесть метров и предназначен он был для облегчения перехода пешеходам дороги и его сигналы предназначались не для них, а для едущих по проезжей части транспортных средств.

К сожалению, судьба первого светофора сложилась неудачно: в 1869 году газовый фонарь в нём взорвался и ранил управлявшего им полицейского. После этого происшествия его демонтировали и в течении следующих 50-ти лет в Лондоне не было установлено ни одного светофора.

Создание автоматических светофоров

светофор Эрнста Сирина

Главным недостатком первых светофоров было то обстоятельство, что для управления ими требовался человек. Понятно, что при таких обстоятельствах нельзя было обеспечить светофорами большое количество улиц в городах. Поэтому изобретатели направили свои усилия на создание автоматических устройств для регулирования дорожного движения.

Считается, что первую подобную систему создал Эрнст Сирин, получивший на неё в 1910 году. При этом она использовала систему табличек с надписями «Stоp» и «Prоceed», которые, соответственно, запрещали и разрешали движение. Эта система не использовала подсветки, что затрудняло её использование в тёмное время суток.

светофор Лестера Вайра

В современном же виде светофор был создан в 1912 году изобретателем из штата Юта Лестером Вайром. Он уже работал на электричестве и имел два светильника круглой формы зелёного и красного цвета. Правда, свою конструкцию Вайр не запатентовал.

Однако массовое использование светофоров на улицах городов началось тогда, когда 5 августа 1914 года в Кливленде, штат Огайо, Американской светофорной компанией было установлено сразу четыре светофора. Располагались они на перекрестке 105 улицы и авеню Эвклида, а их создателем был Джеймс Хог.

Эти аппараты так же имели два электрических фонаря, при этом при переключении они издавали звуковой сигнал. Управлял работой аппарата полицейский, находящийся в специальной стеклянной будке, стоящей на перекрёстке.

Аппараты, же имеющие привычную нам трехцветную цветовую схему, появились значительно позднее, в 1920 году на улицах Нью-Йорка и Детройта. Их создателями были Джон Ф. Харрис и Уильям Поттс.

Европа несколько отставала от США в процессе «светофоризации» и первый электрический светофор там появился во Франции в 1922 году, а Англии это устройство было установлено только в 1927 году.

Первый советский светофор

В Стране Советов первый светофор был установлен 15 января 1930 года в Ленинграде. Поставили его на перекрёсток Невского и Литейного проспектов. В столице же страны эту систему регулирования дорожного движения установили несколько позже - 30 декабря того же 1930 года. Разместили её на углу Петровки и Кузнецкого моста. Третьим городом, оснащённым светофором, стал Ростов-на-Дону.

московский светофор

Все эти светофоры устанавливались в порядке эксперимента и после его завершения в одной только Москве к концу 1933 года было смонтировано около ста таких приборов.

При этом светофоры того времени отличались от привычных нам тем, что они использовали принцип работы механических часов, где стрелка указывала не на время, а на цветное поле, обозначающее режим движения. Их достаточно быстро заменили на знакомые нам электрические фонари с вертикальным расположением светильников, однако и они были не такие как мы привыкли. Дело в том, что расположение цветов в этой конструкции было не обычным, а перевёрнутым: сверху шёл зеленый, потом жёлтый и красный цвета.

Само же слово «светофор» вошло в русский язык в 1932 году, когда его включили в Большую советскую энциклопедию.

Устройство современных светофоров

Современные нам светофоры являются достаточно сложными устройствами и состоят из собственно светофора со светильниками, контроллера дорожной сигнализации, а так же датчиков транспортных средств. Устанавливаются они на специальных столбах и опорах на перекрёстках и вдоль автомобильных дорог.

Управляет современным светофором компьютер, который выбирает и синхронизирует направления движения согласно постоянно меняющейся дорожной обстановки. При этом датчики движения фиксируют движущиеся по трассе транспортные средства, задавая им ритм езды при помощи световых сигналов.

В крупных городах светофоры объединены в крупные автоматизированные системы по управлению дорожным движением, которые могут создавать такие достаточно сложные эффекты как, например, «зелёная волна».

Дальнейшие пути развития светофора как средства управления дорожным движение будут лежать в области развития искусственного интеллекта, который, со временем, сможет взять на себя все функции регулирования транспортных потоков, полностью исключив из этого процесса человека.

Кто придумал светофор?

Как известно, переходить дорогу можно только в предусмотренных для этого местах и только на зелёный сигнал светофора. Но светофоры появились на наших перекрёстках не так давно, прежде координацией дорожного движения занимались регулировщики. Кому же принадлежит пальма первенства? Сегодня, в День рождения Светофора, мы разберемся с этим вопросом.

Первым, кто сообразил установить светофор на перекрёстке для регулировки уличного движения, был Джон Пик Найт — лондонец и специалист по железнодорожным семафорам. Первый сконструированный им светофор был установлен в британской столице 10 декабря 1868 года возле здания Парламента.

Переключение сигналов осуществлялось вручную с помощью двух семафорных стрелок. В горизонтальном положении они сигнализировали «стоп», а опущенные под углом в 45° — движение с осторожностью. Чтобы ночью можно было опознать подаваемый стрелками сигнал, использовали вращающийся газовый фонарь, который светил красным или зелёным.

В 1910 году Эрнст Сиррин из Чикаго разработал и запатентовал первую в мире автоматическую систему переключения сигналов светофора. На его светофоре были две надписи Stop и Proceed без подсветки.

Буквально пару лет спустя, в 1912 году, житель Солт-Лейк-Сити, что в штате Юта, которого звали Лестер Вайр создал первый в мире электрический светофор, с двумя круглыми сигнальными фонарями красного и зелёного цвета. По неизвестным причинам Вайр своё изобретение не запатентовал.

Следующее имя в светофорной истории — Джеймс Хог. 5 августа 1914 года Американская светофорная компания установила в Кливленде на перекрёстке 105-й улицы и авеню Эвклида четыре электрических светофора, спроектированных Хогом.

Светофоры были оборудованы двумя световыми сигналами — красным и зелёным, а при переключении подавали звуковой сигнал. Вся система управлялась полицейским, который сидел в специально оборудованной для этого стеклянной будке на перекрёстке.

Шесть лет спустя — в 1920 году — в Детройте и Нью-Йорке были установлены светофорами, на которых появился жёлтый сигнал. Люди, их разработавшие друг с другом знакомы не были: Уильям Поттс из Детройта и Джон Ф. Харрис из Нью-Йорка.

Аналогичные светофоры были установлены в 1922 году в Париже на пересечении улицы Риволи и Севастопольского бульвара, а также в Гамбурге на площади Штефансплатц. В 1927 году такие же светофоры появились в английском Вулвергемптоне.

Часто в качестве первого изобретателя нередко упоминают американского изобретателя Гаррета Моргана, который в 1923 году получил патент на светофор оригинальной конструкции. Первые светофоры с обратным отсчётом появились во Франции в 1998 году.

Что касается Советского Союза, то первые светофоры здесь были установлены в начале 1930-ых годов. Сначала светофор появился на пересечении проспектов 25 Октября и Володарского города Ленинграда (современные Невский и Литейный проспекты Санкт-Петербурга) 15 января 1930 года. В Москве первый светофор начал работу 30 декабря того же года на углу Петровки и Кузнецкого Моста.

2. Виды светофоров

Наиболее широко распространены уличные и дорожные светофоры. Среди них особо выделяются автомобильные и светофоры для пешеходов — эти разновидности встречаются на дорогах всего мира чаще всего.

Автомобильные светофоры. Как правило, встречаются светофоры с круглыми сигналами трёх общепринятых цветов: красного, жёлтого и зелёного. Порядок цветов строго регламентирован. Если сигналы располагаются вертикально, то красный всегда сверху, а зелёный внизу. Если же светофор горизонтальный, то красный сигнал будет расположен слева, а зелёный — справа. На автомобильные светофоры нередко навешиваются дополнительные секции со стрелками.

Жёлтый сигнал практически везде означает вот что: допускается проезд за стоп-линию, но обязательно снижение скорости при выезде на охраняемый светофором участок, готовность к тому, что светофор переключится на красный. Этот сигнал может быть и оранжевого цвета.

Светофоры для пешеходов устанавливают в непосредственной близости от установленных переходов. Сигналов на них обычно всего два — запрещающий и разрешающий. Внешний вид их может отличаться. Наиболее распространены сигналы в виде силуэта человека — стоящего или идущего.

В некоторых странах, в США например, красный сигнал выполнен в виде поднятой ладони. Иногда вместо человечков и ладоней используют надписи «Идите» и «Не идите». В Осло в качестве запрещающего движение пешеходов сигнала светофора используются две стоящие человеческие фигуры красного цвета.

Для чего такие сложности? Это делается для удобства людей с плохим зрением, а также для тех, у кого трудности с цветоразличением (дальтонизм). Кроме этого, светофоры в разных странах оборудованы звуковым сигналом.

Из чего же состоят светофоры? Существует несколько возможных конструкций светофоров. Первый вариант — светофоры на лампах накаливания или галогенных лампах. В их конструкцию входят:

  • Лампа
  • Отражатель
  • Светофильтр
  • Линза Френеля
  • Козырёк.

Вторая широко распространённая разновидность светофоров — светодиодные. В число преимуществ этих агрегатов входят: более яркие цвета, меньшая вероятность паразитной засветки. Такие светофоры сложнее повредить, а выход из строя одного светодиода не приведёт к поломке светофора. Их конструкция значительно проще:

  • Матрица светодиодов
  • Антивандальное стекло
  • Козырёк.

В России есть памятник светофору.

Памятник светофору в Новосибирске

Он установлен в Новосибирске в 2006 году.

Просмотров всего: 1 612 и сегодня: 1

Читайте так же:  День России - история и традиции.


Смотрите также