7(495)968-26-38
Проектируемый проезд №4062,
дом 6

Весь спектр услуг
по техническому осмотру
Наполнение
вторая строка
Ред. блок
Тестовое наполнение
 
 
  •  
  •  
  •  
  •  

Тест на октановое число бензина


Чем грозит мотору дешевый 95-й бензин?

Знатоки вещевых рынков уверяют: в крутых бутиках продают те же шмотки, только в разы дороже. Интересно, распространяется ли это суждение на современные бензины?

Популярный новостной канал с утра сообщил: на бирже цена тонны АИ-92 составила 35 300 рубликов, тонны АИ-95 — 35 700 рублей. То есть оптовая цена литра 92‑го бензина на момент написания статьи — около 25 рублей 40 копеек, а 95‑го — 25,70. Разница совсем незначительная. Тем интереснее разглядывать ценники на АЗС.

Отправились в рейд по заправкам Ленинградской и Псковской областей: 92‑е бензины в начале февраля продавались по 31–32 рубля за литр, 95‑е (без моющих присадок!) — примерно по 35 рублей, а самые крутые — аж за 38 рублей. Но был шанс сэкономить: несколько вполне приличных на вид АЗС предлагали АИ-95 дешевле 32 рублей.

В ходе рейда мы купили шесть образцов бензина АИ-95 по цене от 31 рубля 95 копеек до 34 рублей 40 копеек за литр. В качестве базы для сравнения взяли на одной из питерских заправок образец бензина АИ-95 ЛУКОЙЛ (Евро‑5). В предыдущих экспертизах этот бензин отличался постоянством качества. Цена литра «эталона» — 35 рублей 80 копеек.

Отобранные образцы разлили в одинаковые стеклянные бутылки, пронумеровали и отправили в лабораторию.

Наименее накладный итог длительной езды на плохом бензине: от ферроцена пострадали свечи. Датчикам остаточного кислорода тоже досталось.Наименее накладный итог длительной езды на плохом бензине: от ферроцена пострадали свечи. Датчикам остаточного кислорода тоже досталось.

Что и зачем проверяли

Из многочисленных параметров бензина особое внимание мы уделили тем, чье отклонение от нормы способно максимально навредить мотору. Первый — это октановое число. За него точно берут лишние деньги (ведь оптовые цены на бензины АИ-92 и АИ-95 практически одинаковы). Низкое октановое число повышает вероятность детонации — разрушительного режима сгорания, быстро и уверенно выводящего мотор из строя. Второй — содержание смол. Они приводят к резкому росту загрязнений на поверхностях впускного тракта, камеры сгорания и топливной аппаратуры, серьезно мешающих двигателю. Кстати, количество смол не нормируется Техническим регламентом.

Далее — ряд параметров, которые говорят о составе бензина. Давление насыщенных паров прямо влияет на пусковые свойства и возможность образования паровых пробок. Наличие бензола характеризует экологическую (точнее, канцерогенную) опасность топлива. Количество серы — фактор, определяющий экологическую опасность отработавших газов, их коррозионную активность. Заметим, что этот параметр прямо влияет на ресурс нейтрализатора отработавших газов.

Что еще? Оценили процент содержания в бензине ароматических и олефиновых углеводородов, характеризующих теплотворную способность, качество сгорания и стабильность топлива при хранении. Проверили, какие из кислородосодержащих компонентов (оксигенатов) и в каких количествах содержатся в наших образцах. И нет ли там чего запрещенного, например метанола и разных металлов. Если кислорода много, то растет агрессивность бензина по отношению к уплотнениям, а также резко уменьшается его теплотворная способность. Металлы же лихо убивают свечи и датчики остаточного кислорода.

Чем грозит мотору дешевый 95-й бензин?

Чем опасен метанол?

Метанол — это яд, но ведь бензин не для пития предназначен. Для того чтобы понять, как воспримет мотор «метанольный» бензин, мы провели эксперимент.

На моторном стенде со впрыском топлива прогнали стандартный цикл испытаний — сначала на эталонном бензине, а потом на одном из наспиртованных сверх всякой меры. Стандартный цикл — это когда снимаются показатели мощности, расхода топлива, токсичности отработавших газов в фиксированных (по нагрузке и частоте вращения коленчатого вала) режимах последовательно на обоих испытуемых топливах.

На лукойловском АИ-95 мотор отработал как положено. Эти данные взяли за эталон. Залили подозрительный бензин — и начались чудеса.

Мотор явно колбасило в режимах минимальных оборотов холостого хода и малых нагрузок, да и при полном дросселе мощности явно недобрали! На лукойловском бензине мы получили около 126 Н·м крутящего момента, а при переходе на проверяемый — менее 118 Н·м. При этом расход топлива увеличился на 5–7%.

Здесь поработали смолы. Кроме того, мотор был перегрет медленно горящим бензином — и поршень догнал зависший клапан. Ремонт обойдется в сумму, сопоставимую с ценой машины на вторичном рынке.Здесь поработали смолы. Кроме того, мотор был перегрет медленно горящим бензином — и поршень догнал зависший клапан. Ремонт обойдется в сумму, сопоставимую с ценой машины на вторичном рынке.

Содержание остаточных углеводородов СН в отработавших газах резко выросло — а ведь на выпуске стоял каталитический нейтрализатор! Система диагностики показала: чудит лямбда-зонд, при этом смесь то обогащается, то, наоборот, беднеет, и это в стационарном режиме работы двигателя. Дело в том самом избыточном связанном кислороде, содержание которого практически в три раза выше предельно допустимого. Лямбда-зонд ловит этот лишний кислород на выпуске и соображает: бензина в составе смеси якобы мало! Дается корректировка на увеличение подачи, летит лишнее топливо, сгореть оно полностью не успевает — вот лишние CH и вылезают. Количество кислорода в выпускной трубе уменьшается — и следует корректировка на уменьшение цикловой подачи. Поэтому мотор и работает неустойчиво.

Нейтрализатор — штука тонкая: эффективно давит токсичность только в узком диапазоне состава смеси, называемом стехиометрическим. А в других условиях он становится бесполезной банкой, лишь увеличивающей газодинамическое сопро- тивление выпуска. Не зря же установлено ограничение по кислороду.

Причина потери мощности тоже ясна. Теплотворная способность метанола в два с лишним раза меньше, чем у бензина. А плотность — выше. Поэтому даже более высокая скорость сгорания при таких концентрациях метанола не может компенсировать снижения теплотворности.

Но и это не всё! То, что не сгорает в цилиндре, летит в нейтрализатор и убивает его. Догорая в «банке» и оплавляя соты активной зоны.

Вероятность выигрыша

Итак, что мы в итоге сэкономили и чем при этом рискуем? Займемся простой арифметикой. Допустим, у нас относительно новый Volkswagen Passat с двигателем 1.8Т — скажем, 2013 года выпуска. Средний расход топлива в смешанном цикле — около 10 л/100 км.

Если вместо дорого- го, но брендового АИ-95 по 38 рублей будем устойчиво лить нечто по 33 рубля, то за 10 000 километров пробега сэкономим на топливе целых 5000 рублей! Почему бы и нет?

Но посмотрим на ситуацию с другой стороны. Если с гарантийной машиной что- то случится, то на сервисе первым делом отберут пробу топлива. И откажут в гарантии при его несоответствии нормам. Беготня по судам малоперспективна — даже если суд и примет решение в вашу пользу, то случится это через год-полтора-два. А машина будет стоять: пока нет судебного решения, трогать ее нельзя — на случай, если потребуются дополнительные экспертизы. И решение в пользу страдальца в таких ситуациях суд выносит нечасто.

Посчитаем расходы на ремонт. Для начала обязательно надо слить остатки бодяги, промыть топливную систему и бак — и сразу расстанемся с 10 000 рублей. Теперь допустим, что ситуация относительно простая — топливо содержало ферроцен. Тогда пострадают только свечи и лямбда-зонд. Их замена у фольксвагеновских дилеров потребует около 16 000 рублей (с запчастями, естественно). А если вы долго ездили на топливе с запредельным содержанием метанола, то придет конец нейтрализатору. За новый придется отдать 145 тысяч. Можно, конечно, выколотить спёкшуюся керамику и оставить пустую «банку»… Но это тоже недешево: надо повесить обманку второго датчика кислорода, так что готовьте 30–40 тысяч.

Будет не менее весело, если смолы бензина подвесят клапаны. Это — «сталинградская битва» в моторе. Ремонт головки с заменой клапанов — минимум 120–130 тысяч. Если клапаны догонят поршни, то и их менять придется — плюс тысяч двести…

А еще метанол может способствовать разложению масла в картере. За счет протечки газов через поршневое уплотнение на тактах сжатия и в начале расширения часть смеси перетекает в картер — это естественный процесс. И вместе со смесью просачивается метанол. Чем старее мотор и чем дольше работал на «метаноловом» бензине, тем страшнее последствия. Не миновать замены блока цилиндров вместе с коленчатым валом либо двигателя целиком.

Ну и как, все еще хочется сэкономить?

Русская рулетка и открытие Америки

На первый взгляд, всё очень хорошо: октановое число у всех бензинов в норме, по содержанию серы, ароматики и бензола — класс 5. Вот он, путь к экономии! Но…

Но на второй взгляд оптимизма поубавилось. У трех бензинов (пробы 2, 4 и 5) нехороший состав: строго запрещенного метанола в них до 15%! Оттого и содержание связанного кислорода в три раза выше нормы. Это практически криминал. Нарушение Технического регламента недопустимо и карается проверяющими органами. Причем эти три бензина, которые куплены на разных АЗС, отстоящих друг от друга чуть ли не на 150 километров, подозрительно похожи по составу. Минимальное содержание ароматических углеводородов обычно характерно для продукции всяких мини-НПЗ, которые изготавливают бензин из газового конденсата. При этом и серы мало, и бензола не очень много. А поскольку у такого бензина низкое октановое число, его доводят до нормы как раз добавкой дешевого и запрещенного метанола.

Незначительные следы метанола мы обнаружили еще в одном бензине. Вообще-то, добавлять при производстве топлива 0,6% метанола бессмысленно — это ничего не даст, кроме возможных претензий контролеров. Скорее всего, налицо следы смешивания свежего бензина с остатками предыдущей партии, которая была родом с того же «метанольного» производства. А потому и здесь лучше не заправляться.

Очередной неприятный момент: у всех «метанольных» бензинов давление насыщенных паров вылезло под самый порог допуска. То есть пускаться-то двигатель будет нор- мально, а вот при потеплении обеспечены паровые пробки в топливной системе. Кстати, наличие метанола приводит также к нестабильности октанового числа при длительном хранении: спирт испаряется, октан падает…

Так что же получается? Неужели авторы открыли Америку и научно доказали превосходство элитных АЗС над прочими? А вот и нет. Потому что самый дешевый бензин из купленных оказался соответствующим нормам Евро‑5 (или класса 5 по ТР ТС). По всем параметрам! Без наличия смол и с хорошим запасом по октановому числу. Чудеса, да и только.

Мы специально взяли еще один образец бензина фирмы «Евро» — на сей раз на другой АЗС этой сети, но результат повторился: бензины оказались практически одинаковыми. Стало быть, можно иметь нормальную прибыль, не задирая цену сверх меры.

Источник: «Автостат»

Откуда дешевый бензин?

Добавка метанола в газоконденсатный бензин — это лишь один из вариантов получения дешевого топлива. Мы отловили его в Северо-Западном регионе. Но в других регионах могут встретиться иные варианты «бодяжения» — в зависимости от доступности сырья, степени внимания контролирующих органов и других факторов.

Где-то практикуют использование прямогонного бензина, получаемого на старинных НПЗ или вообще в полуподпольных «самоварах», и доводят его до кондиций добавлением железосодержащих антидетонаторов, например ферроцена. В других местах используют дешевый монометиланилин (ММА) и ему подобные присадки в непомерных концентрациях (допускается содержание не более 1%). Кстати, избыток того же ММА или других подпольных присадок, как правило, резко увеличивает темп образования загрязнений двигателя.

Байкам о том, что 95‑й бензин — это обычный 80‑й, но с присадками, верить не следует. Серьезные НПЗ «обычный 80‑й» просто не производят.

Правила и исключения

Кто-то возразит: самый дешевый бензин оказался нормальным! На наш взгляд, это то самое исключение, которое лишь подтверждает правило. Ведь из проверенных образцов, купленных на АЗС пяти разных фирм, три явно опасны для мотора, еще один показал потенциальную возможность проблем. И лишь два (фактически один, поскольку оба бензина продаются на заправках одной фирмы) оказались честными. Итого 80% риска! В этой русской рулетке вероятность холостого выстрела мала — почти гарантировано самоубийство. Рискнете?

Под конец забавное наблюдение. Когда отбирали пробы, на АЗС с дешевым бензином в очереди стояли «Жигули», «Гранта», а еще Range Rover и Mercedes-Benz. Экономика должна быть экономной — отдав пять миллионов за машину, люди хотят сэкономить двести рублей на заправке. Будем рады, если изложенный выше расклад приведет «экономных» в чувство.

Фотогалерея

Чем грозит мотору дешевый 95-й бензин?

Октановое число: комментарий специалиста

Как и прежде, прошу зарулевцев, по возможности, задавать конкретные технические вопросы — постараюсь ответить. Примеры таких вопросов с моими комментариями приведены ниже.

А. Шабанов

Вопрос: Существует ли сегодня некий единый стандарт, обязательный для всех торговцев бензином? А то на практике каждый второй торгует топливом, соответствующим каким-то неизвестным никому ТУ!

Ответ: Сейчас одновременно действуют сразу несколько стандартов по бензинам — ГОСТ 2084–77, ГОСТ Р 51105–97, ГОСТ Р 51313–99, ГОСТ Р 51866–2002. Однако с вводом в 2008 году Технического регламента по топливам только его требования оказываются обязательными. А это, в основном, требования по экологии — содержанию бензола, серы, ароматики, олефинов, кислородосодержащих компонентов, запрет содержания металлосодержащих присадок и ограничение по другим классам октаноповышающих компонентов — эфиров, спиртов. По остальным параметрам согласно Приказу Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 08.11.2011 г. №6292 в ДОБРОВОЛЬНОМ порядке НПЗ при составлении своих ТУ на топлива должны следовать требованиям вышеуказанных ГОСТов. То есть при сертификации топлива, производимой на соответствие ТУ, разработанным самим же НПЗ, требования ГОСТ, не вошедшие в ТР, могут учитываться, но… добровольно. Поэтому могут иметь место и бензины АИ-85, АИ-90 и АИ-96, если они сертифицированы согласно соответствующим ТУ. И там ОЧ должно соответствовать указанным в ТУ, а уж как они коррелируют с ГОСТом — это дело добровольное, желательное.

На практике весь контроль идет с формулировкой «на соответствие с требованиями ТР» — то есть сейчас даже ОЧ проверять не обязательно. Его можно официально проверить только после обращения в прокуратуру и по ее предписанию. Тогда можно поставить вопрос о соответствии купленного бензина СТО или ТУ, указанным в его паспорте.

Вопрос: Если изготовить бензин, полностью соответствующий нынешнему Техническому регламенту, то что получим на выходе? Какой класс, какой октан?

Ответ: Экологический класс — не ниже 2-го, с июня 2012 — не ниже 3-го, а октановое число — какое сделаете по своим ТУ: требования по нему в Регламенте сейчас не оговорены. А о взаимоотношениях СТО, ТУ и ГОСТов я уже говорил выше.

Вопрос: Откуда мне знать, какого класса топливо продают мне на конкретной АЗС? Там написано, скажем, А95 — и все. А где с гарантией продадут именно класс 4? 

Ответ: Не А95, а АИ-95-4, если точнее. Именно так называется бензин по новому ГОСТ Р 54283–2010. Последняя цифра в обозначении по этому ГОСТу обозначает принадлежность экологическому классу. На колонке она может быть и не указана, смотрите паспорт!

Вопрос: Чем чревата заправка современного автомобиля бензином, скажем, класса 2? Не поддельным, а просто низкоклассным?

Ответ: Если все остальные параметры бензина в норме, а только по экологии он соответствует классу 2, то последствия будут, в основном, не для машины, а для окружающей среды. Хотя можно ожидать снижения ресурса катализатора из-за повышенного уровня органических отложений и серы.

Вопрос: Откуда вообще берутся плохие бензины? Неужели по дороге с НПЗ стоит злой дядька с ведром мазута?

Ответ: А откуда берется паленая водка? Контрафактные запасные части? От жадности и безответственности людской! Но еще — как наследство веселых 90-х и начала «нулевых», когда все разрушалось и ничего не строилось. Современный бензин требуемого экологического класса можно получить только по современным технологиям и на современных НПЗ, которых в стране раз-два, и обчелся. И только сейчас крупные НПЗ начали активно менять оборудование под угрозой санкций со стороны ТР.

Но это — не самые плохие бензины! Они хоть выпускаются по ТУ, созданных на базе старых ГОСТов, которые в значительной степени были направлены на обеспечение нужных моторных свойств топлив.

А самая бодяга — с южных «самоваров», гонящих грязный прямогонный бензин и доводимый до каких-то рамок жутким количеством присадок. Либо бензин из резервов Министерства обороны, плескающийся в цистернах на военных складах десяток лет и теперь, по мере списания, сбываемый бензиновым «жучкам».

Ловить и давить их надо, но нынешняя система контроля делает все возможное для их процветания! Нельзя же «кошмарить» бизнес, как говорил один очень большой начальник, а вот бизнесу кошмарить нас — это вполне нормально!

Вопрос: Какое октановое число стоит выбирать, если тобой руководит желание перестраховаться от «бодяги»? Или это лотерея?

Ответ: А тут выбирать нечего — что записано у тебя в «букварике» по машине, то и надо использовать. А чтобы хоть как-то перестраховаться от лотереи, старайтесь пользоваться фирменными крупными АЗС проверенных фирм. И пореже их меняйте. Ну а если едете далеко и надолго, лучше не рисковать, а кинуть в багажник канистру нормального топлива. Береженого Бог бережет.

Вопрос: Откуда берутся устойчивые слухи, что 95-й бодяжат сильнее, чем 92-й?

Ответ: На нормальных АЗС серьезных фирм и 92-й, и 95-й — нормальные, заводские. К тому же разница в цене между 92-м и 95-м такая, что особого смысла из одного делать другой нет — ведь присадки тоже денег стоят, и риск к тому же… А на каком-нибудь «Пупкин-Ойл» и 92-й, и 95-й могут оказаться одинаково «хорошими». Так что это — только слухи!

Удачи всем зарулевцам!

Осторожно: свинец!

Тетраэтилсвинец, если вы еще не успели забыть, — это яд, в том числе и для автомобильного каталитического нейтрализатора. В большинстве стран его применение давным-давно запрещено, а с 2003 года этилированный бензин вне закона и в России. За последние пятнадцать лет мы в Авторевю, проводя тесты топлива, повидали многое, но ни разу не выявляли в нем свинец. А сейчас — в двух образцах из шестнадцати! Каждый восьмой... И где, в Москве и Московской области!

Большинство проб мы отобрали на самом популярном редакционном маршруте Москва — Дмит­ровский автополигон. Но, уверен, устрашающие результаты теста касаются не только этого направления.

Меньше небольших частных заправок — меньше обмана. Их дни, к счастью, сочтены — эта АЗС возле Дмитровского полигона уже закрылась

Мы же посетили заправку VP Racing, реализующую спортивное топливо, две мелкие АЗС (KP-Oil и Параллель), три АЗС относительно небольших сетей (ЕКА, Нефтьмагистраль и Трасса) и АЗС шести крупных игроков — это Роснефть, Лукойл, Газпромнефть, ВР, Татнефть и Shell.

Спортивный бензин продают в бочках, но готовы налить и в канистры

Почему нет ТНК? Этот бренд, равно как и российские АЗС ВР, принадлежит Роснефти, а в прошлом году начался ребрендинг: заправки меняют ­сине-оранжевую ливрею ТНК на желтую расцветку Роснефти, а торговая марка ТНК вскоре покинет рынок ­топлива и моторных масел.

В декабре мы попали на период переписывания ценников из-за очередного повышения акцизов на топливо (правда, они увеличивались только с 1 января, и Федеральная антимонопольная служба уже ведет проверки на предмет ценового сговора). Поэтому пусть вас не смущает цена 41 рубль за литр ­АИ-95 — сейчас на большинстве сетевых заправок «девяносто пятый» стоит не меньше 42 рублей.

На всех АЗС, кроме Трассы и «спортивной» заправки VP Racing, мы приобрели бензин АИ-95. На АЗС Shell и ВР вдобавок купили улучшенный «девяносто пятый» Shell V-Power и ВР Ultimate. Нефтяники обычно называют его фирменным, хотя еще 11 лет назад мы выяснили, что это обычное ­топливо, но с дополнительным пакетом моющих присадок. Заодно посмотрим, что изменилось за эти годы.

Поскольку все больше автомобилей оснащаются турбомоторами, для которых чем выше октановое число бензина, тем лучше, мы на АЗС Газпромнефть и Трасса приобрели АИ-98, а на Лукойле и «спортзаправке» VP Racing — АИ-100. Любопытно, что если лукойловский «сотый» (49,2 рубля за литр) лишь на ­рубль-полтора дороже «девяносто восьмого», то бензин на АЗС VP Racing — вдвое! Газпромнефть, кстати, тоже производит «сотый» бензин, но сейчас он предлагается только в Новосибирской области, и в Москву его пока не завозят.

Действующий в России Технический регламент Таможенного союза «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту» предписывает соответствие любого реализуемого бензина экологическому классу К5, что означает выполнение многих требований — вплоть до предельной массовой доли кислорода. Но при этом важнейшая характеристика бензина, октановое число, фактически выведена за скобки: «не менее 80». И только!

Тем приятнее было с помощью одноцилиндрового лабораторного двигателя УИТ-85 с изменяемой степенью сжатия убедиться, что ни одна сетевая АЗС не пользуется такой лазейкой. Истинные значения октанового числа соответствовали товарным названиям бензинов, причем в полной мере это относилось и к АИ-100.

Вердикт одноцилиндрового лабораторного двигателя УИТ-85 с изменяемой степенью сжатия: на сетевых заправках заявленному верить! Даже АИ-100 показывает реальное октановое число 100,0 по исследовательскому методу

Увы, о мелких частных АЗС такого не скажешь. На KP-Oil под видом «девяносто пятого» нам продали «девяносто второй», а на АЗС Параллель — и вовсе АИ-90! И это было не единственное и далеко не самое страшное прегрешение.

#Большойтестбензина 3/3 — VSPerformance на DRIVE2

Дорогие подписчики! Приветствуем Вас от лица коллективов VSPerformance и CityCustoms! Рады наконец-то ознакомить Вас с результатами проведенного нами теста!

Цель испытаний1. Установить влияние топлива различных поставщиков на параметры двигателя (мощность и крутящий момент) и в целом влияние различного топлива на поведение автомобиля.2. Оценить количество сторонних присадок, которые использует производители.3. Наглядно показать разницу, если заливать 95 и 98 бензин в случае заводской программы управления двигателем, которая универсальна для обоих октановых чисел.4. Оценить результат от использования профессиональных топливных присадок и спортивного топлива.

Долив/недолив устанавливался на глаз. Ловить милилитры не считаем актуальным. Об этом чуть подробнее в ходе статьи…

Объекты испытанийДля проведения эксперимента была произведена закупка следующих образцов:

95 бензин

− Роснефть 95 фора (Панфиловский проспект, 6)− Газпром 95 g-drive (проспект Генерала Алексеева)− Нефтьмагистраль 95evo− BP 95 ultimate (4801-й проезд)− Татнефть 95 (Георгиевское шоссе)− ТНК 95 pulsar (дер. Черная грязь)− Shell 95 V-Power (Ленинградское ш., вл. 227)− Лукойл 95 ЭКТО plus (Ленинградское ш., 30-й км)

− Трасса 95premium (Ленинградское ш., 32-й км)

98 бензин− Газпром 98 (проспект Генерала Алексеева)− Трасса 98 (Ленинградское ш., 32-й км)− Shell 98 V-Power (Ленинградское ш., вл. 227)− ТНК 98 (дер. Черная грязь)− Татнефть 98 (Георгиевское шоссе)

− BP 98 ultimate (4801-й проезд)

Спортивное топливо− ТОТЕК АХ100

Выбор марок бензинов обусловлен тем, что именно их стараются использовать владельцы современных автомобилей с двигателями оснащёнными системами непосредственного впрыска и принудительным наддувом воздуха. ТОТЕК АХ100 взят, во-первых, в качестве пробы перед тестом спортивных бензинов, во-вторых, потому что многие предпочитают использовать такие виды топлива в качестве «бензина выходного дня», отсюда и вопрос, есть ли смысл заливать дорогостоящее профессиональное топливо в неподготовленный автомобиль.

Дополнительно, для двух образцов 95го, которые покажут лучший и худший результат, приобретены топливные присадки:− ТОТЕК Пульс (смазывающая присадка для бензиновых двигателей с непосредственным впрыском топлива);− ТОТЕК Пирамид-Б (препарат для очистки топливной системы бензиновых автомобилей);

− ТОТЕК Усилитель моторного топлива (повышает качество топлива, увеличивает полноту сгорания топлива любого качества, снижая количество вредных выбросов).

Выбор присадок обусловлен нашими предварительными тестами и общением с представителями разных компаний, которые предлагают данную продукцию. Отдельное спасибо хочется сказать Михаилу Брыкину, основателю компании ТОТЕК, который лично оказывает нам информационную поддержку. Согласно описанию, действие присадок начинается примерно после 50 км пробега. Не смотря на это, в рамках текущего теста мы сможем оценить «мгновенный» эффект.

Условия испытанийВсе образцы испытывались на автомобиле Skoda Superb 1,8TSi с механической КПП. Подопытный автомобиль оснащен хорошо известным турбированным мотором объемом 1.8 литра, мощностью 160 л.с. Как многие уже догадались, автомобиль не сток. В качестве задела под будущие изменения в тюнинг-ателье VSPerformance была изготовлена гибридная турбина на основе стоковой, удалены катализаторы и немного поправлена прошивка блока управления под эти изменения. Величина наддува была увеличена на 0,1 бара, и изменена его полка (около 0,7 во всём диапазоне). Никаких изменений в части оптимизации работы под конкретное октановое число заливаемого топлива не проводилось.Замеры проводили на полноприводном динамометрическом стенде SuperFlow в максимально одинаковых условиях. Для всех тестов выставлялись одинаковые параметры обдува и вытяжки, машина со стенда не снималась.

Октановое число измерялось прибором ОКТИС-2. Мы уже работали с ним и знаем его принцип действия. Прибор не относится к классу профессионального испытательного оборудования, и, не смотря на то, что он при расчёте показаний оперирует косвенными данными, считаем, что чем ближе показания ОКТИСа к заявленным АЗС, тем лучше сохранена технология приготовления, доставки и хранения топлива в общем случае.

Методика испытанийДля закупленных образцов проводится замер октанового числа.

После этого следует основная часть – замеры на мощностном стенде.Для отработки методики было проведено большое количество пробных замеров.

После установки автомобиля на стенд отключается подающий бензонасос, машина на холостом ходу дорабатывает остатки предыдущего топлива в подающих трубках и в рейке. Этот шаг нужен для того, чтобы не смешивать бензины.Затем открывается бензобак и с помощью стороннего насоса откачивается всё старое топливо и заливается новое.

После этого сбрасываются все адаптации двигателя, машина в течение минуты держится на нагрузке при скорости 100 км/ч.

После прогрева проводится три замера, третий принимается за результат. На этапе отработки методики мы выяснили, что именно на третьем тесте блок управления уже полностью адаптируется под новое топливо, и дальнейшие замеры дают разницу в десятые доли лошадей (даже если машина приезжает на следующий день).Все полученные результаты фиксировались в протоколе испытаний, в том числе, все отклонения и нештатные ситуации.

В два образца 95-го бензина, которые показали лучший и худший результат мы залили комплекс топливных присадок, после этого повторили все измерения (октановое число и замер на стенде).

Результаты испытанийРезультаты проведенных замеров приводим в виде таблицы.

Для желающих копнуть глубже прилагаем графики всех замеров в psd-формате. В нем удобнее всего будет сравнить результаты того или иного образца. Ссылка на графики.

Анализ результатовИз представленных графиков видно, что при использовании небольших значений наддува, что актуально для стоковых автомобилей и лёгких прошивок, использование 98 бензина не приносит большого прироста в верхнем диапазоне оборотов. В режиме использования максимальной мощности (гонки, трек дни) такую разницу заметить можно только точными приборами, например рейслоджиком. Но в режиме повседневной езды мы увидим хороший и более ранний прирост крутящего момента. Естественно, с ростом температуры на улице, разрыв между 98ым и 95ым будет расти.

Выделять лидера мы не стали, пусть каждый сделает свой выбор. Мы можем рассказать о выбивающихся из общего ряда случаях и о том, почему для одного автомобиля один бензин может подходить лучше, чем другой.

О бензинах в принципеИзвестно, что одним из ключевых факторов правильного сгорания топлива, является его правильная смесь с окислителем (воздухом в нашем случае). Этот показатель могут называть лямбдой, AFR, стехиометрией и просто смесью. В любом случае, речь идёт о массовых показателях, а блок управления двигателем оперирует объёмными, хоть и приведёнными к массовым с помощью формул. Пример – форсунка открывается на определённое время, при известном давлении в рейке. Из данных показаний с уверенностью можно говорить только о объёме, и то, приближённо. Масса прошедшего топлива только высчитывается. (Примерно так же дела обстоят и с прошедшим воздухом, даже если используется MAF.) Для расчёта масс, необходимо знать плотность бензина, а она в немалой степени зависит от состава топлива, так как бензин это довольно сложная смесь компонентов, и Российские ГОСТ и ТУ разных производителей допускают большие разбеги в составе.

Второй важный момент – в зависимости от состава, меняется и сама стехиометрия топлива. Например, у спирта она примерно 7к1, у товарных бензинов считается 14к1, при смеси товарных бензинов со спиртами (американские Е85 и подобные) необходимо стремится к намного более богатой смеси. Но и в товарных бензинах допущено достаточное количество компонентов, влияющих на требуемую смесь. Блок управления двигателем при этом оперирует некими усреднёнными значениями. В итоге одни составы больше подходят к конкретной конфигурации и программе.

О спортивном топливе и присадкахК выше озвученному остаётся добавить то, что в случае применения спортивного топлива, дополнительно, изменяется скорость горения. При этом блоку управления требуется выставлять более ранний угол зажигания, чтобы получить максимальное давление в цилиндре в правильное время. Чаще всего, такие углы лежат за пределами алгоритмов и калибровок стоковых блоков управления двигателем и массовых прошивок. Как итог — не ждите уверенного прироста от простого залития спортивного топлива в бак без предварительной индивидуальной настройки.Полученные результаты можно считать отличным вступлением к готовящемуся тесту спортивного топлива, где мы более подробно изучим данную тематику.Что касается автомобильных присадок, то, как мы указали ранее, полноценный результат можно достичь при более длительном их использовании. Из «мгновенных» эффектов мы зафиксировали повышение октанового числа и, в целом, изменение поведения автомобиля. То есть присадки оказывают значительное влияние на бензин, и можно сделать промежуточный вывод, что они в состоянии превратить низкокачественное топливо в хороший продукт для применения без угрозы техническому состоянию автомобиля.

В дальнейшем мы проведем тест топливных присадок при длительном их использовании. Перечень факторов, на которые они оказывают влияние, достаточно широк (от расхода до количества вредных выбросов). Все это требует отдельного внимания!

О провалахПервый неудачный результат у BP 95 ultimate. Машина на нём стала просто перегреваться, вплотную приблизившись к критичному состоянию. Результат вы видите, остаётся добавить, что ходят слухи о сожженных катализаторах именно 95м BP и то, что эта сеть куплена Роснефтью, однако некоторое время имеет право использовать бренд BP. Для этого топлива мы сделали дополнительный замер с увеличенным обдувом, ситуация исправилась. Но взять его как итоговый, мы конечно не можем. При всём этом BP 98 ultimate показал себя отлично.Следующим нас огорчил 95 от Татнефть. Проблема одинаковая с BP 95 ultimate, только менее выраженная. Так же присутствовал резкий неизвестный запах, как, впрочем, и у его собрата, 98 Татнефть.Лукойл 95 ЭКТОplus – самые слабые показатели по мощности и моменту, без претензий к перегреву или запаху. При этом резко выделялся цветом. Так выглядели бензины в 90х или 80х.

Нефтьмагистраль 95 EVO – резко выраженный недолив. Возможно это проблема конкретной колонки, или её модели. На всех АЗС мы просили залить ровно 10 литров.

ЭпилогВот такой вот получился прозрачный тест. Все результаты перед Вами, анализируйте, друзья. Делитесь с нами своими выводами. Будем рады выслушать критику, дельные советы и рекомендации, так как в будущем планируем провести не один такой тест. В частности, необходимо будет повторить текущий замер через некоторое время с целью выявления повторяемости общего результата.

Отдельное спасибо хочется сказать нашему подопытному автомобилю Skoda Superb от компании VSPerformance, который вполне спокойно пережил на стенде более 60 замеров подряд и «проехал» порядка 100 километров в не самых лёгких режимах.

Больше фото смотрим тут

Чтобы окунуться в атмосферу того дня предлагаем посмотреть небольшое видео ;)

Всем хорошего дня, с уважением коллективы VSPerformance и CityCustoms!


Смотрите также