7(495)968-26-38
Проектируемый проезд №4062,
дом 6

Весь спектр услуг
по техническому осмотру
Наполнение
вторая строка
Ред. блок
Тестовое наполнение
 
 
  •  
  •  
  •  
  •  

Транспортные аварии катастрофы


Транспортные аварии и катастрофы. Причины и меры по их предупреждению

транспортный безопасность чрезвычайный вредный

Авария - это повреждение машины, станка, оборудования, здания, сооружения. Производственная авария - это внезапная остановка работы или нарушение установленного процесса производства на промышленных предприятиях, транспорте и др. ОЭ, которые приводят к повреждению или уничтожению материальных ценностей, поражению или гибели людей.

Катастрофа - это крупная авария с большими человеческими жертвами, т.е. событие с весьма трагическими последствиями.

Главный критерий в различии аварий и катастроф заключается в тяжести последствий и наличии человеческих жертв. Как правило, следствием крупных аварий и катастроф являются пожары и взрывы, в результате которых разрушаются производственные и жилые здания, повреждаются техника и оборудование. В ряде случаев они вызывают загазованность атмосферы, разлив нефтепродуктов, а также агрессивных жидкостей и АХОВ. Причинами производственных аварий и катастроф могут быть стихийные бедствия, дефекты, допущенные при проектировании или строительстве сооружений и монтаже технических систем, нарушения технологии производства, правил эксплуатации транспорта, оборудования, машин, механизмов. Наиболее распространенными причинами аварий и катастроф на ОЭ являются нарушения технологического процесса производства и правил ТБ.

Аварии на автомобильном транспорте (ДТП). Причины дорожно-транспортных происшествий могут быть самые различные. Это, прежде всего, нарушение правил дорожного движения, техническая неисправность автотранспорта, превышение скорости движения, недостаточная подготовка лиц, управляющих транспортом, слабая их реакция и др. Нередко причиной аварий и катастроф становится менеджмент автотранспортом лицами в нетрезвом состоянии. К серьезным дорожно-транспортным происшествиям приводят невыполнение правил перевозки опасных грузов и несоблюдение при этом необходимых требований безопасности.

Всем памятен случай, который произошел в 1994 г. в Москве на Дмитровском шоссе, когда бензовоз врезался в стоящий троллейбус. Бензин разлился по мостовой, вспыхнуло пламя. Ужас охватил людей. Многие выскакивали из троллейбуса и бежали как горящие факелы. Другие сгорали в этом месте же на месте. Погибли пассажиры, ни в чем не повинные люди. А всему виной халатность, пренебрежение элементарными правилами.

Другой причиной дорожных аварий является неудовлетворительное состояние дорог. Иногда на проезжей части можно видеть открытые люки, неогороженные и неосвещенные участки ремонтных работ, отсутствие предупреждающих об опасности знаков. Все это в совокупности приводит к огромным потерям.

Только в Москве на дорогах ежегодно погибают до 80 детей, это три полных класса. Травмы получают 1000 - целая учебное заведение. В России за год под колесами машин и в дорожных авариях погибают до 40 тыс. человек. Это почти в три раза больше, чем за девять лет войны в Афганистане.

По сведениям Всемирной организации здравоохранения, в результате дорожно-транспортных происшествий в Западной Европе ежегодно погибают приблизительно 100 тыс. человек и более 200 тыс. получают серьезные травмы.

При автокатастрофе главное - своевременно оказать первую медицинскую помощь пострадавшим. И должно быть это произведено не позднее 20-30 мин. Иначе будет уже поздно.

Что делать? Каждый шофер проходящей машины, каждый пешеход обязаны немедленно принять все возможные меры по спасению людей, оказанию им самой первой медицинской помощи, особенно остановки кровотечений. К месту происшествия вызываются работники ГИБДД (ГАИ), скорая медицинская техническая помощь. Место катастрофы ограждается предупредительными знаками.

Пострадавшие после оказания им первой медицинской помощи доставляются в ближайшие лечебные учреждения.

Для ликвидации последствий аварий с автотранспортом, перевозящим химически опасные, взрывчатые, ядовитые, радиоактивные вещества, привлекаются специализированные невоенизированные формирования ГО, силы противопожарной службы.

Аварии на железнодорожном транспорте. Основными причинами аварий и катастроф являются неисправности путей подвижного состава, средств сигнализации и блокировки, ошибки диспетчеров, невнимательность и халатность машинистов.

Чаще всего происходит сход подвижного состава с рельсов, столкновения, наезды на препятствия на переездах, пожары и взрывы непосредственно в вагонах. Не исключаются размывы железнодорожных путей, обвалы, оползни, наводнения. При перевозке опасных грузов, таких как газы, легковоспламеняющиеся, взрывоопасные, едкие, ядовитые и радиоактивные вещества, происходят взрывы, пожары цистерн и других вагонов.

Ликвидировать такие аварии довольно сложно.

Вспомним Арзамас. В июне 1988 г. в 300 м от вокзала взорвались три вагона с промышленной взрывчаткой. Уничтожены: локомотив, 11 вагонов, 250 м ж.-д. путей, разрушены вокзал и 185 близлежащих зданий. После взрыва образовалась воронка глубиной 26 м, диаметром 53 м.

Ровно через год в июне в Башкортостане произошла страшная железнодорожная катастрофа. Разрушено 350 м пути. Взрывная волна сбросила с полотна 11 вагонов, 7 из которых полностью сгорели.

В октябре 1988 г. на станции Свердловск-Сортировочная при выполнении маневровых работ произошел взрыв двух вагонов с опасными грузами. В результате взрыва погибло 4 человека, 87 госпитализировано, более 600 семей остались без крова.

К сожалению, количество аварий на железнодорожном транспорте не сокращается. Ежегодно погибает до 3 тыс. человек, уничтожается имущество, страна несет огромные ущерб.

Аварии на авиационном транспорте. При авиационных авариях происходит разрушение самолета различной степени, при катастрофах имеются человеческие жертвы. А происходит их довольно много. Так, в 1994 г. в результате почти 20 авиакатастроф в Росси погибло приблизительно 400 человек.

К тяжелым последствиям приводят разрушения отдельных конструкций самолета, отказ двигателей, нарушение работы систем менеджмента, электропитания, связи, пилотирования, недостаток топлива, перебои в жизнеобеспечении экипажа и пассажиров. На сегодня, пожалуй, наиболее опасной и часто встречающейся трагедией на борту самолета являются пожар и взрыв.

Спасательные и аварийные работы можно разделить на два вида: первые - проводимые членами экипажа, вторые - организуемые наземными службами. Экипажу для принятия мер, как правило, не хватает времени. Все происходит крайне быстротечно. Экипаж подает сигнал бедствия и приземляется в ближайшем аэропорту. Перед самой посадкой открываются все входные двери и люки, освобождаются проходы к ним. Как только самолет остановился, организуется немедленная эвакуация людей на безопасное расстояние.

Пострадавшим немедленно оказывается первая медицинская помощь. Всеми работами руководит командир корабля. Его распоряжения обязательны как для экипажа, так и для всех пассажиров.

Аварии на водном транспорте. Большинство крупных аварий и катастроф на судах происходят под воздействием ураганов, штормов, туманов, льдов, а также по вине людей: капитанов, лоцманов и членов экипажа. Многие аварии происходят из-за промахов и ошибок при проектировании и строительстве судов. Половина из них является следствием неумелой эксплуатации. Например, часты столкновения и опрокидывание судов, посадка на мель, взрывы и пожары на борту, неправильное расположение грузов и плохое их крепление.

К работе по ликвидации последствий аварий, катастроф и спасению утопающих привлекаются все члены экипажа, при необходимости капитан может обратиться и к другим лицам, находящимся на судне. Общее руководство всеми работами осуществляет капитан, как начальник ГО. Основные задачи: спасение людей, терпящих бедствие, борьба за живучесть корабля, ликвидация пожара, пробоин.

Транспортные аварии и катастрофы

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Донецкий Национальный университет

Факультет математики и информационных технологий

Курс «Гражданская оборона»

РЕФЕРАТ

на тему: «Транспортные аварии и катастрофы»

Выполнила: Мартынова Анастасия Валериевна

Проверила: Самсонова Александра Александровна

2014

Содержание

Введение

Раздел 1. Транспортные аварии и катастрофы, понятия и сущность

Раздел 2. Особенности транспортных аварий и катастроф

2.1 Аварии на автомобильном транспорте (ДТП)

2.2 Железнодорожный транспорт

2.3 Водный транспорт

2.4 Аварии на авиационном транспорте

2.5 Сводки ДТП

Заключение

Литература

Введение

Днем и ночью в ж/д поездах, автомобилях и автобусах, на морских и речных судах, на самолетах едут, плывут, летят по стране люди, едут на заводы и стройки, в учебные заведения, на курорты и в туристические лагеря. В наше время трудно найти человека, которые не пользуются услугами различных видов транспорта.

Однако развитие транспортной системы, повышение ее роли в обществе сопровождается негативными факторами, среди которых наиболее отрицательным является высокий уровень аварийности транспортных средств и ДТП. Любое транспортное средство - источник повышенной опасности. Это связано с возможными ДТП, крушениями и авариями пассажирских поездов, воздушных и морских судов, травмами при посадке в транспортное средство и в процессе его движения.

Современный транспорт - зона повышенной опасности. Особенностью его является большая насыщенность энергетикой. Наиболее электроемкими видами транспортных средств автобус, троллейбус, трамвай, метрополитен.

Городской транспорт наиболее многочисленный и наиболее аварийный. Самым опасным признан автотранспорт. Так, На 1 миллиард пассажиро-километров на железнодорожный транспорт приходится 2 погибших, на воздушный - 6, на автомобильный - 20 человек.

Жертвами аварий становятся водители, пассажиры и пешеходы. По статистике, на месте происшествия погибает 65% людей, причем 2/3 погибает внутри транспортных средств.

В настоящее время любой вид транспорта представляет потенциальную угрозу здоровью и жизни человека. Технический прогресс одновременно с комфортом и скоростью передвижения принес и значительную степень угрозы.

Раздел 1. Транспортные аварии и катастрофы, понятия и сущность

Авария - это повреждение машины, станка, оборудования, здания, сооружения. Производственная авария - это внезапная остановка работы или нарушение установленного процесса производства на промышленных предприятиях, транспорте и др. ОЭ, которые приводят к повреждению или уничтожению материальных ценностей, поражению или гибели людей.

Катастрофа - это крупная авария с большими человеческими жертвами, т.е. событие с весьма трагическими последствиями.

Главный критерий в различии аварий и катастроф заключается в тяжести последствий и наличии человеческих жертв. Как правило, следствием крупных аварий и катастроф являются пожары и взрывы, в результате которых разрушаются производственные и жилые здания, повреждаются техника и оборудование. В ряде случаев они вызывают загазованность атмосферы, разлив нефтепродуктов, а также агрессивных жидкостей и АХОВ. Причинами производственных аварий и катастроф могут быть стихийные бедствия, дефекты, допущенные при проектировании или строительстве сооружений и монтаже технических систем, нарушения технологии производства, правил эксплуатации транспорта, оборудования, машин, механизмов. Наиболее распространенными причинами аварий и катастроф на ОЭ являются нарушения технологического процесса производства и правил ТБ.[4]

В целом транспортно-дорожная безопасность человека как пассажира и пешехода обеспечивается высоким уровнем профессиональной подготовки водителей (машинистов, пилотов), конструктивными свойствами транспортных средств, составляющими их техническую безопасность, а также строгим и неукоснительным выполнением пассажирами, пешеходами правил пользования различными видами транспорта и правил дорожного движения. Вместе с тем участники транспортного потока в силу неправильных действий либо поведения могут создавать опасные дорожно-транспортные ситуации как на самом транспортном средстве, так и вне его. При этом под участниками транспортного потока понимаются лица, принимающие непосредственное участие в процессе движения как водитель (машинист, пилот и т.п.), пассажир транспортного средства, пешеход.

Не все опасные ситуации разрешаются благополучно, значительная их часть заканчивается транспортными авариями. Транспортная авария - это происшествие, повлекшее за собой гибель или телесное повреждение людей либо повреждения транспортных средств сооружений и грузов.

Лучший способ повысить личную транспортно-дорожную безопасность - это не создавать аварийные ситуации, а в случае их возникновения (не зависимо в следствие чего они возникли) успешно им противодействовать.

Все чрезвычайные ситуации можно классифицировать по трем основным принципам - масштабу распространения, темпу развития и природе происхождения.

ЧС мирного времени можно разделить на 5 групп; ситуация на транспортных коммуникациях относятся к 3 группе ЧС:

* Авиационные катастрофы;

* Столкновение и сход с рельсов ж/д составов (поездов в метрополитене);

Аварии на водных коммуникациях, повлекшие значительное количество человеческих жертв или вызвавшее загрязнение акватории портов, прибрежных территорий, внутренних водоемов нефтепродуктами или сильнодействующими ядовитыми веществами.

Итак, аварии на транспорте (ж/д, автомобильном, воздушном, водном, метро) относятся к ЧС техногенного характера.[3]

авария катастрофа транспорт безопасность

Раздел 2. Особенности транспортных аварий и катастроф

2.1 Аварии на автомобильном транспорте (ДТП)

«Дорожно - транспортное происшествие» - событие, произошедшее при движении транспортного средства, в результате которого погибли или получили ранения люди либо нанесён материальный ущерб.

Одним из самых распространённых ДТП является наезд транспортных средств на пешеходов. В среднем эти происшествия составляют 35-40 %, и в отдельных городах и населённых пунктах - до 80 % от их общего числа. Большинство таких происшествий - 70 %- совершается по вине самих пешеходов. Так, только в странах Европы ежегодно гибнет около 130 тысяч человек и около 2,4 миллиона получает телесные повреждения.

В Украине каждые 15 минут совершается ДТП, при этом каждые 1,5 часа гибнет человек, ежесуточно под колесами автотранспорта теряет жизнь ребенок в возрасте до 16 лет.[2]

В единой транспортной системе важное место занимает городской транспорт. Он представлен различными видами транспортных средств, осуществляющих перевозку пассажиров и грузов. Это - автобусы, трамваи троллейбусы, такси, грузовые и личные автомобили , а также метрополитен.

Интенсивность транспортных потоков, низкая квалификация водителей, недисциплинированность участников дорожного движения и другие обстоятельства являются причиной огромного количества аварий (в основном автодорожных), многие из которых заканчиваются трагически. Основными видами аварий городского транспорта являются: опрокидывания, столкновения транспортных средств, наезды на пешеходов, животных и неподвижные препятствия. В настоящее время автомобильный транспорт стал наиболее опасен. Его жертвами становятся водители, пассажиры и пешеходы. По нашим дорогам сплошным потоком едут (и с большой скоростью) легковые и грузовые автомобили, автобусы, мотоциклы… всегда есть опасность того, что эти «самодвижущиеся повозки» (так называли когда-то первые автомобили) столкнутся друг с другом и т.д.

Транспортные происшествия подразделяются на аварии, аварийные происшествия, брак в работе. Некоторые антропогенные катастрофы имеют лишь локальное значение и не сопровождаются сколько-нибудь существенными экологическими последствиями речь идет о столкновении поездов и автобусов, кораблекрушениях, авиакатастрофах, взрывах ракет, несущих космические корабли. Эти катастрофы приводят иногда к гибели десятков, сотен и даже тысяч людей, ущерб от них иногда оценивается огромными суммами, но явных сдвигов в экосистемах они не вызывают. Примерно 75% всех ДТП происходят из-за нарушения водителями правил дорожного движения. Причем треть ДТП - следствие плохой подготовки водителей. Наиболее опасным видом нарушений по-прежнему остается превышение скорости, выезд на полосу встречного движения, управления автомобилем в нетрезвом состоянии. Особенность ДТП состоит в том, что 80% раненых погибает в первые три часа. Кровопотеря в течении первого часа бывает столь велика и сильна, что даже блестяще проведенная операция оказывается бесполезной. Здесь очень важна первая доврачебная помощь. Однако уровень медподготовки работников ГИБДД низок, подготовка населения и водителей также недостаточна. Автоаптечки, которые должны быть в каждой машине, без которых не проходят техосмотр, часто не укомплектованы.

Несмотря на принимаемые меры, не уменьшается количество аварий, катастроф на воздушном транспорте. К тяжелым последствиям приводят отказ двигателей, нарушение работы системы управления, электропитания, связи, пилотирования, недостаток топлива, перебой в жизнеобеспечения экипажа и пассажиров. Обеспечение безопасности полетов является основной проблемой с момента возникновения авиации. В отличие от других транспортных средств отказ летательного аппарата практически неизбежно приводит к катастрофическому исходу. В среднем в мире каждый год происходит 60 авиакатастроф, в 35 из которых гибнут все пассажиры и экипаж. Однако сравнительный риск полетов свидетельствует о другом: ежегодно в мире на дорогах гибнет около 300 тысяч человек, в то время как в авиакатастрофах - менее 2 тысяч человек. Риск попасть под машину в 10-15 раз выше риска погибнуть в авиакатастрофе. Аварии на воздушном транспорте подразделяются на катастрофы, поломки предпосылки авиационного происшествия (инциденты), ЧП, повреждения воздушного судна (на земле). Авиационные катастрофы в большинстве связаны с ошибками в работе пилотов или диспетчеров, они носят антропогенный характер. Правда, есть и другие аварийные ситуации: дефекты в конструкциях, недостаточная прочность отдельных деталей самолетов или их узлов и т.п.[3]

2.2 Железнодорожный транспорт

Этот вид транспорта существенно проигрывает авиационному - в удобстве и гибкости обслуживания пассажиров. Однако в пригородных перевозках, в обеспечении связи больших городов с городами - спутниками ж/д транспорт не имеет себе равных.

Пассажир, воспользовавшись услугами ж/д транспорта, находится в зоне повышенной опасности. Это связано с возможными крушениями и авариями пассажирских поездов, травмами при посадке и движении поезда, нарушениями пожарной безопасности. Постоянную опасность представляет система электроснабжения. Особенно опасно, если в результате аварии провода линии электропередач оказываются внизу: может произойти поражение не только от непосредственного контакта , но и от шагового напряжения. Кроме того по железной дороге перевозятся опасные грузы - от топлива и нефтепродуктов до радиоактивных отходов. Поэтому опасность может возникнуть не только от непосредственной аварии поезда, но и от попадания его в опасную зону, образовавшуюся вследствие аварии на других объектах, расположенных вблизи ж/д пути. Опасными зонами на ж/д транспорте являются: ж/д пути и переходы, вокзалы, посадочные платформы и собственно вагон. Нужно заметить, что ж/д транспорт в 10 раз менее опасен для жизни, чем столь любимый многими автомобиль.[8]

Крушения поездов на железных дорогах чаще всего обусловлены следующими причинами:

1. Нарушениями при переводе стрелок, неисправными тормозами, засыпание машиниста локомотива, ошибочным восприятием им сигналов, несогласованностью действий с руководителями маневровых работ.

2. Неудовлетворительным состоянием путей, взломом рельсов, нарушением технологии ремонта путей.

3. Взрывами в поездах или цистернах.

4. Взрывами рядом с поездом.

5. Пожарами в поезде.

6. Столкновение поезда на переезде с автотранспортной техникой.

Вспомним Арзамас. В июне 1988 г. в 300 м от вокзала взорвались три вагона с промышленной взрывчаткой. Уничтожены: локомотив, 11 вагонов, 250 м ж.-д. путей, разрушены вокзал и 185 близлежащих зданий. После взрыва образовалась воронка глубиной 26 м, диаметром 53 м.

Ровно через год в июне в Башкортостане произошла страшная железнодорожная катастрофа. Разрушено 350 м пути. Взрывная волна сбросила с полотна 11 вагонов, 7 из которых полностью сгорели.

При перевозке опасных грузов таких, как газы, легковоспламеняющиеся, взрывоопасные, ядовитые и радиоактивные вещества, возможны взрывы и пожары. Ликвидировать такие аварии очень сложно. [7]

Сегодня любой вид транспорта представляет потенциальную опасность. Технический прогресс одновременно с комфортом и скоростью передвижения принес значительную степень тревоги. Казалось бы, в метро все предусмотрено, автоматизировано, и катастрофы исключены, но это не так.

2.3 Водный транспорт

Катастрофы на море - самый древний вид аварии общественного транспорта. Как утверждают знатоки, дно наиболее «оживленных» морей буквально устлано останками кораблей, потерпевших крушения за многие века. Катастрофы на воде происходят как по вине ураганов, штормов, льдов, так и из-за ошибок кораблестроителей, капитанов, лоцманов и членов экипажа. Много аварий происходит из-за ошибок при проектировании и строительства судов. Половина из них является следствием неумелой эксплуатации. Например, часты столкновения и опрокидывания судов, посадка на мель, взрывы и пожары на борту, неправильное расположение грузов и плохое их крепление.

К работам по ликвидации последствий аварии, катастроф и спасению утопающих привлекаются все члены экипажа. При необходимости капитан может обратиться и к другим лицам, находящимся на судне. Он руководит всеми работами. К работам по спасению судна привлекаются специальные суда-спасатели, буксиру, пожарные катера, экипажа других плавсредств, специальные подразделения аварийно-спасательных, судоподъемных и подъемно-технических работ.

Из-за невозможности покинуть судно люди попадают в чрезвычайно сложную обстановку, когда их шансы на спасение минимальны.

Риск для жизни человека при пользовании услугами морского транспорта существенно выше, чем на авиационном и ж/д транспорте, но ниже, чем на автомобильном.[8]

2.4 Аварии на авиационном транспорте

При авиационных авариях происходит разрушение самолета различной степени, при катастрофах имеются человеческие жертвы. А происходит их довольно много. Так, в 1994 г. в результате почти 20 авиакатастроф в Росси погибло приблизительно 400 человек.

К тяжелым последствиям приводят разрушения отдельных конструкций самолета, отказ двигателей, нарушение работы систем менеджмента, электропитания, связи, пилотирования, недостаток топлива, перебои в жизнеобеспечении экипажа и пассажиров. На сегодня, пожалуй, наиболее опасной и часто встречающейся трагедией на борту самолета являются пожар и взрыв.

Спасательные и аварийные работы можно разделить на два вида: первые - проводимые членами экипажа, вторые - организуемые наземными службами. Экипажу для принятия мер, как правило, не хватает времени. Все происходит крайне быстротечно. Экипаж подает сигнал бедствия и приземляется в ближайшем аэропорту. Перед самой посадкой открываются все входные двери и люки, освобождаются проходы к ним. Как только самолет остановился, организуется немедленная эвакуация людей на безопасное расстояние.

Пострадавшим немедленно оказывается первая медицинская помощь. Всеми работами руководит командир корабля. Его распоряжения обязательны как для экипажа, так и для всех пассажиров.[8]

2.5 Сводки ДТП

1. ДАТА: 09 марта 2000

ВРЕМЯ: 08:45

МЕСТО: Москва, аэропорт Шереметьево, Россия

КОМПАНИЯ: Vologodskiye Airlines (чатрер)

РЕЙС:

МАРШРУТ: Москва - Киев

ТИП: Yakovlev 40

РЕГ+СЕР: RA-88170 + 9620847

ПОГИБШИХ: (9)9+0

ПОДРОБНОСТИ: На взлете самолет набрал высоту 150 фт, потерял управление и упал. Причиной послужило наличие льда на крыльях, помимо этого экипаж выпустил закрылки на 10 градусов вместо необходимых 20, ротация проведена на скорости ниже допустимой. Все это привело к срыву потока, помпажу двигателей, потере скорости и сваливанию на левое крыло. В авиакатастрофе погиб журналист Артем Боровик.

2. ДАТА: 31 января 2000

ВРЕМЯ: 16:21

МЕСТО: в море у Пойнт Мигу, Калифорния, США

КОМПАНИЯ: Alaska Airlines

РЕЙС: 261

МАРШРУТ: Пуерто Вальярта - Сан Франциско - Сиэттл

ТИП: McDonnell Douglas MD-83

РЕГ+СЕР: N963AS + 53077/1995

ПОГИБШИХ: (88)88+0

ПОДРОБНОСТИ: Самолет упал в Тихий океан к югу от Пойнт Мигу. Радиопереговоры показывают, что последние 11 минут перед падением пилоты пытались справиться с заклинившим стабилизатором. Экипаж пробовал направиться в Лос Анджелес для аварийной посадки. При снижении контроль был потерян; очевидцы сообщили, что самолет вошел в штопор и в перевернутом виде по спирали упал в море.[2]

3. ДАТА: 25 июля 2000

ВРЕМЯ: 16:44

МЕСТО: Гонесс, ок. Парижа, Франция

КОМПАНИЯ: Air France

РЕЙС: 4590

МАРШРУТ: Париж - Нью-Йорк

ТИП: Aerospatiale BAe Concorde 101

РЕГ+СЕР: F-BTSC + 203

ПОГИБШИХ: (109)109+5

ПОДРОБНОСТИ: Вскоре после взлета из аэропорта им. Шарля де Голля (Париж) самолет, выполнявший чартерный рейс, загорелся. Экипаж пытался сделать круг и зайти на посадку в Ле Бурже, но не смог набрать высоту, а затем потерял скорость и свалился на левое крыло. Машина упала на небольшой отель в пригороде Парижа. Предварительное расследование показало, что при разбеге шасси самолета задело небольшую металлическую деталь, потерянную взлетавшим за несколько минут до этого DC-10. Лопнувшая шина повредила топливный бак, образовалась течь топлива, которая вызвала пожар. При этом отключились двигатели #1 и #2, что привело к потере управления. Первая катастрофа Конкорда.[1]

Заключение

Современный транспорт - зона повышенной опасности. Особенностью его является большая насыщенность энергетикой. Наиболее электроемкими видами транспортных средств автобус, троллейбус, трамвай, метрополитен.

За последнее время (по сравнению с предыдущим годом) количество аварий техногенного характера увеличилось на 28%. Растёт и количество техники, но количество аварий увеличивается несравнимо с ростом количества техники. Это стремление по сравнению с предыдущими годами увеличилось даже не на 28%, а гораздо больше.

Остается низкой безопасность транспортной деятельности, в первую очередь на автомобильном и воздушном видах транспорта. В дорожно-транспортных катастрофах ежегодно погибает 23,5 человека в расчете на 100 тыс. населения, в странах ЕС этот показатель составляет 9-10 человек.

Главные меры (усилия) человека по борьбе с авариями и катастрофами должны быть направлены на их профилактику и предупреждение. Принятые меры либо полностью исключают, либо локализуют техногенные аварии и катастрофы. В основе таки мер лежит обеспечение надежности технологического процесса.

Уместно отметить, что транспорт является источником опасности не только для его пассажиров, но и для населения, проживающего в зонах транспортных магистралей, поскольку по ним перевозится большое количество легковоспламеняющихся, химических, радиоактивных, взрывчатых и других веществ, представляющих при аварии угрозу жизни и здоровью людей.[5]

Литература

1. aif.ru/online/kinds.

2. http:/www.vesti.ru/news.

3. Аксенов И.Я., Мартынов А.Г. Анализ дорожно-транспортных происшествий - Москва, 1987г.

4. Глазунов Ю. Н., Котляревский В. А. Аварии и катастрофы: Предупреждение и ликвидация последствий: Кн. 4: Учебное пособие. Под ред. Котляревского В.А., Забегаева А.В. - М.: Ассоциация строительных вузов, издательство, 1998 г. - 208 с.

5. Горай В. Ф. Безопасность и защита населения в ЧС, - М.: НЦ ЭНАС, 2001.

6. Пантюхин В. В. Классификация катастроф и ЧП, - М.: Инфра М, 2004

7. Топоров И.К. Основы безопасности жизнедеятельности: Уеб. Для учащихся 10-11 кл. общеобразоват. Учреждений. - М.: Просвещение: АО «Моск. уеб.» , 1996г.

8. Чучаев А.И. Безопасность ж/д, водного и воздушного транспорта - изд. Саратовского университета, 1988г.

Размещено на Allbest.ru

Транспортные аварии (катастрофы)

Теоретические положения

В процессе формирования цивилизации на земле возникла социосфера.Она включила в свой состав человечество с присущими ему производственными и иными отношениями, а также освоенную человечеством часть природной среды. Составным и важным элементом социосферы стала техносфера. Техносферапредставляет собой совокупность искусственных объектов в пределах географической оболочки Земли и околоземного космического пространства, созданных человеком из вещества окружающей его неживой и частично живой природы. К техносфере относятся также совокупность знаний и другие интеллектуально-информационные ценности, необходимые для её функционирования. В целом человек, несмотря на возросшую численность населения, лучше, чем прежде обеспечен пищей, одеждой и предметами быта, обитает в большинстве случаев в условиях современного жилища. Люди научились с помощью современного транспорта и связи быстро преодолевать расстояния. Вместе с тем развитие техносферы, особенно в ХХ веке, привело к ряду негативных результатов. Возникли трудно разрешимые глобальные экологические проблемы, усилилась антропогенная нагрузка на Землю, участились разного рода аварии, техногенные катастрофы с тяжелыми для людей последствиями. Государственный стандарт РФ определяет авариюкак опасное техногенное происшествие, создающее на объекте, определенной территории или акватории угрозу жизни и здоровью людей и приводящее к разрушению зданий, сооружений, оборудования и транспортных средств, нарушению производственного и транспортного процесса, а также нанесению ущерба окружающей среде. ЧС техногенного характера могут быть локальными, местными, территориальными, федеральными, трансграничными. Крупную аварию, повлекшую за собой человеческие жертвы, значительный материальный ущерб и другие тяжелые последствия, называют производственной (или транспортной) катастрофой.Производственные аварии и катастрофы относят к ЧС техногенного характера

Классификация ЧС техногенного характера

1. Транспортные аварии (катастрофы)

2. Аварии на пожаро- и взрывоопасных объектах (ПВОО)

3. Аварии с выбросом (угрозой выброса) АХОВ

4. Аварии с выбросом (угрозой выброса) радиоактивных веществ

5. Аварии с выбросом (угрозой выброса) биологически опасных веществ

6. Аварии на электроэнергетических системах

7. Аварии на очистных сооружениях

8. Аварии на коммунальных системах жизнеобеспечения

9. Гидродинамические аварии

10. Внезапное обрушение зданий, сооружений

Причины аварий

1. Ошибки, допущенные при проектировании и строительстве сооружений и монтаже технических систем;

2. Нарушение техники производства и правил эксплуатации на транспорте и оборудовании и т.д.;

3. Несоблюдение правил хранения агрессивных, взрывоопасных и пожароопасных веществ

4. Работа на устаревшем оборудовании с признаками старения металла и коррозии.

Транспортные аварии (катастрофы)

Сегодня любой вид транспорта представляет потенциальную опасность. Технический прогресс одновременно с комфортом и скоростью передвижения принес и значительную степень тревоги. Пассажира транспортного средства опасности подстерегают при посадке, высадке, собственно в поездке и в аварийной ситуации. В Федеральном законе «О безопасности дорожного движения» определен порядок государственного надзора и контроля в области обеспечения безопасности дорожного движения и ответственность за нарушение соответствующего законодательства. Все виды транспорта делятся по сфере их обслуживания на наземный, воздушный, водный. Существует социально-экономическая характеристика транспорта. Железные дороги можно строить практически повсеместно и почти в любом направлении. Работают они регулярно и перевозят основную массу грузов и пассажиров, поэтому , хотя их прокладка обходится довольно дорого, именно ЖД перевозят ¾ всех грузов в нашей стране. ЖД транспорт считается самым грузоподъемным.

Построить автодорогу стоит в 2-3 раза дешевле, чем железную. Автомобилем выгодно перевозить грузы на короткие расстояния – 50 км – для ЖД транспорта это накладно.

Самый быстрый вид транспорта – воздушный, но он самый дорогой. Им пользуются для перевозки грузов и пассажиров на большие расстояния, что дает значительный выигрыш во времени.

Самый дешевый вид транспорта – водный. Подготовка и содержание в порядке водных путей в большинстве случаев обходится дешевле, чем строительство и ремонт автомобильных и железных дорог. Морской транспорт обслуживает, в первую очередь, прибрежные районы, а также осуществляет импорт и экспорт страны. Большие морские суда очень вместительные и могут забирать много груза.

Аварии на городском транспорте.Одной из основных проблем современности стало обеспечение безопасности движения на автомобильном транспорте. В среднем только за 3 дня в ДТП гибнет столько людей, сколько на авиационном, железнодорожном и морском транспорте в целом за год. Примерно 75% ДТП происходят из-за нарушения водителями правил дорожного движения. Причем треть ДТП – следствие плохой подготовки водителей. Наиболее опасным вводом нарушений является превышения скорости, выезд на полосу встречного движения, управление автомобилем в нетрезвом состоянии. Виды ДТП:

 наезды на людей и другие подвижные объекты в полосе движения автомобиля

 наезды на неподвижные объекты

столкновение автомобилей друг с другом и другими средствами

 опрокидывание транспортного средства

ДТП происходят и по вине пешеходов: неожиданный выход пешехода на проезжую часть дороги, переход через проезжую часть вне пешеходного перехода, наезд на пешехода, «мечущегося» по проезжей части в автомобильном потоке, отвлечение внимания водителя при выполнении маневра на дороге. Особенность ДТП состоит в том, что 80% раненых погибает в первые 3 ч. Здесь очень важна первая доврачебная помощь. Однако уровень медицинской подготовки работников ДПС низкий, подготовка населения и водителей также недостаточная. Автоаптечки, которые должны быть в каждой машине, часто неукомплектованы, поэтому смертность от ДТП у нас в 10-15 раз выше, чем в мире.

Аварии на ЖД транспорте.Основными причинами аварий на ЖД транспорте являются: неисправности пути, неисправности подвижного состава, средств сигнализации, централизации и блокировки, ошибки диспетчерской службы, невнимательность и халатность машинистов и, самое опасное – это возгорание ЖД .состава. Нарушать работу ЖД транспорта могут природные явления (наводнения, обвалы, сели, природные пожары, землетрясения и т.д.). Самая большая опасность – это возгорание железнодорожного состава. Информация о правилах поведения в вагоне и при пожаре всегда в каждом вагоне на стене около кипятильника. Правила выживания при ЧС в вагоне:

 не паниковать

 при задымленности, смочить любую ткань водой и прикрыть рот и нос

 предупредить об опасности пассажиров соседнего купе

 постараться сообщить о ЧС проводнику

 пробираясь к выходу, делайте это на четвереньках, там меньше дыма

 постарайтесь открыть окно или разбить его каким-либо предметом

 выбираясь из окна, оцените высоту прыжка: если расстояние до земли небольшое – сначала спустите вниз детей, стариков и больных, если высота велика – прыгайте первыми и принимайте на руки остальных.

Аварии на воздушном транспорте.Несмотря на принимаемые меры, количество аварий и катастроф на воздушном транспорте не уменьшается. Причины: разрушение отдельных конструкций самолета, отказ двигателя, нарушение работы системы управления, электропитания, связи, пилотирования, недостаток топлива, пожар на борту. В гражданской авиации случаи полного или частичного разрушения воздушного судна, имеющего на борту пассажиров, принято называть авиационным происшествием. Они подразделяются на катастрофы, аварии, поломки. Авиационная катастрофа – это авиапроисшествие, повлекшее за собой гибель хотя бы одного члена экипажа или пассажира, полное или частичное разрушение судна или его исчезновение. Авиационная авария – это происшествие, не приведшее к человеческим жертвам, но вызвавшее значительное разрушение воздушного судна. Каждая пятая авария на самолете сопровождается пожаром. Главное при пожаре – после остановки самолета немедленно направиться к ближайшему выходу. Анализ ЧС на самолетах выявил два опасных типа поведения пассажиров – паника и апатия. Трезвое спокойствие – одно их важных условий спасения в любой катастрофе

Аварии на водном транспорте. Принята следующая классификация аварий и катастроф на водном транспорте:

♦ кораблекрушение – гибель судна или его полное конструктивное разрушение

♦ авария – повреждение судна или его нахождение на мели не менее 40 часов (для пассажиров 12 часов).

Большинство происшествий на водном транспорте происходит по вине людей. Это могут быть нарушения проектирования и строительство судна или происшествия в ходе эксплуатации. Корабли и судна оснащаются спасательными средствами коллективного и индивидуального пользования. Основными средствами коллективного пользования являются спасательные шлюпки и плоты., а средствами индивидуального пользования – спасательные пояса, круги, жилеты. По Международной конвенции по охране человеческой жизни на море предусматривается снабжение морских судов спасательными средствами в количестве, достаточном для команды и пассажиров. Покидать судно при кораблекрушении надо только по сигналу капитана «Покинуть корабль»

Транспортные аварии и катастрофы

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Ухтинский техникум железнодорожного транспорта

филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования

Петербургский государственный университет путей сообщения императора Александра I

Контрольная работа

Дисциплина:

Безопасность жизнедеятельности

Студент: Симков А.С., шифр: А- 1 - 14 - С - 1200

Адрес: ст. Мудьюга.

Преподаватель: Гусейнев С.Р.

г. Ухта, 2015

Содержание

1. Транспортные аварии и катастрофы. Причины и меры по их предупреждению

2. ЧС экологического характера, их краткая характеристика

3. Вредные привычки и их влияние на здоровье человека

4. Вам предстоит поездка железнодорожным транспортом. Вспомните основные правила личной безопасности, которые необходимо соблюдать при следовании железнодорожным транспортом

Вопрос № 1. Транспортные аварии и катастрофы. Причины и меры по их предупреждению

транспортный безопасность чрезвычайный вредный

Авария - это повреждение машины, станка, оборудования, здания, сооружения. Производственная авария - это внезапная остановка работы или нарушение установленного процесса производства на промышленных предприятиях, транспорте и др. ОЭ, которые приводят к повреждению или уничтожению материальных ценностей, поражению или гибели людей.

Катастрофа - это крупная авария с большими человеческими жертвами, т.е. событие с весьма трагическими последствиями.

Главный критерий в различии аварий и катастроф заключается в тяжести последствий и наличии человеческих жертв. Как правило, следствием крупных аварий и катастроф являются пожары и взрывы, в результате которых разрушаются производственные и жилые здания, повреждаются техника и оборудование. В ряде случаев они вызывают загазованность атмосферы, разлив нефтепродуктов, а также агрессивных жидкостей и АХОВ. Причинами производственных аварий и катастроф могут быть стихийные бедствия, дефекты, допущенные при проектировании или строительстве сооружений и монтаже технических систем, нарушения технологии производства, правил эксплуатации транспорта, оборудования, машин, механизмов. Наиболее распространенными причинами аварий и катастроф на ОЭ являются нарушения технологического процесса производства и правил ТБ.

Аварии на автомобильном транспорте (ДТП). Причины дорожно-транспортных происшествий могут быть самые различные. Это, прежде всего, нарушение правил дорожного движения, техническая неисправность автотранспорта, превышение скорости движения, недостаточная подготовка лиц, управляющих транспортом, слабая их реакция и др. Нередко причиной аварий и катастроф становится менеджмент автотранспортом лицами в нетрезвом состоянии. К серьезным дорожно-транспортным происшествиям приводят невыполнение правил перевозки опасных грузов и несоблюдение при этом необходимых требований безопасности.

Всем памятен случай, который произошел в 1994 г. в Москве на Дмитровском шоссе, когда бензовоз врезался в стоящий троллейбус. Бензин разлился по мостовой, вспыхнуло пламя. Ужас охватил людей. Многие выскакивали из троллейбуса и бежали как горящие факелы. Другие сгорали в этом месте же на месте. Погибли пассажиры, ни в чем не повинные люди. А всему виной халатность, пренебрежение элементарными правилами.

Другой причиной дорожных аварий является неудовлетворительное состояние дорог. Иногда на проезжей части можно видеть открытые люки, неогороженные и неосвещенные участки ремонтных работ, отсутствие предупреждающих об опасности знаков. Все это в совокупности приводит к огромным потерям.

Только в Москве на дорогах ежегодно погибают до 80 детей, это три полных класса. Травмы получают 1000 - целая учебное заведение. В России за год под колесами машин и в дорожных авариях погибают до 40 тыс. человек. Это почти в три раза больше, чем за девять лет войны в Афганистане.

По сведениям Всемирной организации здравоохранения, в результате дорожно-транспортных происшествий в Западной Европе ежегодно погибают приблизительно 100 тыс. человек и более 200 тыс. получают серьезные травмы.

При автокатастрофе главное - своевременно оказать первую медицинскую помощь пострадавшим. И должно быть это произведено не позднее 20-30 мин. Иначе будет уже поздно.

Что делать? Каждый шофер проходящей машины, каждый пешеход обязаны немедленно принять все возможные меры по спасению людей, оказанию им самой первой медицинской помощи, особенно остановки кровотечений. К месту происшествия вызываются работники ГИБДД (ГАИ), скорая медицинская техническая помощь. Место катастрофы ограждается предупредительными знаками.

Пострадавшие после оказания им первой медицинской помощи доставляются в ближайшие лечебные учреждения.

Для ликвидации последствий аварий с автотранспортом, перевозящим химически опасные, взрывчатые, ядовитые, радиоактивные вещества, привлекаются специализированные невоенизированные формирования ГО, силы противопожарной службы.

Аварии на железнодорожном транспорте. Основными причинами аварий и катастроф являются неисправности путей подвижного состава, средств сигнализации и блокировки, ошибки диспетчеров, невнимательность и халатность машинистов.

Чаще всего происходит сход подвижного состава с рельсов, столкновения, наезды на препятствия на переездах, пожары и взрывы непосредственно в вагонах. Не исключаются размывы железнодорожных путей, обвалы, оползни, наводнения. При перевозке опасных грузов, таких как газы, легковоспламеняющиеся, взрывоопасные, едкие, ядовитые и радиоактивные вещества, происходят взрывы, пожары цистерн и других вагонов.

Ликвидировать такие аварии довольно сложно.

Вспомним Арзамас. В июне 1988 г. в 300 м от вокзала взорвались три вагона с промышленной взрывчаткой. Уничтожены: локомотив, 11 вагонов, 250 м ж.-д. путей, разрушены вокзал и 185 близлежащих зданий. После взрыва образовалась воронка глубиной 26 м, диаметром 53 м.

Ровно через год в июне в Башкортостане произошла страшная железнодорожная катастрофа. Разрушено 350 м пути. Взрывная волна сбросила с полотна 11 вагонов, 7 из которых полностью сгорели.

В октябре 1988 г. на станции Свердловск-Сортировочная при выполнении маневровых работ произошел взрыв двух вагонов с опасными грузами. В результате взрыва погибло 4 человека, 87 госпитализировано, более 600 семей остались без крова.

К сожалению, количество аварий на железнодорожном транспорте не сокращается. Ежегодно погибает до 3 тыс. человек, уничтожается имущество, страна несет огромные ущерб.

Аварии на авиационном транспорте. При авиационных авариях происходит разрушение самолета различной степени, при катастрофах имеются человеческие жертвы. А происходит их довольно много. Так, в 1994 г. в результате почти 20 авиакатастроф в Росси погибло приблизительно 400 человек.

К тяжелым последствиям приводят разрушения отдельных конструкций самолета, отказ двигателей, нарушение работы систем менеджмента, электропитания, связи, пилотирования, недостаток топлива, перебои в жизнеобеспечении экипажа и пассажиров. На сегодня, пожалуй, наиболее опасной и часто встречающейся трагедией на борту самолета являются пожар и взрыв.

Спасательные и аварийные работы можно разделить на два вида: первые - проводимые членами экипажа, вторые - организуемые наземными службами. Экипажу для принятия мер, как правило, не хватает времени. Все происходит крайне быстротечно. Экипаж подает сигнал бедствия и приземляется в ближайшем аэропорту. Перед самой посадкой открываются все входные двери и люки, освобождаются проходы к ним. Как только самолет остановился, организуется немедленная эвакуация людей на безопасное расстояние.

Пострадавшим немедленно оказывается первая медицинская помощь. Всеми работами руководит командир корабля. Его распоряжения обязательны как для экипажа, так и для всех пассажиров.

Аварии на водном транспорте. Большинство крупных аварий и катастроф на судах происходят под воздействием ураганов, штормов, туманов, льдов, а также по вине людей: капитанов, лоцманов и членов экипажа. Многие аварии происходят из-за промахов и ошибок при проектировании и строительстве судов. Половина из них является следствием неумелой эксплуатации. Например, часты столкновения и опрокидывание судов, посадка на мель, взрывы и пожары на борту, неправильное расположение грузов и плохое их крепление.

К работе по ликвидации последствий аварий, катастроф и спасению утопающих привлекаются все члены экипажа, при необходимости капитан может обратиться и к другим лицам, находящимся на судне. Общее руководство всеми работами осуществляет капитан, как начальник ГО. Основные задачи: спасение людей, терпящих бедствие, борьба за живучесть корабля, ликвидация пожара, пробоин.

Вопрос № 2. ЧС экологического характера, их краткая характеристика

Все ЧС экологического характера происходят в результате техногенных и природных чрезвычайных ситуаций. Чрезвычайная ситуация, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, обстановка на определенной территории, может повлечь за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей и окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

К ЧС экологического характера относятся:

- изменения состояния почв, недр земли, ландшафтов;

- изменения состояния атмосферы, гидросферы, биосферы.

Чрезвычайные ситуации экологического характера связаны:

1) с изменением состояния суши:

- катастрофические просадки, оползни, обвалы земной поверхности из-за выработки недр при добыче полезных ископаемых и другой деятельности человека;

- наличие тяжелых металлов (радионуклидов) и других вредных веществ в почве сверх предельно допустимых концентраций (ПДК);

- интенсивная деградация почв, опустынивание на обширных территориях из-за эрозии, засоления, заболачивания;

- кризисные ситуации, связанные с истощением не возобновляемых природных ископаемых;

- критические ситуации, связанные с переполнением мест хранения (свалок) промышленными и бытовыми отходами и загрязнением ими окружающей среды. Структурные оползни (структура - однородные связные глинистые породы: глины, суглинки, глинистые мергели).

Основными причинами образования оползней являются:

- чрезмерная крутизна склона (откоса);

- перегрузка верхней части склона различными отвалами и инженерными сооружениями;

- нарушение целостности пород склона траншеями, нагорными канавами или оврагами;

- подрезка склона и его подошвы;

- увлажнение подошвы склона.

Места возникновения оползней:

- естественные склоны возвышенностей и долин рек (на косогорах);

- откосы выемок, состоящих из слоистых пород, у которых падение слоев направлено в сторону склона или по направлению к выемке.

Условия возникновения оползней:

- искусственные земляные сооружения с крутыми откосами;

- выемки, образующиеся в однородных глинистых грунтах на водораздельных участках возвышенности;

- глубокие разрезы для открытой разработки месторождений полезных ископаемых;

- насыпи, отсыпанные такими же породами при переувлажнении почвенно-растительного покрова и глинистых пород, залегающих у дневной поверхности.

Ураганы, бури, штормы - это метеорологические опасные явления, характеризующиеся высокими скоростями ветра. Эти явления вызываются неравномерным распределением атмосферного давления на поверхности земли и прохождением атмосферных фронтов, разделяющих воздушные массы с разными физическими свойствами. Важнейшими характеристиками ураганов, бурь и штормов, определяющими объемы возможных разрушений и потерь, являются: скорость ветра, ширина зоны, охваченная ураганом, и продолжительность его действия.

Интенсивная деградация почв - постепенное ухудшение свойств почвы под влиянием естественных причин или хозяйственной деятельности человека (неправильная агротехника, загрязнение, истощение).Деградация происходит при неправильном применении удобрений и пестицидов. Например, повышение доз пестицидов, содержащих соли тяжёлых металлов, может снизить плодородие почвы, а неправильная обработка приводит к уничтожению микроорганизмов и червей в земле. Бездумное проведение мелиоративных работ снижает гумусовый слой, плодородные почвы засыпают малопродуктивным грунтом.

Эрозия почвы-разнообразные процессы разрушения почв и подстилающих пород различными природными и антропогенными факторами. Различают: водную эрозию, ветровую, ледниковую, оползневую, речную, биологическую.

2) с изменением состава и свойств атмосферы:

- резкие изменения погоды или климата в результате антропогенной деятельности;

- превышение ПДК вредных примесей в атмосфере;

- температурные инверсии над городами;

- острый «кислородный» голод в городах;

- значительное превышение предельно-допустимого уровня городского шума;

- образование обширной зоны кислотных осадков;

- разрушение озонного слоя атмосферы;

- значительные изменения прозрачности атмосферы.

3) связаны с изменением состояния гидросферы:

- резкая нехватка питьевой воды вследствие истощения вод или их загрязнения;

- истощение водных ресурсов, необходимых для организации хозяйственно-бытового водоснабжения и обеспечения технологических процессов;

- нарушение хозяйственной деятельности и экологического равновесия вследствие загрязнения зон внутренних морей и мирового океана.

4) связаны с изменением состояния биосферы:

- исчезновение видов (животных, растений), чувствительных к изменению условий среды обитания;

- гибель растительности на обширной территории;

- резкое изменение способности биосферы к воспроизводству возобновляемых ресурсов;

- массовая гибель животных.

Землетрясения вызывают пожары, взрывы газа, прорывы плотин.

Вулканические извержения - отравления пастбищ, гибель скота, голод. Наводнение приводит к загрязнению почвенных вод, отравлению колодцев, инфекциям, массовым заболеваниям.

Защитные меры против экологических катастроф

Планируя защитные меры против экологических катастроф, необходимо максимально ограничить вторичные последствия и путем соответствующей подготовки постараться их полностью исключить. Предпосылкой успешной защиты от природных и экологических ЧС - является изучение их причин и механизмов. Зная сущность процессов, можно их предсказывать. А своевременный и точный прогноз опасных явлений является важнейшим условием эффективной защиты. Защита от природных опасностей может быть активной (строительство инженерно-технических сооружений, мобилизация (приведение в действие, сосредоточение сил и средств, для достижения определённой цели) естественных ресурсов, реконструкция природных объектов и др.) и пассивной (использование укрытий). В большинстве случаев активные и пассивные методы сочетаются. Источник ЧС воздействует на человека и окружающую среду поражающими факторами. В зависимости от среды возникновения источниками опасности могут быть:

- внутренняя среда человека;

- естественная среда обитания;

- искусственная среда обитания; профессиональная деятельность;

- непрофессиональная деятельность;

- социальная среда.

Загрязнения водных ресурсов

Интенсивное развитие промышленности, транспорта, перенаселение ряда регионов планеты привели к значительному загрязнению гидросферы.

По данным Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ), около 80% всех инфекционных болезней в мире связано с неудовлетворительным качеством питьевой воды и нарушениями санитарно-гигиенических норм водоснабжения. Загрязнение поверхности водоемов пленками масла, жиров, смазочных материалов препятствует газообмену воды и атмосферы, что снижает насыщенность воды кислородом и отрицательно влияет на состояние фитопланктона и приводит к массовой гибели рыбы и птиц.

Подземные воды страдают от загрязнений нефтяными промыслами, предприятиями горнодобывающей промышленности, отходов полей фильтрации, отвалов металлургических заводов, хранилищ химических отходов и удобрений, свалок, животноводческих комплексов, канализационных стоков населенных пунктов. Из загрязняющих подземные воды веществ, преобладают нефтепродукты, фенолы, тяжелые металлы (медь, цинк, свинец, кадмий, никель, ртуть), сульфаты, хлориды и соединения азота. Меньшие уровни загрязнения не приводят к развитию заболевания, но сказываются на состоянии здоровья населения, вызывая неспецифические признаки его нарушения и ослабляя защитные силы организма.

Вопрос № 3. Вредные привычки и их влияние на здоровье человека

Алкоголь, или этиловый спирт, действует, прежде всего, на клетки головного мозга, парализуя их. Наркотическое действие алкоголя проявляется в том, что в организме человека развивается болезненное пристрастие к алкоголю. В целом показатель смертности от различных причин у лиц, употребляющих алкоголь, в 3-4 раза превышает аналогичный показатель для всего населения. Живут они в среднем на 10-15 лет меньше, чем непьющие. Алкоголь оказывает на организм глубокое и длительное ослабляющее действие. Например, всего 80 г алкоголя действуют целые сутки. Приём даже небольших доз алкоголя понижает работоспособность и ведёт к быстрой утомляемости, рассеянности, затрудняет правильное восприятие событий. Алкоголь - внутриклеточный яд, разрушающе действующий на все системы и органы человека. Возникающие при опьянении нарушения равновесия, внимания, ясности восприятия окружающего, координации движений часто становятся причиной несчастных случаев. Особенно пагубно влияние алкоголя на печень: при длительном его употреблении развиваются хронический гепатит и цирроз печени. Алкоголь вызывает (в том числе у лиц молодого возраста) нарушения регуляции тонуса сосудов, сердечного ритма, обмена в тканях сердца и мозга, необратимые изменения клеток этих тканей. Гипертоническая болезнь, ишемическая болезнь сердца и другие поражения сердечнососудистой системы вдвое чаще приводят к смерти употребляющих спиртное, чем непьющих. Алкоголь оказывает вредное влияние на железы внутренней секреции, и в первую очередь на половые железы; снижение половой функции наблюдается у 1/3 лиц, злоупотребляющих спиртными напитками. Алкоголизм существенно влияет на структуру смертности населения.

Курение табака (никотинизм) - вредная привычка, заключающаяся во вдыхании дыма тлеющего табака. Можно сказать, что это одна из форм токсикомании. Курение оказывает отрицательное влияние на здоровье курильщиков и окружающих лиц. Активным началом табачного дыма является никотин, который практически мгновенно попадает в кровоток через альвеолы лёгких. Кроме никотина, в табачном дыме содержится большое количество продуктов сгорания табачных листьев и веществ, используемых при технологической обработке, они также оказывают вредное влияние на организм. По данным фармакологов, табачный дым, кроме никотина, содержит угарный газ, пиридиновые основания, синильную кислоту, сероводород, углекислоту, аммиак, эфирные масла и концентрат из жидких и твёрдых продуктов горения и сухой перегонки табака, называемый табачным дёгтем. В последнем содержится около сотни химических соединений веществ, в том числе радиоактивный изотоп калия, мышьяк и ряд ароматических полициклических углеводородов - канцерогенов. Отмечено, что табак вредно действует на организм, и в первую очередь на нервную систему, вначале возбуждая, а затем угнетая её. Память и внимание ослабевают, работоспособность понижается. Нарушение зубной эмали способствует отложению на поверхности зубов табачного дёгтя, отчего зубы приобретают желтоватый цвет, а полость рта издаёт специфический запах. Постоянное курение, как правило, сопровождается бронхитом (воспалением бронхов с преимущественным поражением их слизистой оболочки). Хроническое раздражение табачным дымом голосовых связок сказывается на тембре голоса. Он теряет звонкость и чистоту, что особенно заметно у девушек и женщин. Синильная кислота хронически отравляет нервную систему. Аммиак раздражает слизистые оболочки, снижается сопротивляемость лёгких к различным инфекционным заболеваниям, в частности к туберкулёзу. Никотин - сильный яд. Смертельная доза никотина для человека - 1 мг на 1 кг массы тела. Смерть может наступить, если подросток сразу выкурит полпачки сигарет.

Наркомания - это заболевание, которое возникает в результате употребления наркотических средств и психотропных веществ, вызывающих в определённых дозах одурманивание или наркотический сон. Наркомания характеризуется непреодолимым влечением к приёму наркотиков, тенденцией к повышению принимаемых доз, формированию психической (психологической) и физической зависимости от наркотика. Так формируется наркотическая зависимость.

Наркотическая зависимость - это непреодолимая потребность человека в приёме наркотика. Человек уже не может отказаться от употребления наркотика или сократить его приём на длительное время. Он становится рабом наркотика, а значит, и торговца наркотиком.

Если же человек пристрастился к курению, употреблению алкоголя или наркотиков, приобрёл так называемые вредные привычки и уже не может отказаться от них, то это уже не привычка, а зависимость.

Такие привычки, как курение, употребление спиртных напитков и пива, -- разновидность наркомании, а наркомания - заболевание, которое человек приобретает добровольно, начав употреблять наркотики. Заболевание это, по мнению специалистов, излечивается с трудом, а пробный «один раз» чаще всего оказывается роковым.

Вопрос № 4. Вам предстоит поездка железнодорожным транспортом. Вспомните основные правила личной безопасности, которые необходимо соблюдать при следовании железнодорожным транспортом

Вам предстоит поездка железнодорожным транспортом. Вспомните основные правила личной безопасности, которые необходимо соблюдать при следовании железнодорожным транспортом.

Основные правила личной безопасности при следовании железнодорожным транспортом: 

- Приобретая билет, помните, что в случае аварии наиболее безопасны вагоны, расположенные в центре поезда. 

- Если ваши соседи по купе вызывают неприязнь или недоверие, постарайтесь спать чутко или не спать совсем. Не играйте с попутчиками в азартные игры. 

- В случае отсутствия 'проводника не оставайтесь в вагоне, из которого все вышли. 

- Не считайте деньги на виду у всех и не показывайте никому содержимое своего кошелька. 

- Не пейте предложенные посторонними людьми воду, лимонад, пиво: в них могут быть подмешаны снотворные или наркотические вещества. 

- Дверь в купе держите закрытой: не выставляйте на обозрение себя и свои вещи. На ночь закрывайте купе на защелку или блокираторы. Документы и деньги всегда держите при себе, «дипломат» или портфель кладите под матрас или подушку. 

- Если вы едете в плацкартном вагоне, будьте особенно бдительны на промежуточных станциях: преступник может схватить ваш чемодан и выскочить С ним на перрон, где задержать его будет очень сложно. 

- Если вы едете в электричке и договорились о встрече в первом вагоне, а сели в последний, не проходите через вагоны. Доехав до конечной станции, пройдите по платформе. Не принимайте также предложения случайных попутчиков пройти через вагоны.

Список литературы

Федеральный закон «О транспортной безопасности», 2007 г.

Федеральный закон № 68 «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера», 1994 г.

Федеральный закон № 17 «О железнодорожном транспорте в РФ», 2003 г.

Размещено на Allbest.ru


Смотрите также