7(495)968-26-38
Проектируемый проезд №4062,
дом 6

Весь спектр услуг
по техническому осмотру
Наполнение
вторая строка
Ред. блок
Тестовое наполнение
 
 
  •  
  •  
  •  
  •  

Виды лампочек для авто


Автомобильные лампы и их маркировка

К автомобильным лампам  сейчас выдвигается значительное количество требований, в частности к их эксплуатационным показателям и характеристикам. Ведь с самого начала использования на автомобилях аккумуляторов и осветительных приборов рынок начал предлагать самые разные модели ламп.

Цоколи автомобильных ламп и их маркировка

Чтобы произвести правильный подбор ламп на свою машину, в первую очередь следует учитывать характеристики самого авто – максимально допустимая мощность ламп, форму и размер цоколя по лампу. Также не стоит забывать об условиях применения осветительных приборов, поскольку это тоже влияет на обзорность в ночное время, а также цвет светового пучка.

Зачастую простота подбора оптических элементов обеспечивается базовыми данными об авто – марка, модель, дата производства, объем силовой установки. Тип и вид автомобильной лампы обычно указывается на ее колбе и цоколе, а также на упаковке. Самыми ходовыми на данный момент являются обычные лампы накаливания, а также ксеноновые, галогеновые, недавно появились также и светодиодные.

Некоторые виды ламп являются комбинированными, с использованием двух спиралей, что дает им возможность выполнять сразу пару функций, к примеру, одна лампа может работать и как габаритные огни, и как стоп-сигнал. Изготовители ламп обычно указывают основные характеристики своей продукции, причем вместе с пояснениями, что обеспечивает легкость подбора оптических элементов для автомобиля по его данным.

Виды автомобильных ламп

 Обычные лампы накаливания

Первыми на авто устанавливались лампы накаливания, которые сейчас уже называют классическими. Изобретение Эдисона, которым данная лампа и является, представляет собой прозрачную сферическую колбу, с помещенной внутрь спиралью из вольфрамовой проволоки, причем из колбы выкачан весь воздух. При подаче электроэнергии на спираль, она способствует разогреву проволоки, сопровождающегося световым излучением. Однако у таких ламп КПД очень низкое – всего 6-8%. Температура нити в 2000 градусов по шкале Кельвина, с ее желтым оттенком тоже сейчас уже считается слабой. Данная характеристика значительно не «дотягивает» до естественного солнечного света, поэтому для восприятия человеческому глазу такая лампа накаливания не очень подходит.

При этом данная лампа восприимчива к высоким температурам, а сам вольфрам может оседать в виде мелких частиц на внутренней поверхности прозрачной колбы, которой вызывает затуманиванием. Из-за конструктивных особенностей лампы накаливания не способны произвести фокусировку светового пучка отражателями.

Галогеновые лампы

Появление на рынке галогеновых ламп позволило решить много неудобств, которые были при эксплуатации обычных автомобильных ламп накаливания. У этих элементов изменилась форма колбы, она приняла цилиндрическую форму, что сказалось также и на размере вольфрамовой спирали. Внутри колбы находится уже не вакуум, а инертный газ, включающий и пары галогена. Данная особенность конструкции галогеновых ламп привела к появлению процесса самоочищения, поскольку частицы вольфрама не оседают на колбе, в процессе эксплуатации снова оседают на спирали. Поскольку затуманивания стекла не происходит, то пропускная способность светового пучка у этих ламп выше. К тому же цветовая температура у галогеновых ламп выше – 2700-3000 Кельвина, что обеспечивает лучшее восприятие света глазом.

Видео: Тест ламп h5

Но в такой конструкции есть и недостаток – любое прикосновение к колбе рукой может привести к нарушению распределения энергии внутри колбы, что в свою очередь – к появлению трещин в колбе и поломке лампы.

Ксеноновые лампы

Ксеноновые лампы, они же газоразрядные, считаются одной из самых последних разработок в сфере автомобильных осветительных приборов. Внешне такие ламп очень сходны с галогеновыми, но принцип их работы и конструкция – отличаются. Колба такой лампы заправлена ксеноном, и при подаче электроэнергии, внутри ее провоцируется появление дуги между электродами, создающей световой пучок. У таких ламп цветовая температура очень большая. Причем выпускаются разные модели, дающие свой оттенок света. Так, лампа на 8000 К обеспечивает световой пучок с синим оттенком, а у ламп на 5000-7000 К этот пучок по оттенку приближается к солнечному. Эффективность освещения ксеноновых ламп значительно превышает описанных выше, при этом они достаточно надежны, поскольку ее конструкция наличие вольфрамовой спирали не предусматривает.

Но имеются у этих ламп и недостатки и первый из них – потребность в использовании дополнительного оборудования (блок розжига), обеспечивающего подачу напряжения в 20 тыс. вольт на лампу, необходимого для появления дуги. Вторым недостатком является все тот же мощный пучок света – для водителя такая лампа светить будет хорошо, а вот для едущих ему на встречу такой свет может сильно мешать и ослеплять.

Данный тип ламп имеется достаточно сложную конструкцию, поэтому в кустарных условиях ее не изготовить, что исключает возможность приобретения на рынке поддельных осветительных элементов.

Светодиодные осветительные элементы

На первых порах данные лампы устанавливались только в задних осветительных приборах – стоп-сигналах, задних габаритных огнях и т. д. Первые светодиодные лампы белого цвета стали устанавливать в 2004 на модель А8 W12 компании Audi. По пришествию очень короткого срока технология LED, которой и являются светодиодные лампы, стала очень популярной и уже вполне возможен полный переход на них при выпуске автомобилей.

К достоинствам светодиодных ламп относится:

  1. Вибро- и удароустойчивость;
  2. Значительный ресурс;
  3. Небольшое потребление электроэнергии;
  4. Большая световая температура;
  5. Экологичность;

При этом смена любой другой лампы на светодиодную не сопровождается какими-либо переработками авто, вполне достаточно выяснить, какой тип гнезда используется на авто, и подобрать лампу согласно таблице сходности осветительных элементов.

Маркировка автомобильных ламп по цоколю

Цоколь в лампе нужен не только для закрепления лампы в гнезде и обеспечения герметичности колбы, он еще и обеспечивает передачу электрической энергии к механизму освещения. Что касается светодиодных ламп, то цоколь им нужен только для закрепления и передачи электроэнергии, в герметичности они не нуждаются.

К автомобильным лампам тоже применяются ГОСТы, в частности 2023-88, благодаря которому можно распределить все виды ламп на несколько категорий.

Что касается разделения по цоколю, то встречаются лампы:

  • автомобильная обыкновенная (маркировка «А»);
  • автомобильная миниатюрная (АМН);
  • Автомобильная софитная (АС);
  • Галогенная кварцевая (АКГ);
  • Миниатюрная (Т);
  • С металлическим цоколем (R);
  • С колбой диаметром свыше 40 мм (R2);
  • С колбой до 26, 5 мм и цоколем в 15 мм (Р);
  • Софитная двухцокольная для освещения номерного знака (SV(C));
  • Штифтовая симметричная (ВА);
  • Штифтовая со одним смещенным по высоте штифтом (BAY);
  • Штифтовая со одним смещенным по высоте и радиусу штифтом (BAZ);
  • Стеклянный цоколь (W);

В галогеновых лампах в маркировке используется дополнительная буква «Н». Также если в ее маркировке вначале присутствует буква «Y» — это означается что колба у нее имеет оранжевый цвет.

Разделяются лампы также и по количеству подключающихся контактов, причем данная классификация – тоже буквенная:

  1. S – одноконтактная;
  2. D – двухконтактная;
  3. T — трехконтактная;
  4. Q – четырехконтактная;
  5. P – пятиконтактная;
Видео: Какие лампы ставить в фары?

Выбор осветительных элементов во многом зависит от потребностей автовладельца, а также от выделенных на приобретение финансов. В процессе приобретения важно сравнить цоколи старой, снятой с авто лампы с покупаемой. Также совместимость можно узнать из таблицы. Перед установкой ламп важно ознакомиться с инструкцией и при монтаже руководствоваться ею.

avtomotoprof.ru

Типы, виды и маркировка автомобильных ламп

Действующим ГОСТом 8769–75 предусмотрено наличие на транспортных средствах восьми видов внешних световых приборов. Каждый из них отличается конструкцией и назначением, что вынуждает производителей устанавливать различные типы автомобильных ламп.

Чтобы помочь владельцам транспортных средств сориентироваться среди разнообразия форм и размеров лампочек для автомобилей, рассмотрим их основные виды, принципиальные отличия и варианты замены. Приведенный справочный материал будет полезен всем, кто прямо или косвенно связан с обслуживанием автотранспорта.

Маркировка

Несмотря на договорённость автопроизводителей об унификации, классификация автомобильных ламп насчитывает десятки осветительных приборов, отличающихся формой колбы и типом цоколя. В условном обозначении автомобильных ламп советского образца используют следующие буквы:

  • А – автомобильная;
  • С – софитная;
  • МН – миниатюрная;
  • КГ – кварцевая галогенная.

Полная аббревиатура автолампы также включает номинальное напряжение, мощность и номер разработки, которые следуют после буквенного кода. К сожалению, такое сокращение неинформативно, а лампочки для автомобилей с маркировкой по ГОСТ 2023-88 востребованы исключительно в старых отечественных машинах.

Актуальной и более универсальной на сегодня является другая маркировка, выполненная по единому европейскому стандарту. Она включает следующие основные буквы:

  • H – галогенная;
  • D – ксеноновая;
  • T – миниатюрная небольшой мощности с одним цоколем;
  • R – диаметр цоколя – 15 мм, колбы – 19 мм;
  • P – диаметр цоколя – 15 мм, колбы – не более 26,5 мм;
  • W – без металлического цоколя;
  • Y – дополнительный символ, указывающий на жёлтый (yellow) цвет колбы.

В конце условного обозначения добавляют строчную букву, обозначающую количество электрических контактов:

  • s (single) – 1;
  • d (duo) – 2;
  • t (tres) – 3;
  • q (quatro) – 4;
  • p (penta) – 5.

Разновидность по типу автомобильных ламп

В зависимости от источника получения света, все виды автомобильных лампочек делятся на три группы, каждая из которых имеет свою градацию.

Галогенные

Галогенные лампы – источник света с нитью накаливания внутри колбы, заполненной галогенным газом. Несмотря на множество недостатков, они продолжают занимать лидерство, благодаря низкой цене и нежеланию многих автолюбителей переходить на ксенон и светодиоды. Рано или поздно совершенствование светодиодных автоламп вытеснит галогенки с их малым сроком службы и низкой светоотдачей при относительно высоком энергопотреблении. Изначально символ «Н» указывал на галогенную (Halogen) лампу, а цифра – на типоразмер. Появившиеся затем ксеноновые и светодиодные лампочки для авто продолжили выпускать в стандартных корпусах. В результате изделия с разными источниками света могут быть изготовлены в одинаковом корпусе, например, H7.

Но это не означает их полную взаимозаменяемость. В галогенной лампе расстояние от фланца до спирали – фиксированная величина, от которой зависит геометрия светового луча. Небольшое отклонение спирали от центра сильно влияет на фокусное расстояние и, как следствие, на чёткость светового пятна. В газоразрядной лампе источником света является дуга, а в светодиодной – один или несколько светодиодов. Все они отличаются цветовой температурой и углом распространения света, а значит, требуют индивидуального подбора оптики.

Газоразрядные

Ксеноновая автолампа имеет колбу из кварцевого стекла, внутрь которой закачана смесь газов. Благодаря точному химическому составу, в процессе работы лампы формируется луч света с заданной цветовой температурой. Керамическая вставка и стальной фланец служат преградой между раскалённой колбой и деталями цоколя. Все элементы цоколя выполнены с применением термоизоляционного материала и уплотнителей, обеспечивающих дополнительную защиту. Её работа невозможна без блока розжига, который задаёт точное значение напряжения питания.

Газоразрядные лампы на основе ксенона условно можно разделить на три большие группы:

  1. Ксеноновые лампы с цоколёвкой типа h2-h37, HB3-HB5, предназначенные для переоборудования штатных огней транспортных средств.
  2. Биксеноновые лампы для авто, изготовленные по стандарту h5M, HB1M, h23M и прочие с индексом «М». Их назначение – замена галогенных ламп, которые одновременно являются источником ближнего и дальнего света.
  3. Ксеноновые лампы с цоколями стандарта D1S, D1R – D4S, D4R, установленные на автомобиле заводом-изготовителем.

Светодиодные

Светодиодные автомобильные лампы – сравнительно новый представитель на авторынке, источником света которого служит один или несколько светодиодов. В связи с постоянным совершенствованием технологии, внешний вид led-автоламп тоже меняется. Без изменений остаётся цокольная часть, которая в точности повторяет размеры цоколей галогенных лампочек. Светодиодные осветительные приборы должны работать в тандеме с драйвером, обеспечивающим стабилизацию напряжения и тока. Основная масса led-продукции для авто выпускается на smd-чипах, но постепенно инициатива переходит к cob-матрицам.

Если слаботочные светодиоды полностью оправдали ожидания в организации подсветки салона, номерного знака и габаритов, то мощные светодиодные автолампы по-прежнему остаются слабым звеном среди всего объёма осветительных приборов. Высокая стоимость фирменных led-ламп головного света не по карману рядовому водителю, а дешёвый китайский товар уже успел обрести плохую репутацию. Основные причины – несоответствие заявленных характеристик реальности и низкое качество продукта.

Разновидность по цоколю

В работе автомобильные лампочки подвержены сильной вибрации. В связи с этим все элементы конструкции имеют повышенную прочность, а посадочное гнездо для цоколя оснащено зажимом или пружинными контактами. Все виды цоколей автомобильных ламп абсолютно не схожи с бытовыми аналогами. Поэтому, кроме указания типа автолампы, обязательно приводится маркировка по цоколю.

С защитным фланцем

О наличии фланца свидетельствует символ «P», с которого начинается код цоколя (h5-P43t). С фланцем выпускаются мощные лампы для головных фар. Например, популярные модели, устанавливаемые в фары ближнего, дальнего света и ПТФ с цоколями h4,h5, H7, HB3, HB4. Также сюда входят менее востребованные – h2, h22, R2 и многие другие.

Софитные

Данный тип цоколя обозначается как «SV». Автолампа имеет цилиндрическую форму длиною 30-40 мм с двумя цоколями по краям. Такая конструкция позволяет сэкономить внутреннее пространство и минимизировать размер плафона. Наибольшее применение они нашли в освещении салона, где светильники встраивают в обивку. Также софитные источники света используют в подсветке регистрационного знака и стоп-сигналов (например, C5W-SV8.5-8).

Штифтовые

Эти лампы имеют гладкий цилиндрический цоколь с двумя симметрично «BA» или асимметрично «BAY» «BAZ» расположенными штифтами для жесткой фиксации. Смещение штифтов необходимо для того, чтобы исключить возможность установки лампочки другого типа, например, белой вместо жёлтой. Надпись: «PY21W-BAY15s» означает, что данная лампа с желтой колбой, имеет цоколь штифтового типа диаметром 15 мм с одним контактом, мощностью 21 Вт.

Со стеклянным цоколем

Кодировка полностью стеклянных световых приборов начинается с буквы «W», за которой следует размер цокольной части в миллиметрах (W21W-W3x16d). Они очень практичны, и востребованы во многих автомобильных фонарях: указатели поворота, габариты, приборная панель и пр.

Новые виды цоколей

Разъёмные соединения нового формата разрабатываются, как правило, для светодиодных ламп. Их появление объясняется попыткой продвижения светодиодной продукции, а также является своеобразной защитой драйвера от монтажа осветительных приборов другого типа.

Надеемся, данная статья поможет с выбором автомобильных ламп и упростит задачу покупки через интернет-магазины, где необходимо указывать точную маркировку товара. При покупке лампочки в местном магазине желательно взять с собой перегоревшую лампу, чтобы убедиться в их идентичности не только с помощью кода, но и визуально.

ledjournal.info

Цоколи и типы автомобильных ламп: как отличить по маркировке?

С развитием автомобильной индустрии развивалась и светотехника. Первые автомобили были оборудованы керосиновыми фонарями, но нормы безопасности требовали увеличения яркости и фокусировки света. В результате этого появилось большое количество осветительных приборов разной мощности и назначения. Чтобы предотвратить неправильную установку цоколи автомобильных ламп получили разную форму.

Понятие и функция цоколя

Классификация цоколей по типу и назначению

Первые электрические источники света подсоединялись к проводке при помощи винтовых соединений. Такой способ фиксации был неудобен и усложнял замену вышедшего из строя элемента. Прорывом в области осветительных приборов стала разработка Томаса Эдисона. В 1880 г. он представил свое изобретение — лампу накаливания с резьбовым цоколем. Впоследствии появилось множество вариантов несовместимых между собой цоколей.

Основная задача патрона и цоколя — изолировать проводники и обеспечить надежную фиксацию источника света, а при наружном использовании герметизировать фару или плафон. Материалы, из которых они изготовлены, должны выдерживать нагревание от источника света и не деформироваться, а контакты соответствовать силе тока и обеспечивать надежное соединение.

Конструкция автомобиля подразумевает наличие различных источников света. К каждому из которых предъявляются специфические требования по яркости, мощности и направленности светового пучка. Из-за того что внешне одинаковые лампы могут иметь разные характеристики, были разработаны стандартизированные обозначения.

к содержанию ↑

Расшифровка маркировки по семействам

На территории СНГ можно встретить 3 основных стандарта, определяющих типы цоколей автомобильных ламп: отечественный (ГОСТ 2023.1-88 и ГОСТ 17100-79), европейский (IEC-EN 60061-1) и американский (ANSI).

ANSI и IEC являются совместимыми стандартами и имеют одинаковые обозначения для автомобильных осветительных приборов. Отличает их то, что к продукции, которая выпускается для американских потребителей, предъявляются менее строгие требования к формированию пучка света. Такие автолампы ограничены в показателе максимальной мощности, т.к. существует риск ослепления встречного автотранспорта.

Европейские

Наиболее распространенной является европейская стандартизация. Эти условные символы определяют тип лампы, для которых существуют стандартные цоколи:

  • T (T4W) — мини-лампа;
  • W в начале (W5W) — бесцокольная автолампа;
  • W после цифры в конце (P21/5W, W3W) — мощность лампы в Вт.
  • H (h2, h5, H6W) — галогенная лампа;
  • С (C5W) — лампа софитного типа, иногда этот символ не указывается (10W);
  • Y (PY21W) — колба таких ламп имеет оранжевый цвет;
  • R (R5W) — с колбой 19 мм;
  • P (P21W) — с колбой 26,5 мм.

Для автоламп с обозначениями R и P диаметр цоколя составляет 15 мм.

R2 (P45T) применялись в 50-70-х гг. для фар головного света. Сейчас они не используются. При замене ламп на старых автомобилях применяются специальные переходники, позволяющие использовать автолампы существующих стандартов (P43T).

Отечественные

ГОСТ 2023.1-88 был разработан во времена Советского союза. Его классификация автомобильных ламп основывается на европейских стандартах, но имеет менее привычный вид:

  • А (А 12-21-3) — автомобильная;
  • МН (АМН 24-3) — миниатюрная;
  • С (АС 24-5-1) — софитная;
  • КГ (АКГ 12-45+40) — кварцевая галогенная.

Число, идущее после букв, обозначает номинальное напряжение, а число после тире — мощность в Вт. Наличие знака «+» свидетельствует о наличии 2 тел накала (ближний/дальний), а цифра обозначает его мощность. После второго тире указывается отличительная особенность автолампы. Согласно ГОСТу лампы разделены на категории, цокольная часть которых совместима с европейскими аналогами.

Пример обозначения:

АКГ 12-55+45-1 (h4) — автомобильная кварцевая галогенная лампа накаливания категории h4 с номинальным напряжением 55 Вт для первого тела накала и 45 Вт для второго, отличающаяся от базовой модели. Как и европейские автолампы типа h4, она имеет цоколь PK22s и является взаимозаменяемой.

к содержанию ↑

Обозначение ламп и их тип

Ориентироваться в отечественных маркировках источников света тяжелее, т.к. в них отсутствует информация о категории, к которой принадлежат автолампы, а определить тип цоколя без таблицы не получится. Поэтому изучать разновидности и виды автомобильных лампочек предпочтительнее по европейской классификации IEC.

Ксеноновые

Колба таких автоламп заполнена инертным газом (ксеноном), а свечение обеспечивает электрическая дуга между вольфрамовыми электродами. Благодаря высокой температуре повышается яркость свечения, а цветовой спектр приобретает синий оттенок (4600-6000 K).

Ксеноновые лампы имеют несфокусированный световой поток. Для его фокусировки применяется специальная оптика с линзами. Такие фары имеют обозначения DC, DR и DCR. Запрещено использовать такие источники света в автомобилях, конструкция которых для этого не предназначена.

Галогенные

Кварцевые галогенные лампы применяются для головного света фар. Их колбы заполнены парами галогенов (брома или йода). Наличие газа позволяет поднять температуру нити накаливания до 2700-3000 К и предотвратить выгорание вольфрама. Геометрия с применением короткой спирали обеспечивают хорошую фокусировку и спектр света, приближенный к естественному освещению. Колба таких лампочек изготовлена из кварцевого стекла.

Накаливания

С появлением галогенных автоламп классические лампы накаливания перестали использоваться в качестве основного освещения автомобиля. Внутри вакуумированной колбы из силикатного стекла находится вольфрамовая нить, обеспечивающая свечение при нагревании. В таких условиях максимальная температура нагрева спирали составляет 2000 К, а из-за большой длины нагревательного элемента сложно добиться хорошей фокусировки. Нить часто перегорает, а выгоревший вольфрам оседает на внутренней поверхности стекла.

Светодиодные

За последние несколько лет широкое распространение получили светодиодные лампы (LED). Свечение в них возникает благодаря высвобождению фотонов из полупроводников при прохождении тока, а спектр излучаемого света определяется химическим составом. Светоотдача мощных LED-ламп может составлять 70-100 лм/Вт, что в 5 раз выше, чем у галогенных аналогов. Универсальность позволяет создавать осветительные элементы любой конструкции и компоновки. Благодаря этому их можно использовать во всех системах освещения автомобилей.

к содержанию ↑

Как определить тип цоколя по названию лампы?

На корпусе лампы может быть указана система ее соединения с патроном. Выделяют следующие типы цоколей автомобильных источников света: фланцевый (P), симметричный штифтовой (BA), несимметричный штифтовой (BAY, BAZ), софитный (SV), бесцокольный (W). Последний символ в маркировке обозначает количество контактов: s (1), d (2), t (3), q (4), p (5).

При отсутствии такой маркировки, следует воспользоваться таблицей:

Сфера примененияТип лампыТип цоколя
Головной свет и противотуманные фарыR2P45t
h2 — читать обзорP14,5s
h4 — читать обзорPK22s
h5 (ближний / дальний)P43t
H7PX26d
H8PGJ19-1
H9PGJ19-5
h21PGJ19-2
h26PGJ19-3
h37W/1PG13
h37W/2PGJ13
HB3P20d
HB4P22d
HB5PX29t
Ксеноновый головной светD1RPK32d-3
D1SPK32d-2
D2RP32d-3
D2SP32d-2
D3SPK32d-5
D4RP32d-6
D4SP32d-5
Стоп-сигналы, задние фонари, указатели поворотовP21/5W (P21/4W)BAY15d
P21W — читать обзорBA15s
PY21WBAU15s/19
Габаритные огни, боковые указатели поворотов и подсветка номераW5WW2.1×9.5d
T4WBA9s/14
R5WBA15s/19
H6WPX26d
Подсветка салона и багажника10WSV8,5 T11x37
C5WSV8,5/8
R5WBA15s/19
W5WW2.1×9.5d

С фланцем

Фланцевые лампочки используются для головного света автомобилей. Строгие стандарты расположения спирали позволяют добиться точной фокусировки света. В зависимости от назначения нить накала может быть свернута или растянута вдоль отражателя. Для использования в противотуманных фарах спираль размещается перпендикулярно.

Софитный

Софитные лампы по своей форме похожи со слаботочными предохранителями. Такая конструкция позволяет использовать плоский плафон. Они используются для подсветки салона, багажника, бардачка и номерных знаков.

Стеклянный

Бесцокольные автолампы имеют низкую мощность 1-21 Вт и устанавливаются в габаритные огни, повторители поворотов и панель приборов. Существуют модификации с пластиковым цоколем.

Штифтовый

Штифтовые лампы получили самое широкое применение. На одном автомобиле может быть установлено до 20 таких источников света. Существует 3 модификации:

  1. Симметричное расположение штифтов — прозрачное стекло, 1 спираль.
  2. Штифт, смещенный по высоте — прозрачное стекло, 2 элемента накала.
  3. Штифт, смещенный по окружности — оранжевое стекло, 1 нить накала.
к содержанию ↑

Разъемные соединения светодиодных ламп

Благодаря маленькому размеру полупроводников возможна любая компоновка светодиодных ламп. Они могут быть использованы как для освещения приборной панели, так и для головного света автомобиля. Но для мощных LED необходимо наличие пассивного (радиатора) или активного (модульюя с вентилятором) охлаждения, что затрудняет установку цоколя стандартного типа. Для решения этой проблемы цоколь разделяется на 2 элемента:

  • каркас с системой охлаждения для фиксации лампы;
  • блок с контактами и драйвером на проводе.

Такая конструкция LED-ламп обеспечивает совместимость со всеми существующими типами цоколей.

📋 Пройди тест и сделай правильный выбор

Да, часто включаю фары на стоянке Всегда соблюдаю дистанцию. Бывает по необходимости, но всегда переключаюсь на «ближний». Деньги есть, но они не лишние Малогабаритный с низкой посадкой. Крупногабаритный (микроавтобус, грузовик и пр.). Выбираем лучший тип лампы для твоего автомобиляСоветуем брать что-то из ламп накаливания

Советуем брать что-то из галогенных ламп

Советуем брать что-то из светодиодных ламп

lampaexpert.ru

Маркировка Автомобильных Ламп с Расшифровкой (Основное Обозначение)

Маркировка ламп дает автовладельцу информацию о типе ее цоколя, соответствие действующим стандартам, тип штекерного соединителя, номинальную мощность, напряжение и рабочий ток, также некоторую другую. В большинстве случаев соответствующая информация наносится на их цоколь. Воспользовавшись приведенной информацией, автовладелец может без проблем выбрать лучшие лампы для своей машины. Однако многих водителей вводят в ступор многочисленные непонятные на первый взгляд значки, имеющиеся на лампе и ее упаковке. Поэтому поможем максимально подробно с ней разобраться и узнать какая расшифровка маркировки и имеющихся обозначений на авто лампах.

Картинка интерактивна. При наведении появляется информация о расшифровке

Картинка интерактивна. При наведении появляется информация о расшифровке

Содержание

Виды цоколей и их описание

Основная проблема, с которой сталкиваются автовладельцы при расшифровывании обозначений автомобильных ламп — наличие разных стандартов, а соответственно, и собственно обозначений. Лампы, имеющиеся на отечественном рынке, обозначают по двум типам стандартов — так называемому «советскому» и европейскому. Первый стандарт имеет номер ГОСТ 2023.01-88 и он более упрощенный, чем европейский. Так, буквой «А» в нем обозначается «автомобильная» лампа, а аббревиатурой «АМН» — автомобильная миниатюрная лампа. Если в обозначении имеется буква С (то есть, АС), то это значит, что перед вами лампа софитовая, а если обозначение АКГ — то это автомобильная кварцевая галогенная лампа.

Далее после этих определений на лампе пишется ее мощность (в Ваттах), номинальное напряжение (в Вольтах), а в конце обозначения добавляется номер разработки или попросту техническая информация, которая не имеет прикладной ценности для конкретного автолюбителя. Проблемой «советского» ГОСТа является то, что он не унифицирован. То есть, на разных лампах можно встретить информацию в разных обозначениях, и в разных местах, например, на цоколях, колбах и так далее.

Что касается европейского стандарта ECE, то он является единым, поэтому разобратся с ним проще. Так, в соответствии с ним буквы, имеющиеся на лампах, обозначают:

  • Т — миниатюрная цокольная лампа. Как правило, используется в передних габаритных огнях автомобиля.
  • R — лампа с 15-милиметровым цоколем и колбой диаметром не более 19 мм. Также устанавливается в габаритные огни машины.
  • R2 — диаметр колбы порядка 40 мм. Лампы накаливания применяемые в советское время для дальнего и ближнего света. На настоящий момент почти не используются.
  • P — лампа с 15-мм цоколем и колбой диаметром до 26,5 мм. Может использоваться в поворотниках и/или в качестве ламп для стоп-сигналов.
  • P — если эта заглавная буква помещается в начале маркировки, то это означает, что лампа фланцевая, о ней приведена информация чуть ниже.
  • W — если эта буква установлена после числа, то она обозначает мощность лампочки (например, 60/55 W), а если ее нет, то число обозначает номер конкретной модели лампы (однако чаще всего с ее помощью обозначают именно мощность).
  • W — если эта буква стоит в начале маркировки, то это говорит покупателю о том, что лампа снабжена стеклянным цоколем. Обычно такие лампы используют в фонарях габаритов и для подсветки номерных знаков.
  • Н — буква указывает, на то, что лампа галогенная.
  • Y — если буква находится перед числом, то это означает, что лампа имеет оранжевый цвет колбы.
  • ВА — означает, что лампа штифтовая с симметричным расположением штифтов по отношению друг к другу.
  • BAY — лампа штифтовая со смещением одного из штифтов по высоте.
  • BAU — лампа штифтовая со смещением одного из штифтов по радиусу.
  • BAZ — штифтовая лампа со смещением одного из штифтов по высоте и радиусу (о штифтовых лампах дополнительная информация приведена ниже).
  • SV — лампа софитная, имеющая с двух сторон цоколь. Используется для габаритов и фонарей заднего хода. Ее описание приведено ниже.
  • E — такая лампа имеет резьбовой цоколь.
  • X — такая маркировка используется на лампах нестандартных конструкций.

Иногда можно встретить лампу с уникальным обозначением, например, 9145 — это особая противотуманная лампа.

Указание вольтажа и мощности на двухнитиевых фарах будет несколько отличаться от однонитиевых. Например, обозначение 12V21W говорит автовладельцу о том, что перед ним однонитиевая лампа мощностью 21 Ватт, рассчитанная на номинальное напряжение 12 В. Если же лампа двухнитиевая, то пример обозначения будет следующим: 12V21/4W. Это означается, что номинальное напряжение для лампы составляет все те же 12 Вольт, однако первая нить имеет мощность 21 Ватт, а вторая — 4 Ватта.

Лампы отличаются по самым разным параметрам — форме, рабочему напряжению, мощности и так далее, однако наиболее существенное отличие — тип цоколя. На территории европейских стран маркировка автомобильных ламп выполняется в соответствии с двумя действующими стандартами — IEC (лампы и их арматура, требования к безопасности и прочее, существует много подобных стандартов) и DIN (нормативы освещенности, также действует несколько подобных документов).

Также зачастую в конце маркировки на цоколях можно встретить обозначения того, сколько изолированных от цоколя контактов имеет лампа. Бывают такие варианты:

  • S (single) — один;
  • D (duo) — два;
  • T (tres) — три;
  • Q (quatro) — четыре;
  • P (penta) — пять (присоединительный цоколь).

В расшифровке цоколей автомобильных ламп можно также найти информацию о форме колбы. Она также обозначается с помощью букв. В частности:

  • B — колба овальной формы (B);
  • RP — широкие сверху и сужающиеся к низу;
  • S — напоминающие форму баклажана;
  • G — в виде шарика;
  • T — в виде цилиндра.

Также по количеству букв «С» в индексе лампы можно понять, что перед вами лампа с одной (С), или двумя (СС) верхними спиралями.

Сфера примененияТип лампыТип цоколя
Головной свет и противотуманные фарыR2P45t
h2P14,5s
h4PK22s
h5 (ближний/дальний)P43t
H7PX26d
H8PGJ19-1
H9PGJ19-5
h21PGJ19-2
h26PGJ19-3
h37W/1PG13
h37W/2PGJ13
HB3P20d
HB4P22d
HB5PX29t
Ксеноновый головной светD1RPK32d-3
D1SPK32d-2
D2RP32d-3
D2SP32d-2
D3SPK32d-5
D4RP32d-6
D4SP32d-5
Стоп-сигналы, задние фонари, указатели поворотовP21/5W (P21/4W)BAY15d
P21WBA15s
PY21WBAU15s/19
Габаритные огни, боковые указатели поворотов, подсветка номерных знаковW5WW2.1×9.5d
T4WBA9s/14
R5WBA15s/19
H6WPX26d
Подсветка салона и багажника10WSV8,5 T11x37
C5WSV8,5/8
R5WBA15s/19
W5WW2.1×9.5d

Существует еще одно универсальное обозначение, сообщающее о номере официального утверждения (стандарта), которому соответствует данная конкретная лампаочка. Оно обозначается как буква E с цифрой (например, Е1), и все это обведено в прямоугольник со скругленными углами (или в кружок). Соответствие цифры и страны сведены в таблицу.

НомерСтранаНомерСтранаНомерСтранаНомерСтрана
1Германия11Великобритания22Российская Федерация34Болгария
2Франция12Австрия23Греция37Турция
3Италия13Люксембург24Ирландия40Республика Македония
4Нидерланды14Швейцария25Хорватия42Европейский Союз
5Швеция16Норвегия26Словения43Япония
6Бельгия17Финляндия27Словакия45Австралия
7Венгрия18Дания28Беларусь46Украина
8Чешская Республика19Румыния29Эстония47Южная Африка
9Испания20Польша31Босния и Герцеговина--
10Югославия21Португалия32Латвия--

Номера 15, 30, 33, 35, 36, 38, 39, 41 и 44 не присвоены ни одной стране мира (вакантны).

В целом же, повсеместно используются такие типы цоколей:

  • h5 и H7 — самые распространенные (ближний дальний);
  • H8, h20, h21 — для противотуманных фар;
  • W5W, T10, T4W — для габаритов и боковых указателей поворота;
  • P21W — для основных сигналов поворота;
  • W21W, T20, 7440 — для фонарей заднего хода.

Лампы R2 относятся к старому поколению световых приборов и применяются в двух фарных системах освещения. Их применение ограничивается старым парком автомобилей и сельхозтехники.

Лампы с цоколями типов h2 и H7 применяются в четырех фарных системах освещения автомобиля. Однако на сегодняшний день цоколи типа Н1 считаются устаревшими и используются все реже, и если ее можно было использовать как для ближнего, так и для дальнего света, то с появлением ламп типа Н7 лампы Н1 стали использоваться лишь в системах дальнего света и в противотуманных фарах.

Популярность цоколя Н4 обусловлена ее высокими эксплуатационными характеристиками. В частности, они отличаются простотой установки, регулировки и замены. Но такие лампы обладают существенным недостатком — сравнительно низким световым потоком. Например, световая отдача для нити ближнего света такой лампы составляет около 1000 Лм, в то время как, например, у Н7 — 1500 Лм.

Для подсветки приборной панели зачастую используют лампы, имеющие пластмассовый цоколь. Они отличаются надежным креплением контактов лампы, патрона и питающего штекера. Несомненным преимуществом таких ламп является то, что отсутствие металлических составляющих обеспечивает невозможность их окисляться, ржаветь и прикипать. Кроме галогенных есть такие же газоразрядные лампы с пластмассовым уплотнительным патроном.

Самыми новыми и технологичными являются патроны типов Н8, Н9 и Н11. Они отличаются мощным световым потоком и единственные, которые могут использоваться в современных особо компактных фарах, дающих, однако, сильный световой поток. Лампы в цоколе НВ3 и НВ4, как и Н8, Н9 и Н11 могут использоваться как отдельно, так и вместе с газоразрядными ксеноно-металлогалогенными лампами. Такое сочетание различных типов ламп обеспечивает максимальный и очень качественный световой поток.

HB1 и HB2 — это двухнитевые фары для американских машин, HB3 и HB4 — однонитевые, чаще встречаются на японских автомобилях

Цоколь с защитным фланцем

О наличии защитного фланца свидетельствует буква Р, с которой собственно и начинается маркировка непосредственно цоколя после указания его типа (например, h5-P43t). С таким фланцем обычно выпускают мощные лампы для головных фар. В частности, лампы ближнего, дальнего света, комбинированные варианты, а также противотуманные фары, рассчитанные на тип цоколя h4, h5, H7, HB3, HB4. Аналогично выпускаются менее востребованные фары типов h2, h22, R2 и некоторые другие.

Софитные

Как указывалось выше, софитные лампы имеют обозначение SV. Данная автомобильная лампа имеет цилиндрическую форму и длину корпуса около 30…40 мм, а также два цоколя по краям. Выбор подобной конструкции обусловлен соображениями по экономии внутреннего пространства и желанием минимизировать размер плафона лампы. Эти источники света, как правило, используют в салоне автомобиля, в частности, в светильниках, которые встраиваются в его обивку. Реже подобные лампы используют в светильниках, предназначенных для подсветки регистрационного автомобильного знака, а также для стоп-сигналов (пример обозначения — C5W-SV8.5-8).

Штифтовые

Штифтовые лампы имеют гладкий цилиндрический цоколь с двумя штифтами для жесткой фиксации. У ламп с обозначением BA они расположены симметрично, а у изделий с обозначением BAY и BAZ — ассиметрично. В последнем случае смещение штифтов обеспечивает невозможность установки лампы другого типа, в частности, белой вместо желтой или наоборот. Пример обозначения — PY21W-BAY15s. В данном случае эту надпись можно расшифровать так: лампа имеет желтую колбу, штифтовый цоколь с диаметром 15 мм и одним контактом, мощность лампы составляет 21 Вт.

Лампы со стеклянным цоколем

Лампы, имеющие стеклянный (не металлический) цоколь обозначаются английской буквой W. После нее в надписи приводится размер цокольной части в миллиметрах. Подобные лампочки очень востребованы среди автолюбителей, поскольку они повсеместно используются в различных фонарях — указателях поворотов, габаритных огнях, приборной панели и так далее.

Новые виды цоколей

В настоящее время все активнее ведутся разработки более совершенного, светодиодного, освещения. Такие лампы воспроизводят мощный световой поток, и при этом потребляют меньше энергии и имеют очень длительный ресурс (срок службы). Однако многие из них рассчитаны и на установку стандартные Н-цоколя, описанные выше. Обратите внимание, что все светодиодные лампы имеют в своем обозначении английскую аббревиатуру LED.

Светодиодные лампы имеют различные цоколя. Они могут быть рассчитанными как на установку в стандартных фарах (например, Н1), так и в специально разработанных для них посадочных мест. Зачастую они рассчитаны именно на установку в новые лампы, которые имеют особую оптику, поэтому этот момент необходимо уточнять дополнительно перед покупкой той или иной лампы. В противном случае установка такой лампы в обычную фару не даст должного эффекта, будет слабое освещение, а сама лампа и непосредственно фара могут перегреваться, оплавляться и в конечном итоге выйти из строя.

Описание маркировки галогеновых ламп

Галогенные автомобильные лампы являются, пожалуй, одними из наиболее распространенных типов. Их легко можно узнать по форме, однако на их цоколе и колбе нередко можно встретить обозначения, малопонятные некомпетентному в данном вопросе автовладельцу. Первое, о чем стоит сказать — галогенные лампы на цоколе обозначаются английской буквой H (обычно она идет в самом конце ряда с зашифрованными данными, начинающими информацией о производителе). На изделиях некоторых известных производителей, например Philips, иногда галогенные лампы в конце шифра идентифицируют буквой U. В настоящее время их существует несколько видов — h2, h3, h4, h5, H7, h21, h37, HB3, HB4 и прочие. Они не являются взаимозаменяемыми и в конкретную фару можно устанавливать лишь предписанную для нее лампу. Это связано с ее геометрическими формой и размером.

В настоящее время многие производители ламп выпускают так называемые «голубые» лампы или «невидимки». В первом случае они обозначаются как Blue (в переводе с английского языка — голубой, синий). Как понятно из названия, их свет имеет голубоватый оттенок. Обычно кроме непосредственно надписи на колбе и на упаковке само стекло такой лампы также имеет голубоватый оттенок. Аналогично «невидимки» маркируются английским словом Silver (серебро). Они имеют белый оттенок. Такое обозначение наносят как на лампу, так и на ее упаковку.

Нередко в описании той или иной лампы можно встретить надпись +30%, +50% и так далее (зачастую на их упаковках присутствует надпись up to +…% more light или подобные). Это означает, что по заверениям производителей данная лампочка при потреблении того же количества энергии выдает световой поток на указанное количество процентов больше, чем аналогичная стоковая. На самом деле это не всегда так, и зависит как от производителя, так и от конкретной модели лампы. Эту информацию нужно уточнять дополнительно в интернете или в литературе. Будьте осторожны, нередко такая надпись является лишь маркетинговым ходом, цель которого — ввести покупателя в заблуждение.

Лампы, имеющие увеличенный ресурс, обозначаются английским словом LongLife (дословно — долгая жизнь). Эти изделия действительно служат дольше, однако их точные характеристики необходимо уточнять на упаковке, поскольку они могут значительно отличаться. Другое обозначение аналогичных ламп с большим ресурсом — HD LL. В частности, таким образом подобные лампы маркируют известные производители Philips и Narva. А вот производитель Osram свои аналогичные изделия маркирует простой буквой L (Long).

При покупке новой лампы можно взять аналогичную старую с собой, и пойти с ней в магазин. А там уже самостоятельно или с помощью продавцов подобрать такую же или ее аналог с какими-либо измененными на ваш вкус характеристиками.

Описание маркировки ксеноновых ламп

Ксеноновые лампы (аналогично галогенным) имеют особое обозначение — букву D. Обратите внимание, что такие ксеноновые лампы необходимо устанавливать лишь в специально предназначенные для них фары. Это связано с особенностями конструкции последних. В противном случае они не будут обеспечивать должного светового потока, а это можно по ошибке принять за их низкое качество. Однако существуют и такие «ксенонки», которые можно устанавливать вместо «галогенок».

Газоразрядные лампы на основе ксенона условно можно разделить на три большие группы:

  1. Для цоколей h2…h37, HB3…HB5, которые устанавливаются в переоборудованные штатные фары различных транспортных средств.
  2. Биксеноновые фары, имеющие обозначение h5M, HB1M, h23M и другие с аналогичным обозначением буквой «М». Их предназначение заключается в замене галогенных ламп, которые одновременно являются как источниками ближнего, так и источниками дальнего света.
  3. Ксеноновые лампы с цоколями типа D1S, D1R – D4S, D4R. Эти источники света устанавливаются автопроизводителем в фары сразу с конвейера. Обратите внимание, что конструкция этих фар отличается от традиционных, рассчитанных на «галогенки». Поэтому в них нужно устанавливать лишь такие лампы!

Лампы типа D2S D2R PHILIPS являются самыми первыми вариантами штатных ксеноновых ламп. Они были изобретены в конце 1990-х и устанавливались на некоторые европейские автомобили. Запомните, что ксеноновые лампы D2S предназначены для установки в линзованные фары (там, где установлена линза), а D2R — для установки в рефлекторные фары, то есть, в такие, где линзы нет, а лишь имеется отражатель. Их ни в коем случае нельзя путать, поскольку если вместо D2S поставить D2R, то значительно уменьшится яркость, а вот если вместо D2R поставить D2S то светотеневая граница будет более размытой, и фара будет значительно слепить встречных водителей, что небезопасно в дороге.

Более совершенными, пришедшими на смену описанным выше лампам, стали D4S и D4R. Их стали устанавливать на японские машины Toyota и Lexus. Они отличались тем, что в их составе не было ртути, то есть, они были более экологически безопасными, из-за чего они приобрели название — D4S XenEco. Яркость этих ламп немного меньше чем у D2S. В частности, она составляет около 3050 Лм, в то время как у D2S это значение соответствует 3200 Лм. Однако эти лампы после их выхода из строя нужно обязательно утилизировать в соответствующих пунктах.

Заключение

При выборе той или иной лампы для своего автомобиля в первую очередь необходимо руководствоваться рекомендациями изготовителя машины. В мануале (или технической документации) четко указано, какие лампы нужно устанавливать в фары головного света, а также в задние, боковые и внутренние (салонные) фонари. В первую очередь необходимо обращать внимание на тип цоколя, поскольку именно этот фактор обеспечивает покупку лампы, которая без проблем будет установлена в посадочное место. Что касается производителя, то тут нужно выполнять выбор на основании соотношения цены и качества, как и при выборе любого другого изделия. Если вам известны какие-либо другие обозначения, не вошедшие в данный материал, — поделитесь этой информацией в комментариях ниже. Тем самым вы поможете другим автовладельцам при выборе конкретной лампы или при расшифровке непонятного обозначения.

Не нашли ответ на свой вопрос?

Спрашивайте в комментариях. Ответим обязательно!

etlib.ru


Смотрите также